Воскресная проповедь 20.10.2013 Печать

20 октября 2013 года на Божественной Литургии настоятель нашего храма протоиерей Димитрий осяк обратился к собравшимся со словом проповеди:

"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. - Аминь.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Евангелие от Иоанна, 3:16)

В часы утренней прохлады Иисус отплывает от южных конечностей озера вниз по Иорданской долине. Иордан мы знаем как реку не широкую, но довольно продолжительную. Самое ценное в ней то, что крестился в реках Иордана Иисус Христос. Справа остается Фавор, знаменитая гора, где впоследствии Христос «преобразиться пред Своими учениками», а слева селение Ен-дор (Аэндор), - удаляясь от этой местности, Иисус легко прибывает в маленький городок под названием Наин. В этот светлый и счастливый день служение Его народу, который сопровождает Его всегда, - и сейчас путь к городу состоял в сопровождении большого количества людей, а также учеников. Шум, крик, радость, торжество!..

Отставшие путники спешат, обгоняя впереди идущую толпу. Узкая тропинка, большая сложность передвижения по скалистой дороге не пугает народ, который в радости и обожании идет за Своим Проповедником. И так незаметно настало полуденное время, когда народ вместе со своим Учителем подошел к городским воротам - небольшого городка. Восторженное шествие, ликующая толпа, исполненная высоких надежд и не всегда истинных воззрений на грядущего Царя, взбирается по узкой дороге, ведущей к городским воротам Наина. Хочу обратить ваше внимание на сказанные слова «Не всегда истинных воззрений на грядущего Царя» - Христос пятью хлебами накормил пять тысяч человек. Чудо произвело глубокое впечатление на народ, и народный энтузиазм мог перейти в насилие и ускорить Его смерть открытым восстанием против римского правительства в попытке сделать Иисуса земным Царем. А разве Иисус Христос пришел для этого в мир?.. Он пришел спасти мир. Он пришел спасти нас с вами - дать возможность человеку вернуться в райские селения небесного мира. Человек же пытается получить земные блага потому, что вот они, рядом лежат, бери их, но это ошибочно, блага всего лишь временные, которым скоро будет конец. Не следует человеку опираться на скоропроходящее и кажущееся, не следует мерить земным, вещественным мерилом.

14  Тогда люди, видевшие чудо, сотворенное Иисусом, сказали: это истинно Тот Пророк, Которому должно придти в мир.

15  Иисус же, узнав, что хотят придти, нечаянно взять Его и сделать царем, опять удалился на гору один.

(Евангелие от Иоанна, 6:14-15)

Итак, восторженное настроение народа прерывает печальное, погребальное шествие. Навстречу выходят носильщики, несущие гроб. Скорбь, крики, слезы, необычный рёв матери, - и всё это на глазах Иисуса. Зрелище это выглядело более печальным, чем обыкновенное погребение, потому что оно сопровождалось отчаянным воплем и неудержимым стоном. Почему же вдова так кричит? Потому что тень смерти уже заходила в ее семейный дом. Она уже вкусила горечь погребения. Она, лишившись своего мужа, стала называться вдовой. Не оправившись от смерти мужа, на ее долю выпадает новое испытание, - умирает радость ее очей, надежда и опора ее старости, единственный сын. Не найдя слов для утешения матери, народ идет за трупом умершего юноши, заливаясь слезами. Зрелище этой страшной скорби неотразимо отозвалось в любящем и нежном сердце Спасителя. Иисус Христос не мог не отреагировать на такой страшный вопль матери. Что же Он ей говорит? Сжалившись над несчастной матерью, Он кротко, просто и тихо обращаясь к ней, сказал: «не плачь». Тем временем Учитель касается одра, и носившие носилки вроде открытого гроба остановились. Затем толпа умолкла. При виде этого все мгновенно замерли в ожидании. Одни веселились и торжествовали, другие заливались от скорби слезами, - эти разные люди с разным душевным настроем вдруг переплетаются в одно действие. Многие знали, что перед ними стоит Великий Человек от Бога. Другие называли Его пророком, третьи говорили: «это Илия восстал среди нас», - между народом была неясность.

7  Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал Иисус, и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых;

8  другие, что Илия явился, а иные, что один из древних пророков воскрес.

