Воскресная проповедь 06.10.2013 Печать

6 октября 2013 года протоиерей Димитрий Осяк на Божественной Литургии обратился к прихожанам со словом проповеди:

"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. - Аминь.

Близ города Вифсаиды, у твердого песчаного берега, Спаситель привел в исполнение Свое намерение. Пришел в ближние селения и города, чтобы и там обратиться к народу с проповедью Царства Божия. На берегу полная тишина, народ внимает добрые речи Иисуса, складывает услышанное в свое сердце. Во время проповеди Своего Учителя, ученики - чистили сети, как говорит Евангелие, которое только что было прочитано, а ночью, самое удобное время для ловли, рыбы собираются в косяк, и это является подходящим временем, когда можно иметь успех. Но так как теперь они совсем не имели успеха, то двое из них, сидя на берегу, - на столь недалеком расстоянии от Христа, что, благодаря окружавшей тишине, могли даже слышать голос Его, - промывали сети.

Другие двое, сидя в своей лодке с наемными рабочими и Заведеем, отцом своим, чинили сети. Во время беседы Иисуса, народ - иные с желанием уловить каждое слово, исходящее из уст Того, Кто говорил так, как никогда не говорил человек, а иные с желанием прикоснуться к Нему и тем исцелиться от одержавших болезней, - теснился к Нему больше и больше до непристойности затрудняя Его движения и тесня Его к озеру. Сами того не замечая, они имеют желание как можно ближе приблизиться к проповеднику и тем самым напирают впереди стоящих. Всегда бывает так, когда собирается много народа. И так дошло до того, что Иисус оказался уже у водной преграды. Взглянув на воду, увидел две лодки. Одна из них была причалена близ берега. Он дает знать ученику, чтобы тот взял Его в свою лодку. Далее Иисус произносит речь уже на воде, сидя в лодке. С этой удобной кафедры, свободной от всякой тесноты, Он поучал не в скучных избитых формах мертвой нравоучительности, а в дышащих жизнью мыслях и жгучих словах. Так незаметно прошло полдня.

Когда Учитель закончил говорить, то Он думал не о Себе и о Своем утомлении, а о Своих бедных, потерпевших неудачу, учениках. Он заметил, что во время Его беседы они, будучи заняты своим ремеслом, в то же время готовились к будущему делу, обещавшему им больше успеха. Обращаясь к Петру, повелевает: «зайдите в глубину и киньте сети», хотя Симон-Петр не просил Учителя - они и так устали, ведь всю ночь рыбалили безрезультатно, - но тем не менее, конечно же, они имели надежду на то, что, всё же, им удастся лов. Пойманную рыбу они продадут, а вырученные деньги принесут в семью. Мы знаем, что Петр был женат и имел двоих детей. Симон-Петр был в унылом настроении духа; Учитель сказал ему, чтобы в этот самый разгар дня закинул сети, - а это уж было, конечно, как считал Петр, просто неразумно, потому как в это время дня рыба почти не ловится. Но, видимо, Учитель взглянул на него так, что достаточно одного взгляда и простого слова со стороны Того, Кого он так глубоко чтил и свидетелем могущества Которого он уже был столько раз. И уже не прекословя Ему, «Учитель! по слову Твоему я сделаю, как Ты велел». Лодка отошла с берега, сети были заброшены, и его вера была вознаграждена. Сети мгновенно наполнились множеством рыбы.

Трудовой промысел стоял на первом плане. Симон и Андрей, выбирая из озера сети, удивились от улова множества рыб. Одна лодка не может вместить весь необычайный улов. И тем временем вторая лодка, в которой сидели братья Иаков и Иоанн, наблюдали за всем происходящим. В Евангелии не говорится, чтобы он кричал, звал, - видимо, были они на далеком расстоянии от берега и их голос не был бы услышан. Видимо, были они в стороне, потому что Петр, как говорит евангелист, «Подавал знак рукой». Взмахом руки окликнул Заведея с сыновьями, - которые подплывши, наполнили вторую лодку, что едва-едва стала погружаться в воду, и лодки, полные груза, причалили к берегу. Петр, признавая всю силу чуда, с свойственным ему порывов припал к коленам Иисуса. Имея черту неподдельной правдивости, говорит: «Учитель, выйди от меня!» Почему же он произнес такие слова? - Петр, который всегда был прямолинейный, который всегда то, что думает, то и говорит. Даже тогда, когда Христос воскрес, он, будущий апостол, вошел в гробницу, - этого было непозволительно делать, но он вошел, потому что имел такой твердый напористый характер!.. - а здесь на берегу он падает на колени перед Учителем и говорит, что он недостоин даже стоять возле своего Иисуса. Луч сверхъестественного озарения открыл ум как его собственное греховное не достоинство, так и то, Кто был с ним в лодке. Это был вопль самообличения, который уже обнаруживал задатки высшего благородства. Петр понимает, что перед ним стоит Некто Великий, осознавая всю свою греховность, он считает, что этот Божественный огонь может попалить его, потому-то он говорит: «Учитель! я грешный человек».

