Воскресная проповедь 15.12.2013 Печать

"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. - Аминь.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин 3:16)

Среди мирской суеты и окружающего народа, идущего за Христом, среди жизненных обстоятельств и взвешивания цели земной и небесной жизни, - было много размышлений. Каково есть Царство Небесное?

как его унаследовать? как всё соразмерить, когда мы имеем земные стяжания, - хотя они необходимы нам для нашего существования. Взвешивания жизненный баланс земного пути и небесного блаженства наводит на мысль о вечном среди временного и о бесконечном - в ограниченном пространстве. Удивительно, как могут эти две идеи вмещаться в таком ограниченном человеческом сознании. Иногда человека тянет в ошуюю сторону, иногда он борется с собой и его христианские поступки характеризуют его как десного отрока. Человеку присущно что-то приобретать, чем-то пустым заниматься, что-то складывать. Что возьмем с собой? - сколько бы мы ни старались захватить себе, в конечном итоге нам понадобится немногим больше квадратного метра, - чтобы быть погребенным родственниками. А всё то, которое стояло перед глазами человека на первом плане, оно окажется не только на последнем, а вообще ненужным. Если жизнь человека переходит в вечность, - а это и есть истинность жизни, это есть то, ради чего человек живет на земле: и трудится, и страдает.

Владыка митрополит Меркурий в одной из своих проповедей, произнесенной с амвона Кафедрального соборного храма, сказал: «Жизнь Вечная есть не только бесконечность во временном понимании этого слова – это не та жизнь, которая без конца. Жизнь Вечная – это жизнь с Богом, жизнь в Боге, это раскрытие в себе тех божественных качеств, которые должны быть раскрыты в каждом из нас через нашу жизнь. Это и есть Вечность. Только тогда человек будет жить в Вечности, когда он будет уподобляться Господу, когда он будет обоженным, т.е. Бог будет говорить и проявлять Себя в этом человеке. Потому Жизнь Вечная не покупается и не продается. Она не зарабатывается только добрыми делами по принципу «ты – мне, я – тебе». Жизнь Вечная, спасение даруется человеку Господом – через Его Любовь и милосердие».

Так стоит ли целиком и полностью уходить только лишь в земное бытие?

И вот, размышляя в себе о благах житейских, о духовных ценностях, некий высокого положения богатый молодой человек, - Евангелие, которое сейчас было прочитано, - с таким недоумением обращается к Иисусу: «Учитель благий! что мне сделать, чтобы иметь жизнь вечную?» Господь сразу его поправляет: «почему ты обращаешься ко Мне: учитель благий? разве ты не знаешь, что благ только един Бог?»

Почему же Он так говорит? Потому что этот человек духовно совершенно ещё не прозрел. Этим словом Иисус показывает юноше, что если он пришел к Нему как к раввину необычайной святости, но не как к Богу, то всё его обращение и самый вопрос его - ошибочны. И в том же самом духе Он прибавил: «Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюдай заповеди». Разве он не знает заповедей?.. Ведь он много помышлял о цели жизни, о смысле, о вечности, а Господь ему указывает на заповеди, на вторую часть Скрижалей: «не прелюбодействуй, не убивай, не воруй, не лжесвидетельствуй, чти отца твоего и матерь твою». И тогда, услышав эти слова, - опять же, духовно совершенно не прозрев, - человек говорит: «эти заповеди я исполнил от юности моей». Юноша не ожидал столь очевидного и простого ответа, что ему указывают просто на десятословие. По букве он, быть может, и сохранил всё это, как сохраняют и миллионы других, но он, очевидно, мало знал о том, как истолковывались эти заповеди Христом. Иисус взглянул на него и поверг его испытанию, которое сразу показало его действительное состояние. Этот юноша, видимо, не удовлетворялся обыденным и стремился к какому-нибудь особенному подвигу или думал, что стремился. Поэтому Иисус предложил ему совершить геройское дело.

