Воскресная проповедь 25.08.2013 Печать

"Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа.

- Аминь.

Понуди Иисус ученики Своя войти в корабль и идти на оном полу. Пользуясь своей властью, Иисус заставил учеников сесть в лодку и раньше Его отправиться за озеро по направлению к Капернауму или западной Вифсаиде. Говорит потому, что необходимо избавить учеников от опасности народного энтузиазма, который мог перейти в насилие и ускорить Его смерть. То чудо, которое совершил Иисус пред народом – пятью хлебами накормил пять тысяч!.. - произвело глубокое впечатление на присутствующих.

Народ, ликуя между собой, стал говорить: «воистину пророк восстал среди нас».

16  И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.

(Евангелие от Луки, 7:16)

Иные между собой говорили, что это либо или Илия, или Иеремия пророк… Иные говорили, что это Тот Мессия, о Котором как раз соответствовало ходячему ожиданию, и народ начал толковать между собой, что это несомненно тот пророк, которому должно прийти в мир. Иудеи как нация, чувственно и грубо понимали характер Мессии и цель Его посланничества. Предсказание пророков об Его пришествии и служении были так ясны, что господствовало всеобщее ожидание явления в мир некоторого великого Освободителя и на Его пришествие смотрели как на одно из величайших событий в мировых летописях. Евреи стенали под чужеземным игом, и нетерпеливо ожидали освобождения от оного, они надеялись на то, что Обещанный Мессия, как царь, поведет их в бой с врагами и изгонит Римские легионы с их священной земли. Христос есть Греческое слово, означающее помазанник, слово Мессия есть Еврейское и означает то же самое, что и Греческое.

14  Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.

(Евангелие от Иоанна, 6:14)

И они собрались Его сделать царем, - царем Рима. И наступает такое торжество при сгущающемся сумраке, – сколько радости, веселья среди народа, который в сердечном ослеплении не понимал того, что царство Его - духовное. Освобождение Им Евреев долженствовало проявиться в освобождении не только их, но и всего человечества от уз и владычества греха, что плодами сего освобождения будут святость и жизнь вечная. А о каком Царстве говорит Христос? Даже будучи приведен на допрос к Пилату, - перед Крестными Страданиями, - Христос говорил: «Царство Мое не от мира сего; если бы Царство Мое было бы от мира, то служители Мои подвизались бы за Меня, чтобы Я не был предан Иудеям; но ныне Царство Мое не отсюда». Явная невинность Божественного Страдальца долго удерживала Пилата, хотя и привычного к смертным приговорам. К заступничеству за Иисуса побуждала Пилата и жена его: не делай ничего праведнику тому, просила она мужа, потому что я ныне во сне много пострадала за Него. (Мф.XXVII, 19).

36 Отвеща Иисус: Царство Мое несть от мира сего: аще от мира сего было бы Царство Мое, слуги Мои (убо) подвизалися быша, да не предан бых был Иудеом: ныне же Царство Мое несть отсюду.

(Евангелие от Иоанна, 18:36)

Когда же Христос покинул и остальных и быстро ушел от них на вершину горы, чтобы там помолиться наедине со Своим небесным Отцом, то остался один. Ему необходимо было укрепиться духом, потому что впереди были страшные испытания. Ни на минуту не оставляя Своих учеников, Он, всё же, был далеко от них. Совершенно иными были чувства, с которыми великий Первосвященник взбирался по скалистым уступам на этот величественный горный алтарь, который в храме ночи как бы ближе возносил Его к звездам Божиим. Он нисколько ни обманывался насчет короткого блеска непрочной популярности, которая могла исчезнуть на следующий день.

