Проповедь 09.11.13 Печать

9 ноября 2013 года. Проповедь иерея Михаила на Прочитанное за богослужением Евангелие (от Луки, 8: 16-21), который пояснил прихожанам смысл притчи Спасителя о слушающих и исполняющих слово Его: "Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его", напомнив о необходимости являться православными христианами не только по названию и ясно понимать, что такое грехи и последствия совершения грехов делом, словом и даже помышлением - отпадение от Бога, почему, чтобы иметь жизнь вечную необходимо соблюдать слово Божие, заповеди, на примере вкушения плода от древа познания добра и зла нашими падшими прародителями, нарушившими заповедь Творца:

"Иисус находился в доме у одного человека, и Он беседовал с собравшимся народом. К дому подошли Его Матерь и ученики, а также Мария Магдалина и Мария Иосиева. Мы знаем из слов Священного Писания, что всегда, где б ни находился Господь, там было множество людей. Так в этом доме было настолько много людей, что ученики вместе с Матерью Божией не могли пройти. Тогда потихонечку стали передавать, чтобы сообщили Учителю, что пришла Матерь Его и ученики Его, что они стоят возле дверей и не могут войти.

Услышав такие слова, Господь обращается ко всем, находящимся в этом доме: «а кто есть матерь Моя, и братья Мои?» И у всех, конечно же, сразу появился в мыслях вопрос - а правда, кто это? И Господь им отвечает: «Каждый, кто живет по заповедям Божиим, каждый, кто хранит чистоту в сердце своем, любовь, тот есть Мне и матерь, и брат и сестра». Эта причта, конечно, касается каждого из нас. Мы крещены в Русской Православной Церкви, мы считаемся православными христианами, но если посмотреть внутрь нас, посмотреть в нашу жизнь, - как мы живем и как мы обращаемся с людьми, сложно назвать себя православным христианином, потому что Господь сотворил основу Своего мира на любви. Всё, что нас окружает, это творение Божие. Когда было всё сотворено Богом для жизни, лишь тогда Господь сотворил человека. Человек не сажал деревья, не сажал кустарники, не выращивал ни рыб, ни птиц, ни какую-либо скотину. Господь всё сотворил ему, человеку. Сотворив из праха земли человека, Господь вдунул в человека всё живое, и поставил человека царем над всем, что Он сотворил. И поставил между Собой и человеком одну заповедь, один закон - дерево посреди рая. Название этого дерева - древо познания добра и зла, от которого человек не должен был вкушать плодов, ибо Господь говорит: «от любого дерева вкушайте плод, но от этого древа не вкушайте плода, ибо если вы вкусите его, вы вкусите смерть».

7  И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

8  И насадил Господь Бог рай в Едеме на востоке, и поместил там человека, которого создал.

9  И произрастил Господь Бог из земли всякое дерево, приятное на вид и хорошее для пищи, и дерево жизни посреди рая, и дерево познания добра и зла.

(Бытие, 2:7-9)

 ---

15  И взял Господь Бог человека, [которого создал,] и поселил его в саду Едемском, чтобы возделывать его и хранить его.

16  И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17  а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

(Бытие, 2:15-17)

Когда Господь вышел из рая, то, конечно же, диавол начал искушать человека в виде змия. Он стал искушать, конечно же, жену, Еву, говоря: «а почему вы не вкушаете плодов в раю?» Ева говорит: «Почему мы не вкушаем? Мы вкушаем со всех деревьев плода, только с одного дерева мы не можем вкушать, потому что Господь нам сказал, если мы вкусим с этого дерева плод, мы умрем». Дьявол, конечно же, посмеялся над Евой. «Как вы можете умереть, ведь Господь вас сотворил для жизни? Это Он не хочет, чтобы вы были, как Он, богом, не знали всего, что Он знает. Вкуси этот плод, и ты увидишь, что такое зло».

Отходя от купели крещения, на каждом человеке пребывает благодать Духа Святого, которая находится всегда с человеком, но стоит нам совершить грех, подумать о грехе, как эта благодать отходит от нас. Так же и та благодать, которая была на человеке, когда человек, - первый человек, - нарушил закон, благодать отошла от него. Ибо человек увидел, что он наг. Он не один день находился в раю, и он не видел, что он наг, у него не было стыда, потому что Господь сотворил его таким.

25  И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

(Бытие, 2:25)

Но после совершения греха, когда Господь вошел в рай, и Адам услышал, что идет Господь, Адам скрылся за деревьями. Господь обращается к нему: «[Адам,] где ты?» И Адам отвечает: «я наг и убоялся Тебя, я спрятался, мне стыдно стоять перед Тобой нагим». И Господь отвечает: «а кто тебе сказал, что ты наг?»