«Одно тебе недостает: если ты хочешь быть совершенным, продай имение твое, раздай нищим и иди за Мной». Эти слова совершенно опечалили юношу, потому что он имел большие стяжания, он надеялся на то материальное положение, которое у него было. С грустью в сердце и мрачной тенью на лице юноша отходит от Христа. Получается, что он надеется на богатства как на какую-то опору, на силу, предпочитает удобства земные сокровищам небесным. А ведь Христос, несколько минут назад обращаясь к народу, говорил, что такое земные блага. Они всего лишь нужны на потребу, - на необходимость нашей жизни и мы не должны к ним привязываться. Чем больше будем к ним привязываться, тем тяжелее нам будет с этим расставаться. Это еще одна будет травма нашей душе. Мы можем, даже почти должны надеяться и веровать, что лучшая конечная доля постигла того, кого с первого взгляда полюбил Спаситель. Неудача юноши, не выдержавшего испытания, опечалила Иисуса и, посмотрев вокруг на учеников Своих, сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царство Божие!»

И хочу заметить, - не богатство губит человека, а пристрастие к нему. Человек беден: не имея, или имея самое крайне необходимое для жизненного существования, но у него ропот и гнев, осуждение тех, которые лучше его живут, у него гнев на Бога, что он не имеет возможностей жить лучше других. У него всегда перед лицом зависть и озлоблённость, - посмотрите: эта нищета приводит не к спасению этого человека, а к погибели. Он богатеет грехами. Не имея ничего в жизни, он озлобляется и тем самым постоянно наносит вред своей душе.

А также можно привести в пример человека состоятельного. У которого есть большие возможности приобретать для себя, для своей семьи блага, но он никогда не забывает о «больных Лазарях», он всегда и из всего того, что он приобретает, часть отдаёт на благие дела. Проявляет заботу и милосердие к нуждающимся, - и тогда это богатство совершенно не губит состоятельного человека, но открывает врата небесные в вечность.

Вспомним, что выбрала Мария: «Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе, едино же есть на потребу; а Мария избрала благую часть (то есть, «лучшую» часть), которая от неё не отнимется».

41 Отвещав же Иисус рече ей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе,

42 едино же есть на потребу. Мариа же благую часть избра, яже не отимется от нея.

(Лк 10:41-42)

Из этого мы знаем: наши добрые дела и поступки, - они никогда от нас не отнимутся. Иногда, конечно, нас посещают нехорошие мысли, когда мы проявляем милосердие к ближним, а потом сами себя хвалим: «Ну какие мы хорошие, как мы хорошо поступили, вот мы добрые», - но ведь мы сами себя награждаем, мы лишаем себя, чтобы Бог нас наградил, - и в этом есть погибельная черта… Вспомним, Господь говорит: «когда дает твоя правая рука, то пусть левая не знает, что делает правая рука».

У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая рука твоя не знает, что делает правая,

чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

(Мф 6:3-4)

Дали - и забыли! Отдали - забудьте! - иначе грош цена тому, чего вы сделали. Вы не успели отдать, - уже себя ставите чуть ли не на самое высокое место, какое мы доброе дело сделали!.. Тогда мы лишаем себя возможности, чтобы нас Господь Бог отблагодарил.

Когда Христос изрек Евангельскому юноше слово, ученики были удивлены услышанному. Им показалось, что испытание с искушением весьма суровые и трудно выполнимые для человека. Ответ Христа на вечные времена является исчерпывающим не потому, что Он повелел юноше продать имение, а потому что указал в этой образной форме, что захват времени и места кратковременного земного бытия обесценивает исполнение заповедей. Тогда, обращаясь к Учителю, говорят: «Господи, а кто же тогда спасется? ведь мы оставили все, и пошли за Тобой». А что они могли оставить? Лодки, которые постоянно давали течь? Или полу прогнившие сети? Ну что же они оставили? Почти ничего, мы скажем, - если соизмерить это в материальном эквиваленте - всё это копеечное дело.

Они оставили то, что их привязывало ко всему земному.

А мы с вами готовы к такому послушанию? Пусть каждый посмотрит в себя, - смог ли он оставить всё и пойти за Христом? Да хотя бы стать на ступеньку выше! Хотя бы сегодня, услышав такие слова, сразиться с тем грехом, который мучает нас в течение многих лет жизни. И если мы с вами победим этот грех, станем чуть выше - вот мы можем сказать, что идем за Христом. Для этого, собственно, Бог создает Церковь и отдает ее епископам, которые бдят о нас. Давайте вспомним свой путь к Богу, тот день, когда мы пришли в храм. В каком духовном родстве мы были с Богом. Сейчас, спасаясь много лет в храме Божием, не говорите, что вы лучше тех, которые далеко стоят от храма, которые еще не нашли дорогу к Богу, не стали на пост и все еще едят мясо и на этом основании мы ошибочно себя считаем выше их. Вот в этом-то и есть уловка дьявола!

