Воскресная проповедь 22.12.2013 Печать

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. - Аминь.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин 3:16)

Среди мирской суеты и общего движения между людьми: одни покупают, другие продают, третьи приобретают, четвертые на что-то надеются, - и это колесо постоянно крутится, - и в таком ритме проходит вся жизнь человека.

Когда Христос имел путь в Иерусалим, - а путь проходил между границами обеих областей Самарии и Галилеи, - только по долине Вефсанской именно таким путем в Перею Он пошел, чтобы и эти далекие от веры в Бога города, просветить светом Божественной истины. В окрестностях одной деревни, до Него донесся глухой, жалобный, хриплый вопль. Он взглянул и увидел десять прокаженных человек, кучку людей, соединенных в одно общество своим ужасным недугом, которые не смели приблизиться, и на расстоянии просили Его: «Иисусе Наставниче! Помилуй нас». Эти страдальцы были выселены из общения народного, так как имели страшную болезнь - проказу. Тело покрывалось язвами, проказа разлагала и портила самые источники живительной крови в человеке, обезображивала лицо, в живом человеке происходило страшное, - болезнь поражала всё тело и даже кости. В большей части случаев она начинается изнутри и часто скрывается в течение многих лет без всяких наружных признаков оной. Болезнь страшна еще тем, что как можно сказать на языке медицины, передавалась воздушно-капельным путем, и поэтому заразные выселялись (изгонялись) из общества куда-нибудь в пустыню или на территорию заброшенных кладбищ. Приближение их влекло за собой осквернение, и они обязаны были предостерегать всех приближавшихся к ним раздирающим душу криком «таме, таме» - «нечисть, нечисть!»

Едва услышав их вопль тотчас же, даже не дожидаясь приближения к ним, громко сказал: «пойдите, покажитесь священникам!» Они знали значение этого повеления: они знали, что Он повелевал им идти и просить у священников признания их исцеления, удостоверения в восстановлении им всех прав и преимуществ общественной жизни. Своим словом Христос снимает с них болезнь и отчужденность. Священники обязаны были свидетельствовать их по исцелении и очищать окроплением и омовением одежд и всего тела, пострижением волос, принесением жертв и разными обрядами.

Когда же эти десять по слову Учителя почувствовали в себе поток здоровой жизни, восстановленной силы, очищенной крови, заструившейся в их жилах, пошли - каждый к своему священнику. Самарянин наверняка пошел к Самарянскому священнику, а Иудеи к Иудейскому, - и по пути процессия выздоровления, которая началась еще при Иисусе, стала давать свой исцеляющий плод. И следуя к священникам, прокаженные совершенно исцелились. Какая радость постигла этих людей! Какое необычайное и бесконечное благо получили они от рук Иисуса. Можно бы подумать, что они не остановятся ни пред каким препятствием для выражения своей восторженной благодарности, пробьются, если бы оказалось нужным, через огонь и воду, только бы со слезами глубоко-сердечной признательности броситься к стопам своего Спасителя.

Ведь разве мы с вами не обращаемся к Богу? Разве мы не просим то, что нам кажется необходимым? Иногда, может быть, не понимаем, что просим. Хочется нам так, и мы начинаем просить об этом Бога. А может быть, это не принесет нам пользы?.. Может быть, от чего-то другого Господь нас оберегает?

