Воскресная проповедь 10.11.2013 Печать

"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин. 3:16)

Случилось Иисусу ступить на землю Гергесинскую, и встретил Его бесноватый житель, - одержимый бесами. Этот человек наводил страх и ужас на окружающих. Когда у жителя Гадары стали проявляться приступы человеческой свирепости, безумства и одичания, его лишили общения с народом. Выгнали потому, что человек, обезумев, нападал на людей. Грабил, убивал, - одним словом, на него надевали узы, чтобы он не безобразничал, и дошло до того, что его пристанищем жизни были скалистые берега и места, где хоронили покойников. Сегодня такое место для захоронения умерших называют «кладбище». И так, будучи одержим бесами, этот человек жил поодаль от народа. Мало того, народ боялся ходить тем путем. Когда шла похоронная процессия, то народ собирался в большом количестве, тем самым чтобы отразить в случае нападок этого странного человека и завершить начатое погребение.

Едва Иисус Христос ступил на берег, как из скалистых могильных пещер выскочил к Нему навстречу человек, одержимый самым сильным припадком того яростного бешенства, которое обыкновенно приписывалось бесовской силе. Древняя цивилизация не знала ни госпиталей, ни исправительных домов, ни приютов, и несчастных этого рода, которые были слишком опасны и невыносимы в человеческом общежитии, просто выгоняли из среды людей. Он поклонился Ему и сказал: «что мне и Тебе, Иисус? почему Ты раньше времени пришел нас мучить? Если изгонишь нас, то не позволь нам войти в бездну, ибо еще не пришло наше время». Тогда Иисус спрашивает: «как твое имя?» Этот человек давно забыл свое имя. От помрачения ума уже не помнил, как его когда-то звали. Человек, так сказать, потерял свое имя; оно было подавлено отвратительной тиранией того множества бесов, под влиянием которых стушевалась его собственная личность. Почему же, мы скажем, так происходит в жизни? Это происходит потому, что мы не слышим наставление нашего Господа. Господь Бог дал нам заповеди. Что такое заповедь? Это руководство нашей жизни. Почему Бог нам дает эти ограничения? А потому, что Он нас любит. Только из-за Своей любви к Своему созданию Бог дает заповеди. Чтобы люди, руководствуясь заповедями, оставались подобными своему Творцу. Вспомним Библию, где Господь говорит: «И сказал Бог: и сотворим по образу Нашему [и] по подобию Нашему человека» (Быт. 1:26). Далее идут слова: «И сотворил Бог по образу Своему» (Быт. 1:27). А подобие умалчивается. Почему так? Потому что чтобы быть подобным Богу нужно сначала поработать над собой. Каким образом? - вот именно этим отрезком земной нашей жизни. Человек рождается, - в мир пришел младенец, - идет процесс, человек растет. Затем стареет и превращается в старую корягу. Этот процесс длится, как сказал царь Давид, 70 лет, если в силах, 80 лет. А что для Бога время? Бог вне всякого времени! Вспомним, опять же, слова Священной Книги, когда некие мужи в числе двенадцати, положили свои посохи на храмовый жертвенник. На следующий день, когда по распоряжению первосвященника Иосиф протянул руку, чтобы взять посох, то услышал хлопанье крыльев, на его голову опустилась белая голубка и Посох мгновенно расцвел. Почему же так происходит? Бог вне всякого времени. Это для нас определяется время, а для Бога всё может быть в мгновении ока. Процесс, который вмещает в себя годовой круг, - весной на ветках появляются почки, затем по истечении недолгого времени появляются листки, затем цветочки, за ними плоды, а уж потом мы приходим к этому древу и берем лучшее, что нам нравится, затем осыпаются листья и дерево, засыпая, превращается в зимнюю корягу. Бог же вне всякого времени, и поэтому то время, которое отпущено нам для земного странствования, это возможность нам научиться жить с Богом! Если мы не учим себя, то переходя в вечность, как мы войдем к Своему Творцу? И кто нас туда пустит? А ведь переход неизбежен - либо рай, либо ад, третьего не дано.

Чтобы себя защитить от бесовской атаки! А ведь враг рода человеческого искушает нас всегда!.. - не только, тогда когда искусил нашу праматерь Еву, но он искушал множество святых, и примеров тому очень много. И по сей день и сейчас искушает нас. «От юности моея мнози борют мя страсти, но Сам мя заступи, и спаси Спасе мой» - есть такой воскресный антифон четвертого гласа. И вся жизнь человека это борьба. И потому Милосердный Господь нам дал заповеди, чтобы мы придерживались, руководствовались ими, имели духовное оружие против искусителя.

Итак, Господь позволяет выйти бесам из тела гергесинца и войти в тела этих грязных животных. Когда, стоило бесам выйти из человека, одержимого бесами, то в мгновении ока, бесноватый стал здравомыслящим. Бесы же в шуме переселились в свиней, у которых помрачился разум, и бросилось стадо с крутизны в озеро, и потонуло, - а это было больше двух тысяч свиней. По иудейским законам нельзя было вкушать свинину. Нажива и алчность каждого отпавшего от веры своих отцов иудея и полудикого язычника в этой местности очевидно могла нанести ущерб от присутствия такого человека, каким был Иисус. Гергесинцы выращивали свинину в основном для торговли, зарабатывая себе на пропитание. Если же сами не вкушали, продавая, толкали людей на грех. А вспомним слова: «Горе, если от тебя происходит соблазн».