Чтобы еще полнее и глубже напечатлеть в учениках мысль, что Царство Божие не может быть предметом торгашества и мелочного расчета. Что с Домовладыкой небесным нельзя торговаться, что пред более ясным и проницательным судом Божиим язычники могут быть допущены прежде иудеев, а мытари прежде фарисеев и юные обращенцы прежде престарелых апостолов. На небе не может уже быть ропота, ни зависти, ни завистливого сравнения своих заслуг с другими. Ни низкой борьбы за первенство и преимущество, ни жалких споров. Ни о том, кто совершил больше всех службы или кто получил меньше всех благодати.

Христос обращается ко всем нам со словами: «Невозможно человеку, всё возможно Богу». Аминь.

 

Евангельское Чтение

Лк., 91 зач., XVIII, 18-27 (Недели 30-й).

18И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог; 20знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи. Ангела Хранителя и Божие благословение призываю на вас и на предстоящую неделю. Дай, Господи вам телесного здравия, душевного спасения, помощи Господней на предстоящей неделе. Всяких возможностей и тех земных благ, которые необходимы нам для существования, для нашей жизни, и прошу, не забывайте, что небесные блага превыше всего.

Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, и всем вам напоминаю - кто еще не дошел до Чаши, - пока есть возможность, идите и принимайте Тело и Кровь Христовы.

Когда совершается в воскресный день Божественная литургия, то отпуст начинается словами: «Воскресый из мертвых», - мы с вами свидетельствуем не только о Христе Распятом, но и о Христе Воскресшем. Вспомним, что говорил Христос, будучи с учениками в горнице, на Тайной Вечере. Указывая на хлеб, Он сказал: «приимите, ядите, это есть Мое Тело, потому что Оно ломится ради вас во оставление грехов». А затем, указывая десницей на чашу: «чаша Моя новый завет, ибо всякий пиющий Мою Кровь и ядущий Мою плоть во Мне пребывает, и Аз в нем и имеет жизнь вечную».

23  Ибо я от Самого Господа принял то, что и вам передал, что Господь Иисус в ту ночь, в которую предан был, взял хлеб

24  и, возблагодарив, преломил и сказал: приимите, ядите, сие есть Тело Мое, за вас ломимое; сие творите в Мое воспоминание.

25  Также и чашу после вечери, и сказал: сия чаша есть новый завет в Моей Крови; сие творите, когда только будете пить, в Мое воспоминание.

(1 Кор 11:23-25)

 

26  И когда они ели, Иисус взял хлеб и, благословив, преломил и, раздавая ученикам, сказал: приимите, ядите: сие есть Тело Мое.

27  И, взяв чашу и благодарив, подал им и сказал: пейте из нее все,

28  ибо сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая во оставление грехов.

(Мф 26:26-28)

 

54 Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь имать живот вечный, и Аз воскрешу его в последний день.

55 Плоть бо Моя истинно есть брашно, и Кровь Моя истинно есть пиво.

56 Ядый Мою Плоть и пияй Мою Кровь во Мне пребывает, и Аз в нем.

(Ин 6:54-56)

Мы свидетельствуем, что Он воскрес и Своею смертью победил смерть. И всем нам подал возможность войти в вечность. Иначе, если мы не Причащаемся Тела и Крови Христовой, то разве мы соединяемся с Богом здесь? Если мы с вами здесь не соединяемся с Христом, то в мир Бога нас никто не пустит.

Иногда я привожу пример из жизни - это для того, чтобы вам было понятно. Вот одна из жизненных ситуаций: вам позвонили в дверь, вы открыли. На пороге стоит человек, совершенно вам не знакомый. Он вас оттолкнул, вошел в ваш дом, сел за стол, приготовил себе обед и сидит, без зазрения совести кушает. Какова будет ваша реакция на поступок чужого вам человека? Судить вам.

Приведу пример с другой стороны: прозвучал звонок в ваш дом, и когда вы открыли дверь, то оказалось, что на пороге вашего дома стоит человек, которого вы ждали много лет. Вас объяла неудержимая радость! Поцеловав его, введёте в комнату, посадите за стол - и подадите всё то лучшее, что у вас есть.