(Евангелие от Луки, 9:7-8)

Затем, как я уже сказал, в мгновенно образовавшейся тишине, не обращая внимания на чисто обрядовое постановление - Христос произносит слова, хотя об этом Его никто не просит: «юноша! тебе говорю, встань!»

Голос Спасителя проник в неведомую и таинственную область смерти, проник в ту непроницаемую полуночную тьму, которая скрывает от человеческих глаз загробный мир. Мертвый восстал и стал говорить. И тогда Он отдает его матери.

Как же отреагировала на это чудо толпа? Евангелист Лука говорит: «всех объял ужас». Что они видят? Они между собой начинают говорить, припоминают библейские легенды, как Пророк Илия в городе Сарепте Сидонской исцелил, вернул к жизни сына бедной вдове. Пророк Божий трижды помолился над ним Богу, и мальчик ожил. Иные говорят: «Елисей Пророк исцелил, воскресил сына богатой женщины из Сонамы». Случилось так, что у нее ребенок вдруг заболел и в тот же день умер. Она пришла к Елисею и в отчаянии упала к ногам его. Пророк вошел в дом, где лежал ребенок, и долго молился Богу. Ребенок ожил. Но в том и в другом случае пророки Божии денно и нощно творили молитву, делали это с усилиями и напряженной мольбой, обращаясь к Богу, чтобы Он вернул в мертвое тело жизнь, душу!.. А в этом случае Бог произнес слово тихо и кротко, не совершая никакой молитвы, - просто, неожиданно, Своим одним словом, Своею собственной властью.

Мог ли народ не думать после этого, что «великий Пророк восстал между нами», и Бог посетил народ Свой. Народ Наина еще не верил в Иисуса как в Мессию. Он для них был только посланником Божиим, либо великим пророком, Который должен был помочь людям, или народу Божию. Почему они так считают? Потому что не был еще Христос Прославлен, не было Его воскресения. Потому и Господь Иисус Христос не в первый день вышел на проповедь вместе с первозванным учеником Андреем, который и до сего дня так величается Церковью - Первозванный! Нужно было некоторое время, чтобы укрепилась их вера. Укрепилась так, как первый сказал Петр: «Ты - Христос, Сын Бога Живаго», - «Воистину Ты Царь Израилев». Спаситель похвалил Петра за такую веру и сказал ему: «ты - Петр (камень), и на этом камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют до скончания века». Никакие усилия сатаны не разрушат Ее. Из сказанных слов Спасителя мы знаем, что Милосердный Господь всегда с нами. Проявляя милосердие к вдове, которая, заливаясь от горя слезами не заметила своего Спасителя и потому не обратилась к Нему с просьбой - но вдруг Господь тихим голосом произнёс то тихое, но великое слово, которое вернуло к жизни ее умершего сына. По слову Христа вдруг процессия, которая провожала покойника в последний путь, оказалась не нужной. Всё это было зря! И слезы, плач, и шествие не нужны, потому что этот человек, который был мертвый, вдруг восстал. И Иисус Христос сказал ему: «иди к матери». Мать обняла его, а народ стал прославлять Бога, говоря: «великий Человек восстал среди нас, потому что Бог посетил народ Свой». Аминь.

 

13  Придя же в страны Кесарии Филипповой, Иисус спрашивал учеников Своих: за кого люди почитают Меня, Сына Человеческого?

14  Они сказали: одни за Иоанна Крестителя, другие за Илию, а иные за Иеремию, или за одного из пророков.

15  Он говорит им: а вы за кого почитаете Меня?

16  Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго.

17  Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

18  и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

(Евангелие от Матфея, 16:13-18)

 

19  Итак идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа,

20  уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

(Евангелие от Матфея, 28:19-20)

 

Евангельское Чтение

Лк., 30 зач., VII, 11-16.

11После сего Иисус пошел в город, называемый Наин; и с Ним шли многие из учеников Его и множество народа.

12Когда же Он приблизился к городским воротам, тут выносили умершего, единственного сына у матери, а она была вдова; и много народа шло с нею из города.

13Увидев ее, Господь сжалился над нею и сказал ей: не плачь.

14И, подойдя, прикоснулся к одру; несшие остановились, и Он сказал: юноша! тебе говорю, встань!

15Мертвый, поднявшись, сел и стал говорить; и отдал его Иисус матери его.

16И всех объял страх, и славили Бога, говоря: великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой.