Воскресная проповедь 12.01.2014 Печать

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.  - Аминь.

«Отошедшим волхвов, се, Ангел Господень явился во сне Иосифу со словами: вставай, возьми Отрока и Матерь Его, и беги в Египет, ибо Ирод ищет Отрока погубить. Находись там до тех пор, пока я не скажу тебе».

«Да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: от Египта воззвал Сына Моего». Так свидетельствует евангелист апостол и очевидец Христа и один из двенадцати апостолов. Свидетельствует, потому как в совершенстве знал Священное Писание Ветхого Завета. Евангелие от Матфея построено таким образом, чтобы открывать Божественную истину и обличать иудеев - тех, которые не только не узнали в нем Мессию, но предали Иисуса Христа, и даже ведя Его к Пилату, кричали все вместе: «распни Его! нет у нас царя, кроме кесаря.

15  Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

(Ин 19:15)

Матфей пишет Евангелие по внушению Святого Духа, и по просьбе уверовавших Иудеев, которые перед отбытием первого, просили его оставить в «письмени» то, что он проповедовал им устно, и вот он написал для них евангелие, известное под его собственным именем и занимающее первое место в ряду новозаветных книг. Евангелие построено именно так как, зная Священное Писание, он приводит в пример слова, сказанные пророками. «И ты, Вифлеем, земля Иудина, ничем не меньше воеводств Иудиных, ибо из тебя произойдет Вождь, Который упасет народ Мой, Израиля». В словах пророка Михея содержалось пророчество о Христе, или о Мессии, и о том, что Он родится в Вифлееме. Ирод не надеялся, что волхвы сообщат ему какие-нибудь точные сведения о Царе, но о времени появления звезды он мог узнать от них точно. Некоторые толкователи думают, что Ирод уже в это время начал подозревать, что волхвы не возвратятся к нему, и на этот случай выведал у них о времени появления звезды, чтобы решить дело и без них.

Иосиф встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, и был там до смерти Ирода. Место, где поселился Иосиф с Мариею и Младенцем, в Евангелии не указывается.

«Ирод, увидев, что осмеян волхвами, - (волхвы не пришли ему возвестить место рождения Младенца), - он посылает войска, чтобы избивали младенцев мужского пола в Вифлееме и в окрестностях, двух лет и ниже».

Почему Ирод принимает такое решение? Почему двух лет и ниже?

Первое - «Звезда, которая ведет нас, она указывает, что здесь, в этом месте, родился Человек Мессия, Царь Израиля». Понятно, что необходимо время, чтобы добраться до Иерусалима, ведь они шли с востока по отношению к Иерусалиму. Путешествие трех волхвов не заключалось в два, в три дня. Мы сейчас можем сесть в самолет, и через 4 часа быть в Париже. В то время волхвы, - идя по звезде не один месяц, они двигались за ней - в то место, куда та их вела, - а это могло быть и пять и шесть месяцев, а может быть, и больше - и год. Звезда была для них только светящейся небесной точкой. И такая светящаяся точка явилась им на западе от них, когда они наблюдали небесный свод. Она явилась им, указывая на Иудею, и звала их туда.

Второе - потому, что в иудейском народе матеря кормили своих детей грудью до двух лет.

И основываясь на вышесказанном, разгневанный Ирод отдал чудовищный указ. Спасая Иисуса, Его Мать и Иосиф бегут в Египет - страну былого рабства иудеев. Евангелист Матфей говорит: «да сбудется реченное Господом через пророка», приводит в пример пророческие слова Осии: «От Египта воззвал Сына Моего». Пророк Осия из числа меньших пророков, жил между 786 и 726 годами до рождения Богомладенца. Книга пророка Осии - первая в числе книг меньших пророков, состоит из 14 глав и неизменно находится во всех древних списках и полных переводах Ветхозаветных книг. Признание богодухновенности означенной книги Еврейской синагогою подтверждается Новозаветными писателями. Годы жизни пророка Осии были мрачны и бедственны. Он жил в самое мятежное и бедственное время, во время больших политических переворотов. Нравы были испорчены, религия подавлена идолослужением, в народе распространилась ложь, обман, воровство, угнетение, волхвование, суеверие, распутство и другие пороки и злодеяния.

Снова сбываются слова пророка Иеремии: «плачь и рыдание в Раме слышан бысть: Рахиль плачет о своих чадах, но не может утешиться, потому что их нет». Второй из так называемых больших пророков, сын священника Хелкия из Анафофа. Пророческое служение Иеремии обнимало собой самый мрачный период Иудейской истории. Призвание его к пророческому служению произошло в ранней молодости, на 15 году жизни. Иерусалимский храм был местом, где чаще всего раздавался голос пророка Божия.

Иосиф Флавий говорит: Ирод, считая, что родился царь земной, который сместит его с престола, не жалеет даже младенцев. В последние дни своей жизни Ирод был охвачен мрачною и неукротимою яростью, которая обрушивалась на всякого, с кем только приходил он в соприкосновение.