Говорю о той вечности, - переход в которую неизбежен. Если мы с вами здесь в земной Церкви не соединялись с Христом, то скажите мне, кто нас пустит в небесный чертог, кто позволит зайти к Богу? Да нас туда близко не допустят! Нас пустят туда только в том случае, если мы готовились к ней всю жизнь. Тогда, - Сам Господь подаст нам руку и скажет: «Друг, заходи! Я столько лет тебя ждал! Заходи, садись со Мной за стол». Мы не должны прожигать безумно жизнь, богатея пороками и безумством.

Сегодня вечерня в 16:00 с чтением Акафиста. Неделя у нас почти вся богослужебная, так как у нас в понедельник вечерня 16:00, и 08:00 во вторник начало Божественной литургии, - память великомученицы Варвары. Затем вторник - вечерня 16:00, и в среду 08:00 начало Божественной литургии. В среду праздник - Саввы Освященного. Затем в среду вечерня 16:00, и четверг великий, почитаемый всеми нами праздник - Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского Чудотворца. В пятницу 09:00 молебен водосвятный с чтением Акафиста иконы Божией Матери «Умиление», в пятницу вечерня 16:00, в субботу 08:00 начало Божественной литургии. В субботу вечерня 16:00, и воскресение 08:00 начало Божественной литургии. Все эти дни, когда совершается Божественная литургия, мы можем с вами достойно готовиться и Причаститься Святых Христовых Таинств.

Хотелось бы еще сказать, возлюбленные во Христе братья и сестры, несколько слов о строительстве вашего храма. Строительство не так было просто, как, нам кажется, что, быстро выросли стены, затем одели купола, собрали иконостас, роспись, - всё это требует определенных усилий и материальных вложений. Когда же мы трудились над нулевым циклом этого здания, - а понадобилось три долгих года. Было очень сложно начинать строительство этого храма. Приглашалось несколько строительных фирм, и одна за другой отказывались, мотивируя тем, что, когда мы строим девятиэтажный дом, он имеет основные четыре угла. Этот храм имеет, по-моему, 76 углов или 84, я уже сейчас не помню. Приходили прорабы, строители, они пытались помочь, начать строить храм, но, видимо, не было Божьего благословения, и друг за другом все вот так уходили. С Божией помощью строительство нулевого цикла всё же мы смогли преодолеть. Человек, который вывел нулевой цикл, видимо, устал, а может быть, на дальнейшее строительство храма не было Божьего благословения, привел человека - другого строителя вместо себя. Человека весьма образованного, наверное, духовного, но эта духовность в нем еще не была раскрыта. Когда он приступил к работе, а это было окончание нулевого цикла и начало строительства стен здания. Как говорит этот человек, что за три года строительства храма остановились всего один раз - не было кирпича, это была суббота. Кирпича для возведения храма понадобилось 900 тысяч штук. Это колоссальное количество! А еще 100 тысяч на церковную ограду. Итого 1 миллион кирпича понадобилось для того, чтобы создать храмовый комплекс. Это в то время, когда Россию лихорадило, когда были нелегкие времена, - да и сейчас-то не так просто, - но вы видите, Бог всегда с нами, и такое дело Господь Бог благословляет.

Этот прораб получал определенную зарплату, потом, когда стало совсем тяжко в приходе, требовалось всё больше и больше материальных затрат, то прораб отказался от зарплаты и трудился во Славу Божию. Даже дошло до того, что нечем было платить зарплату строителям, тогда он помог храму - оплатил труд каменщиков, внес деньги с другого объекта. А теперь мы вообще смеемся, если он не внесет часть денег для строительства или поддержки храма. Он постоянно вносит определенные средства на содержание храма. Господь Бог поставил его не только ктитором храма, но он является старостой храма в честь иконы Божией Матери «Умиление». И вот, дорогие во Христе братья и сестры, я бы хотел от вашего имени сейчас поздравить его с днем рождения. Уважаемый Евгений Алексеевич, примите букет цветов от прихожан храма «Умиление».

Чтобы не обидеть кого-то, я скажу, что многие здесь достойны, очень многие достойны вот таких букетов цветов, но сегодня день рождения старосты храма, он сегодня причастился Святых Христовых Таинств.

Священнослужители и прихожане храма пропели «Многая лета».

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.