Воскресная проповедь 29.12.2013 Печать

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. - Аминь.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин 3:16)

Случилось Господу в субботу быть в некоем доме у фарисея, вкушать хлеб. Фарисеи смотрели за Иисусом, будет ли Он врачевать в субботу.

Тем временем стоял человек, который страдал водяною болезнью. По этому случаю Христос обращается ко всем, находящимся в этом доме, говоря: «скажите, кто из вас в субботу, если случится, что осёл или вол ваш упадет в колодец, разве тотчас не поспешит его спасать?» И все сидящие молчали, не давали ответ.

Тем временем, когда Христос говорил, то званные, рассаживаясь, выбирали первые места. Более знатные, званные наверняка сдвигали менее знатных, - или меньших по чину и званию, занимая лучшие места. И тогда Христос говорит: «когда вас позовут на брак, не занимайте места лучшие. Но когда приходите к званным, то садитесь на последнее место, на самое низкое. Когда же придет хозяин дома и увидит вас, что вы сидите в далеком углу, он подойдет к вам и скажет: друг! встань, пойдем, пересядешь выше; и будет вам почет и уважение пред всем народом. А если подойдет хозяин дома и скажет: уступи место, потому что пришел человек более в почете; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место, ибо всякий, возвышающий сам себя унижен будет, а кто себя смиряет, тот вознесен будет».

Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал: «блажен тот, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!»

Спаситель говорит ему и всем возлежащим притчу, которая только что была прочитана. Человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званным: «идите, оповестите званых, время настало, уже все готово». Когда пошли звать званых, - то есть, заранее оповещенных людей, с ними был уговор о том, что в такое-то время, в такой-то час они будут приглашены в такой-то дом на ужин. Когда слуги пришли, то первый сказал: «я купил поле и мне необходимо посмотреть, в каком оно состоянии; извини меня, я не смогу придти в дом твоего господина». Второй сказал: «я купил пять пар волов и мне необходимо их испытать, я не могу придти в дом господина твоего; извини меня». Пошли к следующему. И третий говорит: «я женился и потому не смогу прийти в дом господина твоего».

Если посмотреть с жизненной стороны, - может быть, и была у них уважительная причина, - и у первого, который купил село, - его действительно нужно было осмотреть, - может быть, пришло время сажать пшеницу, иначе, если он просмотрит время посадки, не получит должный урожай. Необходимо было, наверное, подготовить почву, иначе для чего он приобретал это поле?..

Кажется, и второй имеет оправдательный приговор по отношению к себе в связи с тем, что он купил этих волов, - потому что, если он тотчас испытает их и окажется, что они не годятся для работы, тогда он поспешит к погонщику и вернет скотину и свои деньги.

Кажется, и третий может быть оправдан, потому что он женился и, мы знаем, что и сам закон молодожена освобождал от исполнения общественных обязанностей.

Но что же говорит хозяин дома, когда слуги пришли к нему и сообщили обо всех званных? «Он разгневался». И сказал слугам: «Идите на улицы и на переулки и собирайте и приглашайте всех, кого встретите на пути».

Собрали и хромых, и слепых, и косых, и больных, - дом наполнился. Слуги говорят: «господин! еще есть место». Он сказал: «идите на дороги и изгороди и соберите всех, чтобы дом мой наполнился пира и радости».

И обращается Иисус к тем, которые занимали первые места, и к тому, который сказал: «блажен тот, кто вкусит хлеба в Царствии Твоем!», что никто из тех званных не вкусит моего ужина, «Много было званых, но мало избранных».

