С РОЖДЕСТВОМ ХРИСТОВЫМ! Проповедь на праздник Рождества Христова 07.01.2014 Печать

Тропарь Рождества Христова

Рождество Твое Христе Боже наш, возсия мирови свет разума: в нем бо звездам служащии, звездою учахуся, Тебе кланятися Солнцу правды, и Тебе ведети с высоты Востока: Господи слава Тебе.

В Праздник Рождества Христова, с 6 на 7 января 2014 года, настоятель храма Умиление, протоиерей Димитрий, в сослужении клириков храма торжественно совершил Рождественские богослужения — Великое повечерие, Утреню и Божественную Литургию свт. Иоанна Златоуста.

7 января на Божественной Литургии протоиерей Димитрий обратился к собравшимся со словом проповеди:

Возлюбленные во Христе братья и сестры!

Сердечно поздравляю всех вас с Величайшим днем - День Рождения Господа и Бога по плоти Спаса нашего Иисуса Христа. Именно по плоти, потому что Бог рождается… Сын рождается от Отца прежде всех век. Мы с вами читаем Символ веры, где об этом говорят именно эти слова. Бог рождается «прежде всех век», а сегодня мы с вами празднуем день Рождества Христова.

Как совместить это понятие? Сегодня день Рождения по плоти, как я уже сказал. На иконе мы всегда видим Пречистую Богородицу с Богомладенцем на руках. Как может быть Бог маленьким, когда Бог Творец? - Творец видимого и невидимого мира, Создатель всего. Мы читаем Библию и слышим, где Бог сказал: «да будет свет. И так было». (Быт 1:3) «Да произрастит земля зелень, траву, сеющую семя». (Быт 1:11) А затем уже венцом Своего творения Он по Своему подобию и по образу создает человека.

Так как совершенный Творец может быть Младенцем?

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную.» (Ин 3:16) По Своей любви неизреченной, - невозможно передать любовь Творца к Своему творению!.. Невозможно, потому что кто бы из нас ради соседа, ради брата или товарища добровольно взошел на смерть? Я думаю, никто никогда этого бы не сделал. А Сын Божий рождается, чтобы ради нас умереть. И не просто рождается в царских палатах, а рождается скромно. Этому событию свидетельствуют Ангелы, - потому что родился Он в вертепе и возлег на соломе, в яслях, - скромно, тихо, - но эту тишину нарушили славословящие Ангелы: «слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение» (Лк 2:14).

Рождественское послание Отца нашего Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, диаконам, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Возлюбленные о Господе Преосвященные архипастыри, всечестные пресвитеры и диаконы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Сегодня наши храмы наполнены людьми, которые пришли прославить Новорожденного Богомладенца — Христа Спасителя и Его Пречистую Матерь — Деву Марию.

Рождество Христово — центральное событие всей человеческой истории. Человек всегда искал Бога: но во всей полноте Бог Сам открыл Себя человечеству только в воплощении Своего Единородного Сына. С пришествием Сына Божия — и Сына человеческого — мир узнал, что Бог есть Любовь, а не только Высшая Сила, Бог есть Милость — а не только Мздовоздаятель, Бог есть источник жизни и радости — а не только Грозный Судья, Бог есть Святая Троица, внутренним законом жизни Которого является также любовь, — а вовсе не одинокий Владыка мира.

И сегодня мы празднуем событие, в корне переменившее весь ход человеческой истории. Бог входит в самые недра человеческой жизни, становится одним из нас, берет на Себя всю тяжесть наших грехов, человеческих немощей и слабостей — приносит их на Голгофу, чтобы освободить людей от невыносимого бремени. Бог отныне — не где-то в неприступных небесах, а здесь, с нами, среди нас. Каждый раз во время совершения Божественной литургии произносятся слова «Христос посреде нас!» — и ответ: «И есть, и будет!» Это яркое свидетельство о присутствии Самого Воплотившегося Бога — Христа Спасителя — среди Своих верных. Регулярно причащаясь Его Святых Тела и Крови, прилагая усилия к исполнению Его заповедей, мы входим в реальное общение с Ним, с нашим Спасителем, и обретаем прощение грехов.