7  Горе миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит.

(Мф. 18:7)

Как иудеи, так и язычники, уже признавали великую истину, что Бог иногда в Своем глубочайшем гневе ответствует и на худые молитвы. Иисус Сам поучал учеников не давать святыни псам и не бросать жемчуг перед свиньями, чтобы они не попрали его ногами. Он прибыл на ту сторону озера для спокойствия и отдыха, желая, вместе с тем, распространить и на этих полуязычников благословения Царства Божия. Сын Божий совершал на земле дела, превосходящие простые человеческие силы, Он чаще всего исцелял те виды умственной и нервной болезни, которые мы приписываем чисто естественным причинам.

Пасущие в ужасе наблюдают все эти действия. Они видят, как человек, наводящий страх и ужас на людей, вдруг сидит у ног Иисуса в здравом уме. Кто-то проявил к нему милосердие, потому Евангелие говорит: «Этот человек был нагим», чья-то сердобольная рука накинула плащ на его нагое тело и он сидит возле своего Учителя. Грязный и свирепый бесноватый, бывший ужасом страны, так, что никому и проходу не было тут, - дико блуждающий глазами обитатель могильных пещер, который с яростными криками бился о камни и в неудержимом бешенстве разбивал всякие оковы, - теперь был спокоен, как дитя. Пасущие поспешили в город возвестить о том, что совершилось на берегу озера. Народ гергесинский, гадаряне и герасинцы, из всех соседних местностей сбежались посмотреть на необычайного чужеземца, посетившего их берега. Вышли не для того, чтобы Его величать, но на них напал страх и ужас: понимая, что они делают беззакония, и грехи, а грех порождает только грех, и за этим неминуемо следует наказание. Приведу пример. Если мы с вами собираемся на работу, вышли утром во двор, посмотрели - туча заходит, небо хмурится, а у нас мысли: «Взять ли с собой зонт? Одеть ли вместо босоножек туфли, чтобы ноги не промокли?» Посмотрели - вроде бы туча прошла, и не знаем, будет ли дождь или нет. Не вооружившись зонтом, одели на ноги босоножки, и вышли на улицу. И вдруг по пути следования, начался ливень! Мы промокли. Скажите, пожалуйста, кто виноват в этом? Бог? Разве Бог виноват, что нас дождем омочило?.. Ведь виноваты только мы. Мы не вооружились зонтом. Так вот и в жизни происходят беды от нашего своеволия, Бог не сидит с кнутом на небесах, наказывая нас, - не так всё это нужно понимать! Бог дал нам руководство, оберегая нас от бед, чтоб горе и слезы печали, не были спутниками нашей жизни! Руководствуйтесь этими заповедями, говорит Бог! Но мы их нарушаем. А нарушая их, мы сами себя толкаем в бездну греховную, и потом скорбим и страдаем от неправильно выстроенной жизни. Кто же нам виноват?.. И эти люди, которые вышли к Христу - не для того, чтобы прославить Его, а для того, чтобы сказать: «Уйди от нас, Господи, уйди, мы грешные, мы не будем исправляться, это образ нашей жизни». Из любви к своим грехам и своим свиньям, открыто предпочитая низкое и грязное дело, отвергли Божие благословение и свое спасение. И Он, ничего не говоря, удалился от них и пошел к кораблю. Гергеса не была местом для Него; гораздо лучше - уединенные вершины холмов к северу от нее; гораздо лучше густонаселенный берег по ту сторону озера.

Тогда бывший бесноватый стал идти за Христом и просить, чтобы Господь его взял с Собой, чтобы он не разлучался со Спасителем. Но Господь не разрешил ему. Не разрешил потому, чтобы он, как сказал Христос: «иди в дом свой и скажи, что тебе сотворил Иисус». Он и здесь жалеет Свой народ, который не пожелал исправляться. Предоставляет еще один последний случай для тех, которые отвергли Его. От других, над которыми были совершены чудеса, Он требовал молчания, этому же человеку Сам, оставляя эту местность, повелевает открыто объявить о совершившемся чуде. И таким образом бесноватый гергесинец стал первым благовестником в стране Десятиградия, нося в собственной личности подтверждение своих слов.

Бесноватый пошел в свой дом и по всем улицам проповедовал, что сотворил ему Господь и как помиловал его. Аминь.

26  И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27  И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

(Быт. 1:26-27)

Евангельское Чтение:

Лк., 38 зач., VIII, 26-39.

26И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи.

27Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах.

28Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что' Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня.

29Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни.

30Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион,- потому что много бесов вошло в него.

31И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну.

32Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им.

33Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло.

34Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях.

35И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись.

36Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся.

37И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился.

38Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: 39возвратись в дом твой и расскажи, что' сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.