Воскресная проповедь 03.11.2013 Печать

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.- Аминь.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин. 3:16)

Научая народ жизненными примерами, Христос вразумляет и обличает фарисеев, а затем Свое поучительное обличение заканчивает словами, которые всем нам хорошо известны: «Всякий, кто дает жене своей разводную, и всякий, кто женится на разведённой, прелюбодействует». Мы знаем из книг Священного Писания, что прелюбодей Царства Небесного не наследуют.

18  Всякий, разводящийся с женою своею и женящийся на другой, прелюбодействует, и всякий, женящийся на разведенной с мужем, прелюбодействует.

(Лк. 16:18)

 

Или не знаете, что неправедные Царства Божия не наследуют? Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники,

10  ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют.

(1 Кор. 6:9-10)

Бог вразумляет и одаряет словами, которые должны привести нас к душеспасению. Не может человек спастись, если изгонит свою жену. Какая бы она ни была. Единственное, что дозволяет Церковный устав, только тогда можно дать жене разводную, если жена изменила мужу. Если же такового не случалось, то не имеет права муж оставлять своей жены, а также не имеет права мужчина жениться на той, которая была оставлена мужем, ибо всё это есть прелюбодейство. Христос Бог говорит слова притчи о богаче и нищем Лазаре, показывая, к каким ужасным последствиям ведет неправильное пользование богатством. Она направлена не против фарисеев, потому что нельзя было их уподобить беззаботному о своем спасении богачу, но против их взгляда на богатство, как на что-то совершенно безвредное для дела спасения. Господь показывает, что оно вовсе не есть доказательство праведности и что оно часто приносит величайший вред его обладателю и низводит его в адскую бездну по смерти.

Иисус приводит пример повседневной жизни человека. Обращаясь к народу, который всегда Его окружает, Он говорит: «Некий человек был богат, не пекся и не думал ни о чем, - ни о земном, ни о небесном. У него было достаточно средств, чтобы он каждый день пиршествовал. Он переодевался в порфиру и в виссон (порфира верхняя одежда, сшита из дорогой материи, а виссон нижняя одежда из хлопка), и так он ежедневно без всякого труда менял свои одежды, не нанося ущерба своему материальному состоянию, хотя ежедневно было у него гулянье, трапеза и веселие. Отсюда ясно, что у богача не было никаких забот, ни об общественных делах и нуждах ближних, ни о спасении своей собственной души. У ворот богача лежал некий человек с именем Лазарь - не просто нищий, но даже тело этого человека было покрыто гнойными ранами и псы лизали струпья его. Лазарь, имя сокращенное, полное имя Елеазар. Он, нищий, постоянно находился на глазах богача с надеждой, что когда окончится очередная трапеза и стол будет очищен от хлеба и продуктов, оставшиеся куски выносились на улицу и высыпали в определенное место, где люди и псы кушали от трапезы господéй. Лазарь имел надежду, что сможет трапезовать вместе с псами, но это не всегда ему удавалось. Иногда он не успевал, потому что псы съедали, а иногда псы проявляли к нему милосердие, говорит евангелист, они лизали ему раны. И этим наслаждался Лазарь. Два человека, ведущие совершенно разный образ жизни. Первый пиршествовал, и даже не замечал, что возле его ворот лежит его собственное спасение. Спасение, потому, что кто как не он, богатый человек, должен проявлять к ближним людям милосердие и сострадание. Каждый день видел этого гнойного человека, каждый день Христос стучался в его сердце, - с тем, чтобы осознав свою греховность в постоянном беспечном пировании, богач должен проявлять сострадание к ближним, но увы, состояние его богатства затмило его разум, и вот, он, будучи материально состоятельным, не подумал о тех, кто нуждается в его помощи? Для чего он проживает эту жизнь? Он ни во что не верил и не задумывался о том, что будет за гробом, что его ждет. Это постоянное указание на жизнь как время испытания и на последний суд. Когда один приговор «приидите ко Мне» или «отойдите от Меня» - навсегда должен будет решить все споры и все вопросы, естественно обращало мысли многих слушателей к этим возвышенным предметам.

И тогда говорит Господь, излагая истину: «Умирает Лазарь и взят Ангелами и отнесен в лоно Авраамово», - в райские селения, где радость и любовь, где свет Божественный непрестанно соединяется с человеком. Умер и богатый, и его погребли. И когда, будучи в муках, в аду, богатый вдруг поднял свои глаза, увидел Авраама и Лазаря, который находился несколько возле Авраама на лоне его. Богач возопил: «отче Аврааме! Умилосердись надо мною, сильно страдаю. Позволь Лазарю, чтобы он омочил в холодной воде палец и прохладил язык мой». И тогда Авраам произносит слова: «вспомни, ведь ты пиршествовал, получил уже доброе твое в жизни, а Лазарь - «злое» страдал; теперь пришло время, Лазарь утешается, а ты страдаешь. Между нами и вами большая пропасть, и не сможете вы перейти к нам, и мы не нуждаемся, чтобы прийти к вам». Тогда некогда бывший богатый человек, осознавая в себе всю полноту своего падения, понимая: «Горе мне! У меня было всё, у моих ног - и ел и пил, и одевался, как хотел, - ну всё было! А что дальше?.. А в один миг пришел ангел смерти и всё это земное, материальное оставляется. Что дальше?.. Как ты прожил эту жизнь? - в соотношении с вечностью земная жизнь, - маленький отрезок времени. Использовал ты его для того, чтобы научиться жить с Богом?..» Если пренебрегают ими, то не будет чудес для пробуждения души, поглощенной суетой мира. Сердце должно делать выбор между благами сей жизни и теми, для которых внешние условия жизни не имеют никакого значения.

И тогда он обращается к Аврааму, говоря: «отче Аврааме, я имею пять братьев; разреши, пусть Лазарь пойдет и скажет им, чтобы они в эту же участь не попали, в какой нахожусь я». А Авраам отвечает ему: «пусть Моисея и пророков слушают, что говорят, и не попадут в место сие мучения». И тогда богатый говорит: «нет, отче Аврааме, нет, не послушают. Вот если кто из мертвых придет к ним, тогда уверуют». И тогда говорит Авраам ему: «если Моисея не послушают, то даже если и мертвый придет к ним, они не поверят». Аминь. - Спаси, Господи.

Евангельское Чтение

Лк., 83 зач., XVI, 19-31.

19Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях 21и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его 24и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь; 26и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего, 28ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.