Воскресная проповедь 02.03.2014г. Печать

2 марта 2014 года на Божественной Литургии протоиерей Димитрий Осяк обратился к собравшимся со словом проповеди: Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. - Аминь.

Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин 3:16)

Обращаясь к собравшемуся народу, который окружал Иисуса, а это в основном были простолюдины. Люди, полюбившие Учителя всем сердцем, и помышлением, своею искренностью и чистотой душевной с детским радушием внимали словам и притчам, которые говорил Проповедник. Ощущая народную любовь к Себе и их обаяние, Иисус наставляет их, чтобы они, внимая Его словам и дальше жили, - с той сердечной чистотой, с той простотой и с той же наивностью детской.

Проповедовать Eвангелие бедным, оказывать милосердие погибшим - вот в чем заключается главная цель, для которой Он явился среди людей.

Христос не хочет навязывать Своей Благодати тем, которые с самого начала преднамеренно ожесточили свои сердца против нея, но любовно сообщает ее тем, которые нуждались и чувствовали нужду в ней. Учение Его было «как роса на нежной былинке и как ливень на траве». Ссылаясь на одно величественное место Ветхого Завета, которое заключало в себе самую суть всего, что было благоприятно Богу в любви и милости, Учитель воспользовался фразой, похвалявшимися раввинами такими глубокими познаниями - пойти и научиться: «милости хочу, а не жертвы», «Какой мерой мерите, такой и вам возмерится» (Мф 7:2). «Если вы прощаете обиды вашим обидчикам, то и Отец ваш Небесный простит вам ваши согрешения. А если вы помните боль и обиду, которые вам нанесли близкие или дальние, и эту боль затаили в своем сердце, не прощая обидчиков, то помните - Отец ваш Небесный не простит вас». Быть может им, задавленным бременем простой обрядности и предания, никогда прежде и на ум не приходило, что любовь, которая не считает унижением вступать в общение с грешниками с целью спасения их душ, более приятна Богу, чем тысячи баранов и тьмы мер масла.

«Когда поститесь, не помрачайте лица свои, не одевайтесь в черные одежды, чтобы явиться перед людьми постящимися, а народ начал прославлять вас, говоря: «Вот, каковы!.. И как они постятся!..» Но вы поститесь не пред людьми, а пред Отцом вашим Небесным, Который втайне, и Отец ваш, видя тайное, воздаст вам явно». Пост для лицемеров мог служить поводом для показной набожности, и эта последняя осуждается для всех видов поста. По учению Спасителя пост должен быть во всех случаях тайным, внутренним расположением человека в его отношениях к Богу, постом для Бога, а не для человека. Пост установлен церковью как особенное время, выделенное из будничного, когда христианин усиленно работает над очищением своей души и тела. Любая радость и веселье считались нарушением поста. Общее правило заключалось в воздержании от возбуждающей пищи и умеренном употреблении даже разрешенных продуктов. Воздержание языка и всего того, что вносит смятение в душу и суету, есть хороший залог того, что мы можем провести Богом данное время поста с пользой для своей души и тела.

«Не собирайте себе сокровищ на земли, где червь подтачивает и тля истребляет, где воры подкапывают и ищут, чтобы украсть. Собирайте богатство, или сокровища, на небе, где ни червь, или тля не истребляют, там нет разбойников, и они не будут подкапывать, и не смогут украсть ваше приобретение в течение всей земной жизни». Христос в нагорной проповеди научает и разъясняет, каковы должны быть истинные правильные понятия о праведности, какие свойственны собирания, естественному человеку. «К чему расположено ваше сердце, к какому сокровищу, там будет и душа и жизнь». Смотря по тому, какие сокровища человек любит, земные или небесные, и жизнь его бывает или земной или небесной. Если в сердце человека преобладает любовь к земным сокровищам, то небесные сокровища отходят для него на задний план и наоборот. Часто мы заботимся, по-видимому, только о небесных сокровищах, но сердцем своим привязаны бываем только к земным благам. Наши стремления к небу бывают только видимостью и предлогом для сокрытия от посторонних взоров нашего любвеобилия к сокровищам земным. Один любит одно, другой другое. Знакомое всем выражение «у меня сердце лежит» или «не лежит к тому-то» почти равнозначительно евангельскому выражению. Где находится то, что мы считаем своим сокровищем, туда будут направляться и сердечные помыслы наши, и любовь наша.

Не хитрость, не ложь и коварство, не обман, не приведут к спасению человека. Иногда, язык говорит одни слова, а ведь в мыслях у нас совершенно другое… Разве Бог не знает наши помышления?..

Итак, «где будет ваше сокровище, там будет и сердце ваше». Аминь.