В 2009 году Господь сподобил меня быть в Иерусалиме. Когда отслужили ночную литургию на Голгофе, путь наш лежал в Вифлеем. Прибыв туда с православным гидом, я увидел огромную гору костей младенцев. Всё случилось 2000 лет назад, и эти кости свидетельствуют до сего дня то беззаконие, которое сотворил Ирод царь…

По смерти Ирода Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте со словами: «возьми Отрока и Матерь Его и возвращайся в землю Израилеву, ибо умер тот, кто искал душу Отрока». Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву. Когда же достиг тех мест, услышав, что царствует Архелай, вместо отца его, убоялся; и во сне получил весть от Ангела, пошел в пределы Галилейские. Поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

 

Евангельское Чтение

Мф., 4 зач., II, 13-23.

13 Отшедшым же им, се, Ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: востав поими Отроча и Матерь Его, и бежи во Египет, и буди тамо, дондеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е.

14 Он же востав, поят Отроча и Матерь Его нощию, и отиде во Египет,

15 и бе тамо до умертвия Иродова: да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: от Египта воззвах Сына Моего.

16 Тогда Ирод видев, яко поруган бысть от волхвов, разгневася зело и послав изби вся дети сущыя в Вифлееме и во всех пределех его, от двою лету и нижайше, по времени, еже известно испыта от волхвов.

17 Тогда сбыстся реченное Иеремием пророком, глаголющим:

18 глас в Раме слышан бысть, плачь и рыдание и вопль мног: Рахиль плачущися чад своих, и не хотяше утешитися, яко не суть.

19 Умершу же Ироду, се, Ангел Господень во сне явися Иосифу во Египте,

20 глаголя: востав поими Отроча и Матерь Его и иди в землю Израилеву, изомроша бо ищущии души Отрочате.

21 Он же востав, поят Отроча и Матерь Его и прииде в землю Израилеву.

22 Слышав же, яко Архелай царствует во Иудеи вместо Ирода отца своего, убояся тамо ити: весть же приемь во сне, отиде в пределы Галилейския

23 и пришед вселися во граде нарицаемем Назарет: яко да сбудется реченное пророки, яко Назорей наречется.

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи. Ангела Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Всех вас с воскресным днем и Святыми днями, именуемые Святки. Поста у нас до 18 января нет, то есть в среду и в пятницу мы можем вкушать пищу животного происхождения.

Служба у нас будет сегодня вечерня в 16:00 с чтением Акафиста, на неделе - в понедельник у нас вечерня, вторник в 08:00 начало Божественной литургии. Вторник у нас - праздник Обрезания Господня, Василия Великого - второй праздник, - и Новый год. Может, для кого-то будет это удивительно, но Церковь живет по юлианскому календарю. Я не буду сейчас рассказывать, что могут представлять собой юлианский и григорианский календари. Ни один раз говорили, как начинался Новый год - и в сентябре, и в марте, и в январе. За время существования земной цивилизации он столько раз менялся, что и не знаешь, где этот Новый год - там или там… Ну, суть не в этом, суть в том, что будет один из величайших праздников - Обрезание Господне. Служба будет состоять из Всенощного бдения, освящение пяти хлебов. Как некогда Христос пятью хлебами накормил 5000, так и мы - в прообраз этого события раздаем хлебы всем в храме молящимся.

Во вторник вечерня в 16:00, и в среду, 15 января, в 08:00 начало Божественной литургии, - память преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея Россия чудотворца.

Служба в пятницу - Часы Царские, Навечерие Святого Крещения. В пятницу вечерня в 16:00, и в субботу в 08:00 утра, 18 января, начало Божественной литургии. По окончании Божественной литургии Великое освящение воды. Святые Отцы эту воду называют великой Агиасмой. По церковному преданию эта святая вода может заменить Причастие. Но это в том случае, когда человек занемог, сам не может прийти на богослужение в церковь, чтобы подкрепить себя вот этой Великой благодатью, - тогда он может достать со святого угла воду, которая хранится всегда в наших домах, и несколько испить с молитвой.

Конечно же, если не будет веры, и мы не верим в то, что мы принимаем внутрь себя, то там хоть цистерну выпейте - пользы никакой! А если у нас будет любовь с верою к Христу и вера в спасение, то можно будет только губы омочить, и результат налицо.

А затем, 18-го, в субботу, вечерня в 16:00, и 19-е, воскресение - малая Пасха, да еще великий праздник - Крещение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Божественная литургия - начало в 08:00, а затем Великое освящение воды. Этой водой можно окропить всё, все места. В этот день освящаются дом, двор, сараи, комнаты - в общем, всё, к чему мы с вами прикасаемся, потому что в этот день омывается весь мир.