Верующие во Христа и верные Ему ученики, призваны быть свидетелями явленного во Христе Царства Божия еще во время земной жизни. На нас возложена великая честь — поступать в этом мире так, как поступал наш Учитель и Бог, силой Христовой быть непоколебимыми в противостоянии греху и злу, не ослабевать в усердном творении добрых дел, не унывать в ежедневном усилии по преображению нашего греховного естества в нового, благодатного человека.

Любая человеческая жизнь бесценна: ведь за нее заплачено Воплощением, Жизнью, Смертью и Воскресением Единородного Сына Божия. Все это еще сильнее побуждает нас относиться с особым благоговением и вниманием к каждому человеку, вне зависимости от того, насколько он отличен от нас. По мысли святителя Московского Филарета (Дроздова), «любовь есть живое и деятельное участие в благосостоянии другого». К этой деятельной любви и хочется прежде всего призвать всех в эти радостные дни Рождества Христова: быть, по слову апостола Павла, братолюбивыми друг ко другу, в почтительности предупреждать друг друга, в усердии не ослабевать, духом пламенеть, Господу служить! (Рим. 12:10-11, Евр. 13:16)

Сердечно поздравляю вас с великим праздником Рождества Христова. Бог любви и мира (2 Кор. 13:11) да дарует народу нашему и каждому из нас мир и благоденствие в Новом году.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Рождество Христово

2013/2014 гг.

Москва

 

 

Также я зачитаю Рождественское послание нашего Отца и апостола - митрополита Меркурия, главы Донской Митрополии.

 

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

МИТРОПОЛИТА РОСТОВСКОГО И НОВОЧЕРКАССКОГО МЕРКУРИЯ

ПАСТЫРЯМ, МОНАШЕСТВУЮЩИМ, КЛИРУ, БОГОЛЮБЕЗНОЙ ПАСТВЕ РОСТОВСКОЙ-НА-ДОНУ ЕПАРХИИ

 

Возлюбленные о Господе всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

 

Сердечно поздравляю вас с праздником Рождества по плоти Предвечного Бога, Господа нашего Иисуса Христа, с этим мироспасительным событием, ставшим ключевым в истории человеческого рода.

Священное Писание повествует нам, как на заре существования мира Господь создает высшее Свое творение – человека. Восприняв образ и подобие Божие, человек становится возлюбленным чадом Небесного Отца. Бог призывает первых людей в полноте и преизбытке насладиться Его благостью, стать «богами по благодати». Единственным условием для вхождения в полноту Божественного замысла была человеческая свобода, добровольный ответ на любовь Божию любовью человека.

По преизбытку Своему Бог дал нам этот великий дар свободы, который преподобный Максим Исповедник называет «признаком глубочайшего уважительного отношения Бога к человеку». Вся жизнь человека есть попытка реализации этого небесного дара, дара свободы. Сколько поэтов и музыкантов воспевали его! Сколько шедевров мирового искусства посвящено ему! На алтарь свободы приносятся самые большие жертвы. Даже в основе военных конфликтов чаще всего лежит стремление к свободе, ради нее люди готовы проливать кровь. Может показаться, что человек ничто так высоко не ценит и ничто так бережно не хранит, как свободу. Но, ценя свободу, человек не в состоянии гарантировать ее себе. Потому что подлинную и безграничную свободу может дать человеку только Бог. И Он дал ее, придя в мир и принеся ради нее бесценную Жертву Голгофы.

Дар свободы предполагает нравственный выбор, скрупулезную внутреннюю работу каждого, принятие Бога за основу жизни. На языке православного богословия этот процесс называется богочеловеческой синергией, или соработничеством. Господь приглашает нас к участию в нем на принципах взаимной любви и благой воли. По словам святителя Иоанна Златоуста, «здесь кроется смирение Бога. Божественное благоволение ожидает благоволения человеческого».