 

2 ибо каким судом судите, таким будете судимы; и какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.

(Мф 7:2)

 

Евангельское Чтение

Мф., 17 зач., VI, 14-21.

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое,

18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

 

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи Вас. Ангела-Хранителя и Божие благословение призываю на предстоящую неделю и на всех Вас. Напоминаю, что сегодня заговенье на Великий пост. Пост «великий» не только потому, что он очень строг - хотя он весьма строг, но и потому, что он оканчивается в день Воскресения Христова. Потому он и называется особым постом, великим. Пример воздержания от пищи нам положил Отец наш Господь Иисус Христос. Перед тем как идти на проповедь и крестные страдания, Он взошел на гору, или, по более сильному выражению ев. Марка, Он был возведен («увлечен») духом в пустыню и в посте и искушении провел 40 дней и ночей. Это ли нам не пример остановить себя и подобно нашему Богу отказаться в минуты поста от вкусных яств?.. «не хлебом единым жив будет человек»!

3 И озлоби тя, и гладом замори тя, и напита тя манною, еяже ты не уведел еси, ни отцы твои: да возвестит тебе, яко не о хлебе единем жив будет человек, но о всяком словеси исходящем из уст Божиих жив будет человек.

(Второзаконие 8:3)

Отказываясь от скоромной пищи, мы духовно укрепляемся. И телесно! - ведь необходимы разгрузочные дни или недели - необходимо нашему организму отдохнуть от скоромной пищи, об этом нам и врачи советуют, и церковь Христова призывает к воздержанию.

Если установлено Церковью, значит, оно служит нашему телесному и духовному оздоровлению. Я много раз убеждался в том, что если Церковью что-то установлено, значит, служит спасению человека. Пример тому - на молебне читаем прошение к Богу, где говорится: «Избави, Господи, от труса, потопа, огня, меча, нашествия иноплеменников и междоусобные брани», а сам в себе помышлял: «Устарело это прошение, какая междоусобная брань, какое там нашествие иноплеменников, меча?.. Средневековье какое-то!..». А сегодня я вижу, что я неправ, - перед нашими глазами открывается картина братоубийственной войны, - Украина, - где огнем пылают дома, магазины, машины. Что творится!.. Убивают мечом, копьем, ножом, топором, словом… Ужас! «В Церкви ничего не может быть лишнего, потому что Глава Церкви есть Господь наш Иисус Христос». Вспомним слова Евангелия, где Он говорил Петру: «на сем камне созижду церковь Мою, и врата ада не одолеют до скончания века».

18 и Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей:

(Мф 16:18)

20 уча их соблюдать всё, что Я повелел вам; и се, Я с вами во все дни до скончания века. Аминь.

(Мф 28:20)

Бог созидает Церковь, и врата ада не одолеют ее до скончания века. И всё, что в Церкви положено, оно служит делу спасения и помощи человеку. К спасению его души и тела. Итак, сегодня нас призывает Святая Церковь - заговляться, а с завтрашнего дня начинаются дни строгого поста.

По Церковному Уставу говорится так: «Три дня никакоже дерзнем ясти». Церковь призывает нас на трехдневный особый пост, в эти дни мы не вкушаем пищи. И даже не совершается Божественная литургия, - а выше Божественной литургии ничего быть не может. Кто готовится к Причастию, могут во вторник вечером исповедоваться общей исповедью, а в среду причаститься Тела и Крови Христовы, но это Литургия Преждеосвященных Даров, - заранее совершившегося Таинства.

Затем, в среду мы можем вкушать немного снедей овощных, в переводе означает «вареные овощи» - суп или борщ, но не заправленный растительным маслом. Пищу с растительным маслом вкушаем, начиная с субботы, - в воскресение и в последующие дни. Мы не смеем вкушать мясные, молочные и рыбные продукты питания. А еще Устав приписывает «могущим воздержаться до пятницы, то воздерживаются».

Я призываю всех и каждого смотреть на пост по своим силам. Пост это не какой-то карающий устав или обязанность. Пост это проявление любви к Богу через воздержание. Поэтому не забывайте о том, что каждый несет пост по своим силам. Кто слаб, немощен и болен, то может вкушать столько, сколько нужно, чтобы не потерять последние силы. Каждый молится постом, спасающим тело и душу.