Зовет нас церковь колокольным звоном, - по всему поселку и району разносится звон. А иногда даже был слышен, - как рассказывала моя мама, - за 30 километров до самого города Ростова. Колокол имел в своем сплаве пуд золота. А ведь что такое колокол? Голос церкви, голос Божий, и призывает людей к спасению! - на пир веры, - а люди сами себя лишают этого. Один имеет одну «уважительную причину», другому кажется, - и у него есть уважительная причина, что он не может посетить храм, не может придти на пир веры, не может придти на встречу к Богу. Но во всяком случае все эти причины с точки зрения Христа оказываются недостаточными: ясно, что Христос под человеком, устроившим пир, разумеет Самого Бога, а для Бога, конечно, человек должен пожертвовать решительно всем в жизни. Но чем закончится наша беспечная земная жизнь? «Много суть званых, мало избранных». Аминь.

 

Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.

И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.

По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?

Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.

При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?

И не могли отвечать Ему на это.

Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:

когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,

и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.

10  Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,

11  ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

12  Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.

13  Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,

14  и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

15  Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

(Лк 14:1-15)

 

Евангельское Чтение

Лк., 76 зач., XIV, 16-24 (Недели 28-й).

16  Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

17  и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18  И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19  Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20  Третий сказал: я женился и потому не могу придти.

21  И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22  И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23  Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.

24  Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи. Ангела Хранителя. Призываю на вас и на предстоящую неделю Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Всех вас с воскресным днем.

Служба сегодня у нас вечерня 16:00 с чтением Акафиста, затем служба на неделе - в среду вечерня, - среда это будет 1 января нового года, вечерня 16:00, и в четверг 2 января 08:00 начало Божественной литургии - память Иоанна Кронштадтского. Это день, когда мы последний раз употребляем в пищу рыбу, - то есть, с 3 числа и до Рождества Христова начинаются дни особого строгого поста, - пища с растительным маслом, разговляемся мы 7 числа. Все это помнят, тем не менее, я напоминаю вам, что осталось совершенно немного, и наступит Праздник Великого Дня Рождения Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

На неделе у нас наступает светский праздник, Новый год. Тем не менее, я хочу вам напомнить - у нас, православных, продолжается Рождественский пост. Каждый может сказать себе: «А стоит ли начинать разговение раньше времени? Ведь не секрет, что у нас сначала неделю готовятся к Новому году, заготавливают, закупают продукты питания и особенно приготавливают салат «Оливье», а потом, после новогодней ночи, неделю ходят больные. Потом говорят сами себе: «Да зачем я так пил? Зачем я столько ел?..»

А стоит ли вообще это делать?..

Ну, Новый год - ну хорошо, ну поздравьте друг друга: «С Новым годом!» - ну почему нарушать пост? Ведь никто не разрешал нарушать пост. Если вы скажете: «Ну как же, это Новый год! Мы сколько лет его праздновали, мы к этому готовились!»

Скажу: наши предки отмечали Новый год - 1 сентября! И только Петр I изменил, перенес дату нового года. При Петре I стали праздновать Новый год 1 января. А допетровский исторический период - на Руси праздновался Новый год 1 сентября. А еще раньше об этом говорит Ефрем Сирин - новый год это месяц «Дистр» что в переводе означает «март месяц».

Поэтому, не в этом дело, когда его отмечать - сегодня, завтра, или, как мы скажем по Церковному календарю, начало Нового года 14 января, - потому что разница в 13 дней, а разницу на Руси ввел всеми нами знаемый «товарищ Ленин». Да, в 1918 году Россию подвели под европейский календарь. И вот скажите, кто прав? И стоит ли нам нарушать пост?..

Мы живем в этом мире, - понятно. Хочешь или нет, но первое января есть первый день нового года. «Поздравляю всех вас с Новым годом» - но не больше. Никто не позволяет нарушать пост. Поэтому выбор всегда остается за вами.

Затем служба в пятницу - молебен 09:00 водосвятный с чтением Акафиста иконы Божией Матери «Умиление», в пятницу вечерня 16:00, и в субботу 08:00 начало Божественной литургии. В субботу вечерня 16:00, и в воскресение 08:00 начало Божественной литургии.

Ангела Хранителя и Божие благословение.

 

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.