Воскресная проповедь 16.06.13 Печать

"Сегодня мы слышали часть Евангелия, прочитанное за Божественной литургией. Наверно, не все из нас  понимают эти слова, а слова эти говорят нам следующее - Бог произносит священническую молитву: «Отче! прославь Сына Твоего, да и Сын Твой Тебя прославит». Сын Божий говорит слова торжественной молитвы Отцу за Себя Самого, за Своих учеников и за будущую Свою Церковь. Прославляет Своего Отца, потому, что пришел на землю совершить волю пославшего Его Отца. Молитва эта может быть разделена на три части. В первой части молится за Себя Самого. Во второй части просит за Своих учеников. В третьей части молитвы, молится за верующих в Него. Он просит, чтобы Отец не оставил тех людей, верующих во Христа, могли осуществить свое назначение - составить Церковь Христову, которых Он дал Ему, - чтобы «никто из них не погиб, токмо сын погибели».

 

12  Когда Я был с ними в мире, Я соблюдал их во имя Твое; тех, которых Ты дал Мне, Я сохранил, и никто из них не погиб, кроме сына погибели, да сбудется Писание.

(Евангелие от Иоанна, 17:12)

Почему Христос молится Отцу? Прежде, чем пойти навстречу врагам, которые поведут Его на суд и мучения Сын Божий возносит торжественную молитву как первосвященник, приготовившийся совершить великое жертвоприношение за грехи всего человечества - для искупления людей отдает Свою собственную жизнь. Он есть краеугольный камень Церкви, а Церковь может достигнуть своей цели только тогда, когда Глава ее Христос будет прославлен. Иисус прежде всего просил, чтобы Отец небесный облек Его добровольное человеческое естество предвечной славой, которой Он лишил Самого Себя, приняв вид раба; затем, чтобы сохранил во имя Свое тех возлюбленных Им, которые были с Ним в мире.

В предыдущее воскресение мы читали Евангелие, где Господь обличает Иудеев и фарисеев. Он сказал им «вы от нижних, Я от вышних; вы от мира сего, Я не от мира сего, вы умрете во грехах ваших, если не уверуете, что это, Я». Обличил их так, что они взяли камни и хотели камнями забросать Бога! Произнесенные слова Христа показались иудеям прямым богохульством, и те люди, которые час назад, казалось, веровали во Христа, теперь берутся за камни, чтобы побить Его ими. И что же говорит евангелист? Евангелист говорит: «еще не пришел час Его». И Он прошел так мимо них, что они Его не увидели. Христос успел скрыться в толпе богомольцев, не принимавших участие в споре, и ушел из храма.

 

20  Сии слова говорил Иисус у сокровищницы, когда учил в храме; и никто не взял Его, потому что еще не пришел час Его.

(Евангелие от Иоанна, 8:20)

 

59  Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

(Евангелие от Иоанна, 8:59)

И вот сегодня говорит нам евангелие, Он читает, - последнюю молитву! - потому что впереди Гефсиманский сад, моление у камня, ночной сумрак, окружающее безмолвие, таинственный вид их движений, что предательство было уже в действии. Иисус обернулся и с грустью сказал им, пророчество: «поражу пастыря, и рассеются овцы стада». Но, несмотря на все это, Он как пастырь предварит их в Галилее. Они все отвергали возможность такого оставления своего Господа, и Петр, взволнованный уже этим явным недоверием к его постоянству, отрицал это громче и настойчивее всех. Ученики удивляются, почему Бог, или Сын Божий, а на Него такое ополчение? Они уже несколько раз прерывали течение Его мыслей вопросами, которые хотя и не встречали укора с Его стороны, но очевидно печалили Его тою пустотой и непонятливостью, которую они обнаруживали во всем, что Он старался внушить им. Одни снимают с себя одежды и постилают Ему дорогу в Иерусалим, а другие, ненавидя, берут камни, чтобы бросить в Него. И вот сегодняшняя молитва, она покрывает все сомнения, потому что Сын Божий для этого пришел, чтобы пострадать. Потому что Сын, и Отец, и Дух Святой, это Триединое Божество. Сын благодарит Бога за то, что Он дал Ему славу, - еще прежде не было мира, а Он уже находился в славе у Отца. Затем Бог просит Отца, чтобы не остались сироты (одиноки) те, кто верил Ему, те, кто и шел за Ним, - Сыну Человеческому нужно пострадать на кресте, принять добровольную крестную смерть… пролить кровь, открыть узы ада, сойти в ад и даровать вечность всем тем, кто ожидал Его Пришествия. Иисус знал, что страшный час Его глубочайшего унижения настал, что с этого момента до великого возгласа, с которым Он предал дух Свой, Ему ничего не оставалось на земле, кроме мук телесной боли и терзаний душевной тоски. Все, что только может вынести человеческая природа, поразить Его страждущее тело, вся мука, какую только может причинить жестокое и сокрушительное оскорбление, обрушится на Его душу. Самая жгучая боль, сокрушительный позор, вся тяжесть греха человеческого - вот с чем Он должен был встретиться теперь, в самом чудовищном их сочетании. Оставалось сделать еще одно, прежде чем началась действительная борьба, истинная мука, укрепить Свое тело, ободрить душу молитвой и уединением, подготовить дух для встречи того часа, когда все царство зла обрушится на невинного и Святого. Нам с вами эта молитва назидание – ведь можно уверовать в истину и спастись, а можно отрицая бытие Бога, погибнуть. Бог просит Отца Своего, чтобы ту Церковь в лице учеников Своих и Апостолов, чтобы Он утвердил, ниспослал им Духа Святаго, Который бы утешит их, Путе водил и нас с вами, - «во все дни до скончания века». Я посылаю, говорит Иисус: - обетование Отца Моего на вас, что обещал Мой Отец через пророков, именно излияние Святого Духа, новую силу - Силу свыше.

 

19  Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,

20  уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

(Евангелие от Матфея, 28:19-20)

И благодаря Духу Святому мы с вами здесь в храме на молитве стоим. Благодаря Духу Святому всё созидается! Благодаря Святому Духу жизнь живёт! Отойдя от нас, Он дал в Духе Святом возможность еще ближе чувствовать Его присутствие, и еще теснее стали самые объятия любви, чем какими могли бы наслаждаться, находясь с Ним в доме Назаретском или плавать с Ним в лодке по прозрачным водам Геннисарета. Ибо сказал Христос: «созижду церковь Мою, и врата ада не одолеют до скончания века».

 

18 и Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей:

(Евангелие от Матфея, 16:18)