История непрестанно свидетельствует о том, что целые цивилизации уходят в небытие из-за попрания этого основополагающего принципа богочеловеческих отношений. Самые развитые культуры и государства, самые устойчивые экономические модели и высокие технологии не способны гарантировать человеку счастье и процветание. Они обрекают его на страдание и боль, когда полагают в основу своего существования жизнь без Бога, искусственно вынося Его за скобки бытия. Теряя Бога — человек теряет себя. Социальные потрясения и нравственная деградация, политические репрессии и хаос в умах – вот наследие идеологий и режимов, которые строили «светлое будущее» человечества, позабыв о Боге.

Событие Рождества Христова напоминает нам об истинах, утрата которых привела к неимоверным жертвам и губительным последствиям и в веке минувшем. В этом году мы вспоминаем столетие со дня начала Первой мировой войны. Она была одним из самых широкомасштабных вооруженных конфликтов в Новейшей истории, унесших жизни десятков миллионов людей, стерших с лица земли целые империи, ставших причиной опустошительных для России революций. Пример того, как христианские народы Европы в безумстве нигилистической агонии уничтожали друг друга, не стесняясь ни средств, ни методов, в очередной раз должен заставить нас задуматься о том, во что может превратиться мир, позабыв Бога и исказив дар божественной свободы.

К сожалению, до сих пор слышатся голоса безумцев, вновь подстрекающих общество удалить религию из государственной и частной жизни, предлагая отвести ей место на задворках мира.

Грех Ирода, искавшего погубить Богомладенца, является и в наши дни страшным вызовом, стоящим перед цивилизацией, способным расколоть братские народы на противоборствующие лагеря. Потому Церковь возвышает свой голос, свидетельствуя, что спокойствие, мир и взаимное уважение возможны только тогда, когда в основу жизни общества будут положены высокие евангельские нравственные принципы.

Господь, в Своей неизреченной благости, посредством общения с Ним и друг с другом, дает нам возможность возвыситься над всем, что разрушает нашу природу, размывает традиционные ценности, втягивает в губительные политические авантюры, лишая, тем самым, подлинной свободы.

«Сын мой! отдай сердце твое мне, и глаза твои да наблюдают пути мои», — говорит Господь в Писании (Прит. 23:26).

Будем же крепкими и стойкими в той великой благодати, которую дает нам Бог, и, подобно евангельским волхвам, принесем Ему в дар свое сердце, свою верность, свою преданность, чтобы пути Божии стали нашими путями, Его жизнь — нашей жизнью, Его Царство — нашей реальностью.

С праздником Рождества Христова, дорогие мои!

 

+ МЕРКУРИЙ,

Митрополит Ростовский и Новочеркасский

Глава Донской Митрополии

Рождество Христово, 2013/2014

Г. Ростов-на-Дону

 

 

3 И рече Бог: да будет свет. И бысть свет.

(Быт 1:3)

11 И рече Бог: да прорастит земля былие травное, сеющее семя по роду и по подобию, и древо плодовитое творящее плод, емуже семя его в нем, по роду на земли. И бысть тако.

(Быт 1:11)

 

Евангельское Чтение

Мф., 3 зач., II, 1-12.

1Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы* с востока и говорят: 2где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему.

3Услышав это, Ирод царь встревожился, и весь Иерусалим с ним.

4И, собрав всех первосвященников и книжников народных, спрашивал у них: где должно родиться Христу?

5Они же сказали ему: в Вифлееме Иудейском, ибо так написано через пророка: 6и ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля.

7Тогда Ирод, тайно призвав волхвов, выведал от них время появления звезды 8и, послав их в Вифлеем, сказал: пойдите, тщательно разведайте о Младенце и, когда найдете, известите меня, чтобы и мне пойти поклониться Ему.

9Они, выслушав царя, пошли. И се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец.

10Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою, 11и, войдя в дом, увидели Младенца с Мариею, Матерью Его, и, пав, поклонились Ему; и, открыв сокровища свои, принесли Ему дары: золото, ладан и смирну.

12И, получив во сне откровение не возвращаться к Ироду, иным путем отошли в страну свою.

По окончании богослужения настоятель, духовенство и прихожане радостно поздравили друг друга с великим Праздником Рождества Христова.