Я расскажу случай из жизни. У женщины умирал младенец сын. Он родился недоношенный и поэтому бедной матери малыш принес много хлопот и трудностей. Когда в очередной раз здоровье его слабело, и он был на грани жизни и смерти, то мать молилась и просила Бога, чтобы Он не забирал его в райские селения. Клялась Господу, что будет ходить в храм и жить по заповедям. Слезно молясь, и крича у иконы Святителя Николая, женщина просила и его заступничества перед Богом. Бог услышал ее - этот младенец выжил. Мальчик рос, но мать не привила своему сыну веру в Бога. Она уже забыла, что обещала и Кому обещала и не принесла никакой благодарности Тому, к Кому она так слезно приставала и взывала о помощи. Когда сын вырос и стал полноценным взрослым человеком, его мышление совершенно поменялось. Он стал грубым к людям и к своей любимой матери. Всякий раз оскорблял и обижал ее. Прошло время, и этот человек столько вреда принес обществу! Столько людей от него пострадало, столько людей проклинало его и его мать, которая дала этому человеку жизнь! И вот дошло до того, что мать, уже не в силах терпеть его издевательства, не раз обращалась в полицию, прося помощи и заступничества. Дошло до того, что родная мать стала проклинать своего сына и желать ему скорой смерти. Наконец, она задумалась - если бы не противилась всему тому, что случилось при рождении сына, то он был бы в райских селениях, и не случилось бы того, что случилось. Пока человек испытывает нужду, пока у человека горе, скорби и слезы, он просит, он настаивает, он вопиет. Когда же все это проходит, он, едва почувствовав благополучие, забывает и о благодетелях и о благодарности.

Церковь нас учит: ни в чем не усиливайтесь. «Просите, и вам дастся; стучите, и вам откроют;». «Да будет слово твое: да, да; а если слово «нет», то оно должно быть «нет». И ничего лишнего.

Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете; стучите, и отворят вам;

ибо всякий просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят.

(Мф 7:7-8)

 

37  Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что сверх этого, то от лукавого.

(Мф 5:37)

Исходя из этого, если мы просим Творца, а нам Бог не даёт - а может быть, не нужно нам этого?.. Иначе, если мы получили то, что настойчиво просили и для кого усиленно требовали, - исцеление болезни, и казалось, что недуг отошел от человека, - но что дальше?.. Спасется ли он духовно? Если тело его выздоровеет, а душа будет повреждена?.. Так, как сейчас мы слышали Евангельское слово. Мы думаем, что это нас не касается, это в то время и о тех недостойных прокаженных, которые не пришли и не воздали благодарность Иисусу, а через Него бы и Богу. Однако же всепоглощающее себялюбие, иудейское ослепление, вмешательство священников, или, наконец, новая и еще худшая проказа гнусной неблагодарности и суеверного невежества - воспрепятствовала им.

Так вот, когда совершился процесс исцеления, из десяти исцеленных возвратился только один, и это человек другой веры, самарянин. Возвратился к Спасителю, упал перед Ним на колени и громким голосом стал благодарить о случившемся над ним факте исцеления. Как приятно и радостно слышать, что все-таки нашелся хотя бы один из десяти, который воздал хвалу Господу - Чудотворцу и Спасителю своему. В этом одном человеке, радостная надежда и для нас. Человек, благодаривший Господа, служит для нас каким-то особенным источником умиления и утешения. Это не случайно, потому что и в нашем сердце заложены добрые чувства, которые готовы проявить себя, но мы их часто подавляем и не даем им роста. Благодарность - чувство великое. Любит и Господь тех, которые к Нему относятся с чувством благодарности. Он не нуждается в наших благодарениях, это чувство нужно нам и для нас, для воспитания и освящения нашего сердца и нашей души в Господе и через Господа.

Как ни привычно было сердце Иисуса ко всякой неблагодарности, но и оно было возмущено столь вопиющим, столь бесстыдным и столь чудовищным примером ее. Христос обращается к Своим ученикам и к тому народу, который идет за Ним, говоря с укором: «а разве не десять ли получили исцеление? а где же девять?» С грустной удивленностью произнес: «почему не вернулись и не дали должное благодарение Богу? только сей иноплеменник». Чудесный возглас Его милосердия, хотя Он возродил всё их телесное бытие, но не вызвал отголоска благодарности в их мирских и прокаженных сердцах.

Тогда касается самарянского плеча, сказал ему: «встань с колен и иди; вера твоя спасла тебя». Самаряне - раскольники или сектанты, они боялись Иеговы и вместе с тем служили своим собственным богам. Они выпросили себе на жительство иудейского священника, который вероятно принес им Пятикнижие Моисеево, но при всем этом они делали себе языческих идолов. Имели враждебность к Иудеям и вместе с тем богопочитание и сооружение своего известного храма на горе Гаризим. Самаряне ожидали Мессию и многие из них последовали Христу.