Служба сегодня - 15 часов начало вечернего богослужения, где будет прочитана особая молитва. Мы призовём Духа Святаго, Который нам поможет в течение всего поста - с Божией помощью провести его не в тяжести и в трудности, а в радости и спасении. Знаю, что если помолимся, призовем Бога, то пост будет нам даваться очень легко. Если же скажем, что: «Я, сильный, что мне поститься? Я без труда буду поститься!» Ничего подобного! Искушений столько нападёт, что наступит нарушение поста. Поэтому не уповаем на свои силы, но на помощью Божию. «Господи, помоги нам!» И тогда с Божией помощью мы сами почувствуем, как легко можно воздержаться от скоромной пищи. Мы будем удивляться, скажем: «Почему у нас даже нет ни желания, ни аппетита скоромной пищи?» А потому что в молитве - призывали Бога, и Господь нам подал руку помощи и спасения.

Сегодня Церковь воспоминает память Адамова изгнания. Прошлое воскресенье «Неделя о Страшном Суде». И так, постепенно, Церковь нас подводила к посту. Почему он называется «Страшный Суд»? Это не ассоциируется с тем, что Бог наш, находясь на небе, грозный и суровый. Страшный Суд, - потому что нам будет страшно, где мы окажемся, - в какой стезе мы с вами будем жить?.. Чего мы достойны? Сможем ли мы войти в вечность, в радость, в блаженство с нашим Господом, или быть низринуты от Него? Какова наша будет участь?..

Я напоминаю, что в понедельник, вторник, среда и четверг вечером начинаются чтение канона преподобномученика Андрея Критского. Канон именуется покаянным.

Разве мы с вами без греха?.. Разве нам не нужно прийти и преклонить главу или колена пред Богом?.. Канон читается в году только четыре раза - понедельник, вторник, среда и четверг, мы испрашиваем у Господа Бога прощения наших грехов.

А еще - призываю вас на молитву, - потому, что происходит на Украине, не может нас не касаться, ведь это наши братья во Христе. А разве у нас мало родственников, живущих там?.. То, что происходит сейчас, это не борьба между человеками. Это борьба между добром и злом. Враг рода человеческого диавол, нападает на Русь Святую и Украину. Сколько общих церквей и храмов!.. Сколько молитвенников, сколько святых!

Строятся храмы, созидаются приходы, люди находят дорогу в дом Божий - те, которые никогда не ходили, не думали о Христе и не задумывались о спасении. Эти люди нашли путь к Богу благодаря новым приходам, новым храмам. Можно с радостью сказать о нашей Ростовской-на-Дону епархии, сколько открылось приходов. Благодаря неустанным стараниям и попечению митрополита Меркурия, вновь образованные приходы дали возможность невоцерковленным людям быть прихожанами новых приходских храмов. Но это неинтересно диаволу, ему интересней другое, - ему нужно так, как происходит на Западе сейчас. Когда нас привели на обед в кафе (а это была Голландия), я не понял, это кафе или базилика? Огромнейшее кафе, уставлено статуэтками, символами христианства. Тут тебе и Бог и Богородица. И сотни святых! Сел за стол, задумался, что это такое? - стал спрашивать, а мне ответили - из католических храмов выносят и сдают трактирщикам, а эти символы христианства украшают вот такие забегаловки. Стоят храмы, где раньше совершалась, пусть католическая месса, а сейчас это здание отдано под конюшню. Есть храмы, но они закрыты, и по полгода вообще не открываются! Иногда открываются для того, чтобы продать билеты и пустить туристов! Туристы осмотрели неделю-другую, и храм снова закрылся на полгода или год. Средства на содержание здания закончились - опять открыли, снова туристы, экскурсии, и базилика закрылась.

И только на пути антихриста стоит Русь Святая, храмы, церкви, народ Божий, вера теплится в сердцах! - люди отказываются от скоромной пищи, постятся, исповедаются, Причащаются! Это только у нас, православных христиан! А всё остальное погибает от безбожия…

То, что сейчас происходит междоусобная брань - это диавол! - он снова пакостит! Он пытается стравить нас, христиан, чтобы сломать внутренний наш духовный мир и вообще, чтобы вера угасла! Тогда он кольцо сомкнет, и не будет препятствия диаволу, но на пути этого бесчестия стоит Русь Святая и мы с вами - люди, верующие в Бога.

Поэтому призываю вас, братья мои во Христе, держите веру православную. Пока мы ее имеем, до тех пор и будет Русь стоять. Эту веру нужно иметь не только нам, но и нашим детям. Пока они будут веровать, до тех пор будет стоять Русь Святая. Когда вера угаснет, когда перестанут люди верить в Бога, но будут верить в материальное, во что угодно, - в силу своих знаний, науки, но только не в Бога, - когда люди перестанут ходить в храмы, вот тогда настанет конец света. Тогда незачем будет существовать миру, потому что люди перестанут подниматься по лестнице, которую видел когда-то патриарх Иаков. Души не будут подниматься в рай. Тогда зачем существовать миру, если мир живет без Бога? Бог Сам придёт к нам, судить всех живых и мертвых.

Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.