Тем временем поднялась на море буря, сильный ветер, и ученики пытаются приложить все усилия, чтобы справиться со стихией, - переплыть на другой берег. И сколько бы они ни гребли своими веслами, - а против ветра и течения сложно пойти. И так они боролись, как говорит евангелист Матфей, почти всю ночь. Проходил час за часом, а над этой одиноко склонившейся в молитве фигурой на горах и над теми, что боролись внизу с разъяренной стихией, до изнеможения работали на веслах, опустилась ночная тьма и завыли бурные ветры. В четвертую стражу ночную Христос перед утренним рассветом идет к ним по морю. Начиная с шести вечера до шести утра, стражи сменяли друг друга. Ночные посты и стражи сменялись у иудеев и греков три раза в течение ночи. У римлян было четыре стражи, и этот обычай, со времени Помпея, распространился и в Палестине. И вот находясь в последней крайности, они увидели какой-то блеск во тьме: какая-то странная фигура с развивающимися одеждами двигалась к ним. Ученики пришли в ужас. Им показалось, что видят призрак, блуждающий по волнам - и от этого возопили. И тогда прозвучал божественный голос: «не бойтесь, это Я». Голос этот успокоил их страхи и один из учеников, - ревностный, и тот самый, который имеет порывистую любовь и сильную пылкость к Учителю, обращается к Нему, говоря: «если это Ты, Учитель, позволь мне подойти к Тебе». Учитель сказал: «дерзай». Петр выходит из лодки, становится в кипящие волны бушующей воды - именно так, как мы становимся с вами на твердую почву, и вода его держит. Его взор устремлен на Учителя, ветер мог трепать ему волосы и волны обрызгивать его одежды - все было нипочем, ничто не могло помешать Петру смотреть на своего Наставника. Но вдруг что-то помешало. Когда его взор устремился на яростные волны и мрачную бездну под его ногами, то начал тонуть. Стоило ему посмотреть в сторону, откуда, как казалось, надвигается опасность, - что это, может быть та волна, которая сейчас накроет его, - начал погружаться в глубину. Эти сомнительные мысли, внезапно родившиеся в его уме, лишили его всего того, той силы, когда он только что стоял на водной стихии.

Тогда Петр возопил: «Учитель! помоги, утопаю». Учитель подавая ему руку не оставил его без помощи. С улыбкой и сожалением сказал ему: «маловерный! почто ты усомнился?» И оба вошли в корабль. И как только, стоило Иисусу войти в корабль, ветер быстро стих и то нестроение водное успокоилось, и они скоро приблизились к залитому лунным светом берегу, и прибыли в пристань, где им следовало быть. Ученики и лодочники подошли к Христу, обращаясь к Нему с титулом, который раньше прилагал к Нему только Нафанаил, восклицали: «Воистину Ты Сын Божий»!

Если мы, подобно Петру, устремляем взоры наши на Спасителя, то также можем спокойно и торжественно ходить по вздымающимся волнам неверия и бесстрашно среди бушующих ветров сомнения; но если мы отвратим свои взоры от Того, в Которого уверовали, если мы будем смотреть скорее на силу и ярость этих страшных и разрушительных стихий, чем на Того, Который может помочь и спасти, тогда конечно и мы неизбежно потонем.

Аминь.

 

Евангельское чтение
Мф. XIV, 22–34.
22 И тотчас понудил Иисус учеников Своих войти в лодку и отправиться прежде Его на другую сторону, пока Он отпустит народ.
23 И, отпустив народ, Он взошел на гору помолиться наедине; и вечером оставался там один.
24 А лодка была уже на средине моря, и ее било волнами, потому что ветер был противный.
25 В четвертую же стражу ночи пошел к ним Иисус, идя по морю.
26 И ученики, увидев Его идущего по морю, встревожились и говорили: это призрак; и от страха вскричали.
27 Но Иисус тотчас заговорил с ними и сказал: ободритесь; это Я, не бойтесь.
28 Петр сказал Ему в ответ: Господи! если это Ты, повели мне придти к Тебе по воде.
29 Он же сказал: иди. И, выйдя из лодки, Петр пошел по воде, чтобы подойти к Иисусу,
30 но, видя сильный ветер, испугался и, начав утопать, закричал: Господи! спаси меня.
31 Иисус тотчас простер руку, поддержал его и говорит ему: маловерный! зачем ты усомнился?
32 И, когда вошли они в лодку, ветер утих.
33 Бывшие же в лодке подошли, поклонились Ему и сказали: истинно Ты Сын Божий.
34 И, переправившись, прибыли в землю Геннисаретскую.