Из всего этого мы должны наконец-то понять: неблагодарные девять получили исцеление своих тел, но не получили изменения и преображения души. Проживут двадцать-сорок лет, но путь у всех один - в вечность. Разве они войдут в райское общение с Богом, к Тому, Которому не пожелали принести благодарение. Иноплеменник получил не только исцеление тела, но исцеление души, с этой верой он вернулся, и, не стесняясь, сделав глубочайший поклон со смирением своему Спасителю. И редкая добродетель - увы, как она редка! - благодарности его не должна была остаться без вознаграждения. Не только его тело, но и душа, вместе с исцелением тела получила спасение. Аминь.

 

Евангельское Чтение

Лк., 85 зач., XVII, 12-19.

12И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали 13и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога, 16и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Ангела Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Всех вас поздравляю с воскресным днем. Напоминаю, что вечернее богослужение с чтением Акафиста Божией Матери «Скоропослушница», сегодня в 16:00. На предстоящей неделе служба у нас будет во вторник - вечерня 16:00, и в среду 08:00 начало Божественной литургии. В среду память Святителя Спиридона, епископа Тримифунтского. Затем служба у нас будет в среду - вечерня 16:00, и в четверг, 26 декабря, 08:00 начало Божественной литургии.

Хочу обратить ваше внимание на то, что 26 числа будут прославляться 5 мучеников - Авксентий, Евгений, Евстратий, Мардарий и Орест. Эти святые особенно почитаются в нашем храме. Это особые мученики, которые помогают в скудости припасов. Эти святые мученики помогали и помогают нам строить и содержать этот храм в честь Пречистой Девы Богородицы. За всё время строительства храма мы остановили стройку только один раз - это была суббота, - машина была загруженная кирпичом, не смогла приехать на объект, то есть к нам. Это единственный день, когда рабочие не работали. Но в целом же, как мы знаем, на строительство храма понадобилось 900 тысяч кирпича. И с Божьей помощью всё это делалось и делается. Даже в этом году, преодолев трудности, построили церковно-причтовый дом - но ведь такое колоссальное здание, не так просто выстроить. Всякий раз я прибегаю с молитвой, когда особо бывает тяжело в управлении храма, к пяти мученикам с просьбой о помощи, и они всегда оказывают мне просимое. Когда всё благополучно, я стараюсь их не беспокоить, чтобы не надоедать им. Любимая нами икона стоит возле иконостаса для поклонения и вознесения наших просительных и благодарных молитв святым мученикам.

В этот день 26 числа прибудет духовенство Восточного благочиния на Божественную литургию, а это больше 20 священнослужителей. Будет петь мужской хор под управлением регента Марии Осяк.

В пятницу молебен водосвятный с чтением Акафиста Божией Матери «Умиление», вечерня 16:00 и в субботу 08:00 начало Божественной литургии. В субботу вечерня 16:00, и в воскресенье, как всегда, 08:00 начало Божественной литургии. Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение и помощи Господней на предстоящей неделе.

Напоминаю - кто ещё не дошел до Причастия, кто ещё не сподобился этой Великой Святыни - принять Господа внутрь себя - поспешите. Таинство Причащения возрождает в человеке благодатную жизнь во Христе. Причащаясь, то есть, принимая Его Тело и Кровь, мы становимся сами частью Его Тела как члены Его Церкви. Это вкушение есть возвещение о смерти Господа, пока Он не придет опять. Есть хлеб, и пить чашу Господню недостойно - значит быть виновным против Тела и Крови Господней. Поэтому, чтобы не оказаться недостойным, человек должен испытать себя перед тем, как приступать к Евхаристии.

«Подошел Господь к дому, говорит: постучу в дом: если кто откроет мне, войду в него, и буду в этом дому трапезовать. Если не откроют Мне - пройду мимо этого дома».

20  Се, стою у двери и стучу: если кто услышит голос Мой и отворит дверь, войду к нему, и буду вечерять с ним, и он со Мною.

(Откр 3:20)

Учитывая всю вашу любовь к Христу и вашу поддержку, и помощь храму Божию, не сделайте так, чтобы Господь прошел мимо вас.

Ангела Хранителя и Божие благословение.

 

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.