Воскресная проповедь 09.03.2014 Печать

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. - Аминь.

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". (Ин 3:16)

Случилось Иисусу идти в Галилею. О путешествии Учителя свидетельствует апостол и евангелист Иоанн, самый молодой и любимый ученик Христа. Свидетельствует о том, как Христос собирает учеников и будущих апостолов.

Собирал и постепенно укреплял в них веру. Так, сначала пришли к Иисусу ученики Иоанна Крестителя - Андрей и Иоанн. Греческое имя первого из них говорит о приобщённости к высокой эллинской культуре, второй впоследствии стал известен как Иоанн Богослов, автор одного из Евангелий, Апокалипсиса и двух посланий, вошедших в Священное Писание Нового Завета.

По дороге в Галилею Христос встречает Филиппа и говорит ему: иди за Мной. Двумя словами призывает следовать за Собой. Нужно помнить, что призвание Филиппа, как и других учеников, не было призванием к апостольскому служению и постоянному следованию за Христом. Ученики после того первого призвания еще уходили домой и занимались по временам своими делами. Нужно было пройти некоторому времени, для того чтобы ученики Христа оказались способными стать Его постоянными спутниками и взять на себя тяжелое бремя апостольского служения.

Филипп встречает своего друга и товарища Нафанаила, который впоследствии будет называться апостолом Варфоломеем, говорит с ним - по-товарищески, по-дружески, как мы разговариваем между собой с друзьями и товарищами: «Мы встретили Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса из Назарета, сына Иосифа, плотника». Он говорит слова жизни, что никто другой так говорить не может. Тот, Который, будучи просто плотником Назаретским, наполняет священным благоговением всех приближающихся к Нему. Одним присутствием раскрывает тайны сердец, и однако же влечет к Себе даже самых грешных, в Котором все дышит неотразимым очарованием безгрешной чистоты, недосягаемой красоты божественной жизни. Господь Своим словом просветляет разум человека и преобразует все его существо, давая возможность непосредственного видения духовной реальности и разумения.

На Нафанаила это произвело совсем иное впечатление. Он открыто, честно ответил: «А что может быть доброго из Назарета?» Он обратил внимание на местность. Обычный бесславный город в своей маленькой недоступной долине. Обыкновенные жители, что может быть хорошего? Филипп говорит товарищу словами Учителя, с которыми Спаситель обратился к Иоанну и Андрею: «Пойди и посмотри». И с таким уговором они пошли навстречу Учителю. Убежденный в сказанном, Филипп в своем простом верующем сердце был уверен, что увидеть Иисуса значило познать Его, а знать Его значило любить Его, а любить Его, значило боготворить Его.

Стоило отправиться Филиппу и Нафанаилу к Учителю, а тем временем божественного Христа окружало множество народа, и Он, заметив идущего к Нему, обращаясь к стоящей толпе, говорит: «Вот, посмотрите, ко Мне идет Нафанаил. Воистину в нем нет льсти, корысти, лукавства и обмана, подлинно Израильтянин». (Слово «Израиль» - это «избранный народ»). Нафанаил говорит: «Учитель, а откуда Ты меня знаешь? Ну как можно обо мне сказать, что хороший я или плохой? Я впервые Тебя вижу, и, наверное, Ты меня видишь впервые». Презрительность Нафанаила скоро уступила место другому чувству. На это последовал знаменательный ответ: «Прежде, когда тебе еще не сказал обо Мне Филипп, Я тебя видел под смоковницей». Слова очень сильно впечатлили Нафанаила, потому что никто не мог знать, где он был утром и почему он находился под смоковницей и что он там делал. Никто не мог знать! - а тут открывается тайна его утра. Христос указывает на Свое сверхъестественное ведение, напоминая ему о случае, о котором знал только один он. Случай этот, по-видимому, был такого рода, что в нем высказалось истинно-израильское достоинство Нафанаила. Видеть так невозможно человеку; это возможно только для Того, рука Которого будет наставлять и десница поучать нас. Бывают моменты, когда благодать Божия осязательно действует в сердце человеческом, в такие моменты мы переживаем всю свою жизнь. Такое чувство испытал израильтянин без лукавства, когда он сидел, молился и безмолвно размышлял под смоковницей. Такие чувства могли быть известны Тому, Кому дано читать сокровеннейшие тайны сердца, такие моменты и затронул Спаситель в Нафанаиле.