На это последовал кроткий ответ: «Не бойся: отселе будешь человеки ловя». Христос пророчествует ему о будущем. Спаситель, как и во всем Своем учении, уловил особенность обстоятельств данного момента и воспользовался их внутренним смыслом. Не бойся; впереди предстоит тебе большой труд проповедника. Ты грешный человек, омытый и очищенный, искупленный и освященный, должен был преследовать «призывать» в более благородном труде добычу, которая, будучи поймана сетью Евангелия не умрет, а придёт к спасению. Первая проповедь по воскресение Господа Иисуса, произнесенная Апостолом Петром «Мужи Иудейские, и все живущие в Иерусалиме!» - именно тогда, когда при наступлении дня Пятидесятницы на апостолов сошел Святой Дух, приняли веру во Христа около 3000 человек. Когда же он обратится к народу во второй раз, многие из слушавших слово уверовали, и было число таковых обратившихся к спасению около 5000 человек.

Когда Петр и Андрей, а также ученики Иаков и Иоанн услышали о призыве Учителя, они оставили лодки, оставили рыбу, - ради чего они, собственно, были на этой водной стихии. Они оставили всё своим близким, товарищам, друзьям и пошли за Христом. Хотя Господь обращается только к одному Симону, но, очевидно, и другие ученики Господа поняли, что для всех них наступило время оставить свои обычные занятия и путешествовать вместе с их Учителем. Они уже были призваны Иисусом на берегах Иордана; они уже слышали свидетельство Иоанна Крестителя; но от них еще не требовалось оставить все и следовать за ним; они еще не свыклись с чудесами, подкреплявшими их веру; они еще не пришли к полному признанию того, что следовавшие Ему были, не только безопасны под Его святым руководством, но и должны получить сторицею во всем, что составляет истинное и достойное счастье даже в этой жизни, а в будущем мире жизнь вечную. Аминь.

 

Евангельское Чтение

Лк., 17 зач., V, 1-11.

Глава 5.

1Однажды, когда народ теснился к Нему, чтобы слышать слово Божие, а Он стоял у озера Геннисаретского, 2увидел Он две лодки, стоящие на озере; а рыболовы, выйдя из них, вымывали сети.

3Войдя в одну лодку, которая была Симонова, Он просил его отплыть несколько от берега и, сев, учил народ из лодки.

4Когда же перестал учить, сказал Симону: отплыви на глубину и закиньте сети свои для лова.

5Симон сказал Ему в ответ: Наставник! мы трудились всю ночь и ничего не поймали, но по слову Твоему закину сеть.

6Сделав это, они поймали великое множество рыбы, и даже сеть у них прорывалась.

7И дали знак товарищам, находившимся на другой лодке, чтобы пришли помочь им; и пришли, и наполнили обе лодки, так что они начинали тонуть.

8Увидев это, Симон Петр припал к коленям Иисуса и сказал: выйди от меня, Господи! потому что я человек грешный.

9Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных; 10также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

11И, вытащив обе лодки на берег, оставили всё и последовали за Ним.

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи. Ангела Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Всех вас с воскресным днем. Напоминаю, что воскресный день это есть Малая Пасха. Один из дней, которые Бог освятил, это является день седьмой. Об этом нам благовествует четвертая Заповедь: «Помни день субботний, еже святите его: шесть дней делай и сотворивши в них вся дела твоя, в день же седьмой, суббота Господу Богу твоему».

И кто не чтит седьмой день: сам работает, либо кого-то заставляет работать в этот день, удачи и благополучия не может получить. Только тогда, когда мы чтим Бога и твердо исполняем Его заповедь, Бог даст нам сил в остальные шесть дней, помощи и разума в наших житейских или трудовых делах. Святыми и угодными Богу делами являются: забота о спасении своей души, молитва в храме Божием и дома, изучение Закона Божия, просвещение ума и сердца полезными познаниями. Помощь бедным, посещение больных и заключенных в темнице, утешение печальных и другие добрые дела.

8 Помни день субботный, еже святити его:

9 шесть дний делай и сотвориши (в них) вся дела твоя:

10 в день же седмый, суббота Господу Богу твоему: да не сотвориши всякаго дела в онь ты и сын твой и дщерь твоя, и раб твой и раба твоя, и вол твой и осля твое и всякий скот твой, и пришлец обитаяй у тебе:

11 зане в шести днех сотвори Господь небо и землю, море и вся яже в них, и почи в день седмый: сего ради благослови Господь день седмый и освяти его.

(Исход, 20:8-11)

Служба сегодня в 16:00 с чтением Акафиста Святителю Димитрию, Митрополиту Ростовскому. На неделе служба - в понедельник вечерня в 16:00, и во вторник в 08:00 начало Божественной литургии. Во вторник прославление памяти преподобного Сергия, игумена Радонежского чудотворца. Затем во вторник вечерня в 16:00, и в среду в 08:00 начало Божественной литургии. В среду память Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова, и затем второй праздник - Святителя Тихона, Патриарха Московского и всея Руси. Затем служба у нас в пятницу в 09:00 молебен водосвятный с чтением Акафиста, в пятницу вечерня в 16:00, и в субботу в 08:00 начало Божественной литургии. В субботу вечерня в 16:00, и в воскресение в 08:00 начало Божественной литургии.

Вам же дай, Господи, Ангела Хранителя и Божие благословение на предстоящую неделю. Дай, Господи, всем нам сегодня почтить Божий день и отдохнуть от суеты земной, а завтра со свежими, новыми силами достигать то, что мы оставили на потом. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.