На праздник Крещение, 19-го числа, после богослужения и освящения воды, каждый верующий человек пойдет с освященной водою в свой дом. Из всех храмов пойдут люди, - и одним разом, наверное, полгорода Ростова омоется святой водой, а может быть и весь город. Если не поленятся православные, то омоются все квартиры, все дома, все участки. А ведь какая это будет великая святыня!.. Ведь не зря называется Русь Святая - это Святой Удел Божией Матери. Благодаря таким великим освящениям Россия наша омывается.

 

Сегодня праздник священномученика Зотика пресвитера, Сиропитателя. Чтобы не исказить память преподобного Зотика, я вам зачитаю его житие.

 

«Память преподобного Зотика Сиротопитателя

Преподобный Зотик происходит из знатного и славного рода и родился в городе Риме. С молодых лет он изучил всякую премудрость мирскую и духовную, вследствие чего его приблизил к себе первый христианский император, царь Константин».

Царь Константин, мы знаем, правление его было 306-336 год, или 337, по-моему, вот так. Вот в это время и жил священномученик Зотик.

«Когда сей благочестивый государь перенес столицу империи из Рима в Константинополь, то блаженный Зотик, вместе с другими приближенными царя, переселился в сей город и здесь был почтен магистрианским саном.

Но вскоре, отвергшись мирской чести и суеты, он принял священство».

Уйдя от этого богатства, - ну, вы понимаете, человек при царе имеет какой уровень, и материальные блага, - он оставляет всё, а идет служить Богу и Его народу.

«Как Авраам свою кущу, так святой Зотик свой дом открыл для принятия и питания нищих; принимал в странноприимницу лишенных крова, странников и болящих, был истинным отцом для вдовиц, немощных и сирых.

В то время усилилась в городе болезнь - проказа, которая всегда свирепствовала на Востоке. Чтобы прекратить распространения болезни, издан был приказ бросать в море всякого прокаженного. Милосердный Зотик, распаляясь божественною любовью, отправился к царю и сказал ему:

- О, царь! дай мне, рабу твоему, как можно больше золота, чтобы я мог купить тебе драгоценных жемчугов, блестящих камней для утвари твоей, так как я очень опытен в этих делах.

Царь, любя Зотика, повелел исполнить его просьбу, и сей боголюбезный служитель добра, взяв золото, вышел из царского дворца с веселием и радостью. Для золота он нашел наилучшее употребление: у воинов, которым было поручено епархом брать прокаженных и бросать их в море, святой Зотик посредством золота выкупал несчастных и брал их на свое попечение. Около Константинополя, на противоположном берегу Босфора, на одной горе он построил больницы для прокаженных и там их успокаивал. Так он на прокаженных и больных истратил всё золото, данное ему великим Константином.

Между тем сей благочестивый царь умер и на царский престол вступил сын его, Констанций, который не подражал благочестью отца: он впал в Ариеву ересь и преследовал православных. Святому Зотику также суждено было претерпеть страдания от него. По наговору от злобных людей, которые рассказали ему, как Зотик брал у отца его золото для покупки драгоценных камней, - царь призвал Зотика и спросил его:

- Приготовил ли ты жемчуги и другие драгоценные камни для утвари нашей, на покупку которых ты взял у державного отца нашего столько золота?

Зотик ответил:

- Приготовь, царь, корабль, и я покажу тебе такое богатство, какого раньше ты не имел.

Потом переправившись, вместе с царем, на другой берег Босфора, он повел его к больницам и, показывая прокаженных и больных, сказал:

- Вот, царь, прекрасные камни и блестящий жемчуг, которые я добыл для спасения твоего с немалым трудом и дорогою ценою.

Царь разгневался на святого и повелел привязать его к диким мулам и гнать их через поля и дороги. Влекомый мулами по камням, преподобный испытывал тяжкие мучения: все члены его были растерзаны острыми камнями; когда же затем мулы быстро совлекли его с горы, самые кости его сокрушились, и он предал душу свою в руки Господа. А на том месте, где он скончался, истек источник чистой и сладкой воды, и этою водою исцелялись всякие болезни в прославления угодника Божия, и во славу и честь единого в Троице Бога, всеми славимого и поклоняемого во веки веков. Аминь.»

 

Вот такой сегодня почитается по Уставу святой, жизнь которого нам должна послужить уроком благочестия, веры, любви к Богу, любви к нашим ближним. Как этого нам не хватает!.. Как это непросто - любить врагов! Иногда тут родных не очень-то хочется любить, а уж за врагов, которые нам пакостят, наверное, это очень сложно в жизни. Но такой вот пример нам преподал святой Зотик - любил и хромых, и больных, и чтобы спасти своего царя, царя Константина, и чтобы Господь простил его грех, - ведь он, царь Константин, издал указ, как вы уже слышали, - всех, кто болел проказой, прям живых бросать в море, - Зотик же их собирал и врачевал на царские же деньги, чтобы Милосердный Господь не поставил царю этот указ во грех.

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.