Господь даёт время каждому грешнику на исправление своих грехов, на исправление своей жизни. Господь впрямую обращается к Адаму: «не ел ли ты плода, от которого Я запрещал вам вкушать плод?» Адам, как и каждый человек, живущий на земле (наверняка), начинает оправдывать себя, - не говорит: «Прости, Господи», а говорит, что: «я не сам вкусил этот плод, мне жена дала, и я вкусил». Господь обращается к Еве, к человеку, который натолкнул человека на грех, чтобы человек испросил прощенья за себя, - за то, что он согрешил, и за то, что он человека толкнул на грех. И Ева начинает оправдываться: «змий, которого Ты сотворил, Господь, не я же его сотворила, он мне сказал, что если я вкушу от этого древа плод, я не умру, как Ты говорил, но я буду всё знать, как и Ты».

Что Господь сделал? Господь, видя, что человек грубый и несмышленый, не хочет попросить прощения у Него, изгоняет человека из рая. И закрывает рай и говорит, что: «Никто не сможет войти сюда, пока Сын Мой Единородный не придет к вам. И когда Он пострадает за вас, тогда вы снова окажетесь здесь, потому что Я не для того создавал мир, чтобы вы мучились, но чтобы вы наследовали то место вместе со Мной и наслаждались бы всеми благами вместе со Мной».

Мы должны понимать, что если мы согрешили, мы не должны забывать каяться, мы не должны забывать просить у Бога прощения. Ведь если нас кто-то обижает - родной или просто человек с улицы, мы же хотим, чтобы он у нас попросил прощения. Так и Господь, - Творец, Отец, ждет от каждого Своего чада, чтобы он примирился со своим Отцом, и Отец бы простил бы его все согрешения. А если мы будем жить по заповедям Божиим, жить в любви между собой, как заповедает Господь, то в нашем сердце не будет злости, не будет гордости, не будет греха. И мы будем называться не только по имени, но мы будем называться сынами и дочерями Божиими.

Ангела всем Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств.

Евангельское Чтение

Лк., 36 зач., VIII, 16-21.    

16Никто, зажегши свечу, не покрывает ее сосудом, или не ставит под кровать, а ставит на подсвечник, чтобы входящие видели свет.

17Ибо нет ничего тайного, что' не сделалось бы явным, ни сокровенного, что' не сделалось бы известным и не обнаружилось бы.

18Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то', что' он думает иметь.

19И пришли к Нему Матерь и братья Его, и не могли подойти к Нему по причине народа.

20И дали знать Ему: Матерь и братья Твои стоят вне, желая видеть Тебя.

21Он сказал им в ответ: матерь Моя и братья Мои суть слушающие слово Божие и исполняющие его.

Бытие. Глава 3

1  Змей был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог. И сказал змей жене: подлинно ли сказал Бог: не ешьте ни от какого дерева в раю?

2  И сказала жена змею: плоды с дерев мы можем есть,

3  только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть.

4  И сказал змей жене: нет, не умрете,

5  но знает Бог, что в день, в который вы вкусите их, откроются глаза ваши, и вы будете, как боги, знающие добро и зло.

6  И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание; и взяла плодов его и ела; и дала также мужу своему, и он ел.

7  И открылись глаза у них обоих, и узнали они, что наги, и сшили смоковные листья, и сделали себе опоясания.

8  И услышали голос Господа Бога, ходящего в раю во время прохлады дня; и скрылся Адам и жена его от лица Господа Бога между деревьями рая.

9  И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?

10  Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

11  И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

12  Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

13  И сказал Господь Бог жене: что ты это сделала? Жена сказала: змей обольстил меня, и я ела.

14  И сказал Господь Бог змею: за то, что ты сделал это, проклят ты пред всеми скотами и пред всеми зверями полевыми; ты будешь ходить на чреве твоем, и будешь есть прах во все дни жизни твоей;

15  и вражду положу между тобою и между женою, и между семенем твоим и между семенем ее; оно будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить его в пяту [2].

16  Жене сказал: умножая умножу скорбь твою в беременности твоей; в болезни будешь рождать детей; и к мужу твоему влечение твое, и он будет господствовать над тобою.

17  Адаму же сказал: за то, что ты послушал голоса жены твоей и ел от дерева, о котором Я заповедал тебе, сказав: не ешь от него, проклята земля за тебя; со скорбью будешь питаться от нее во все дни жизни твоей;

18  терния и волчцы произрастит она тебе; и будешь питаться полевою травою;

19  в поте лица твоего будешь есть хлеб, доколе не возвратишься в землю, из которой ты взят, ибо прах ты и в прах возвратишься.

20  И нарек Адам имя жене своей: Ева [4], ибо она стала матерью всех живущих.

21  И сделал Господь Бог Адаму и жене его одежды кожаные и одел их.

22  И сказал Господь Бог: вот, Адам стал как один из Нас, зная добро и зло; и теперь как бы не простер он руки своей, и не взял также от дерева жизни, и не вкусил, и не стал жить вечно.

23  И выслал его Господь Бог из сада Едемского, чтобы возделывать землю, из которой он взят.

24  И изгнал Адама, и поставил на востоке у сада Едемского Херувима и пламенный меч обращающийся, чтобы охранять путь к дереву жизни.

 


[1]  паче

[2]  По другому чтению: и между Семенем ее; Он будет поражать тебя в голову, а ты будешь жалить Его в пяту.

[3]  евр.:сотрет

[4]  Жизнь.