Трепет мгновенного убеждения пронзил сердце Нафанаила и заставил его сразу пасть на колена и воскликнуть: «Равви, (что в переводе означает «Учитель»), Ты еси Сын Божий, ты Царь Израилев». В ответ Учитель сказал: «ты уверовал только за одно слово, что Я открыл твою тайну, где ты сегодня был утром и что ты делал под смоковницей. Отныне за веру твою вы увидите больше. Увидите отверстое небо и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому».

Аминь.

 

Евангельские Чтения

Ин., 5 зач., I, 43-51.

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

 

Мф., 40 зач., XI, 2-15.

2 Иоанн же, услышав в темнице о делах Христовых, послал двоих из учеников своих

3 сказать Ему: Ты ли Тот, Который должен придти, или ожидать нам другого?

4 И сказал им Иисус в ответ: пойдите, скажите Иоанну, что слышите и видите:

5 слепые прозревают и хромые ходят, прокаженные очищаются и глухие слышат, мертвые воскресают и нищие благовествуют;

6 и блажен, кто не соблазнится о Мне.

7 Когда же они пошли, Иисус начал говорить народу об Иоанне: что смотреть ходили вы в пустыню? трость ли, ветром колеблемую?

8 Что же смотреть ходили вы? человека ли, одетого в мягкие одежды? Носящие мягкие одежды находятся в чертогах царских.

9 Что же смотреть ходили вы? пророка? Да, говорю вам, и больше пророка.

10 Ибо он тот, о котором написано: се, Я посылаю Ангела Моего пред лицем Твоим, который приготовит путь Твой пред Тобою.

11 Истинно говорю вам: из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя; но меньший в Царстве Небесном больше его.

12 От дней же Иоанна Крестителя доныне Царство Небесное силою берется, и употребляющие усилие восхищают его,

13 ибо все пророки и закон прорекли до Иоанна.

14 И если хотите принять, он есть Илия, которому должно придти.

15 Кто имеет уши слышать, да слышит!

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Ангела-Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Всех вас с воскресным днем. Дай, Господи, телесного здравия и душевного спасения, помощи Господней на предстоящей неделе.

Сегодня Церковь именует воскресный день Торжество Православия. Было определено много веков назад, - о том, что в первую неделю Поста в воскресный день служить благодарственный молебен Торжеству Православия. Почитается Церковью как день, когда вернули в храмы иконы после долгого гонения, воздвигнутого на них не только от еретиков, но и от иконоборческих императоров.

Раз навсегда Вселенский собор утвердил учение о чествовании святых икон и молитвенном поклонении им. В постановлении святых отцов говорится, что честь, воздаваемая святым иконам, относится не к самой доске, а к изображенному на ней святому лику, что молитвенное поклонение принадлежит самому первообразу.

Одного из епископов, который чествовал святые иконы, посадили в темницу - приказали держать в неволе до тех пор, пока он не подпишет документ, чтобы из храмов его епархии вынесли иконы. Епископ был настолько благочестив, что Божественная благодать являлась в его сиянии. Один из правителей пришел в темницу к епископу, дабы увещать его наставлениями, чтобы Владыка подписал порочащую грамоту. Епископ в разговоре, испросил монету у правителя. На этой монете было изображение его покойной матери. Епископ посмотрел на монету, бросил на пол и небрежно пнул ногой, - за что получил от правителя пощечину. Правитель сказал: «Как ты смеешь топтать изображение моей матери?». Епископ ответил: «Разве это мать твоя? Это всего лишь денежная монета! Этими монетами покупают продукты и продают товар. Монеты иногда теряют, и они оказываются под ногами прохожих». Правитель снова сказал: «На монете вычеканено памятное изображение моей матери. И не смеешь ни ты, ни кто другой попирать этот образ ногами». Тогда епископ сказал: «Воистину ты заслуживаешь уважения, если так чтишь свою покойную мать. Она давно умерла, но ее изображение так уважаемо. Как же я могу позволить, чтобы изображения нашего Бога и Господа иконоборцы вынесли из храмов?.. Мы поклоняемся не краскам и доскам. Взирая на иконы, мы возносим поклонение первообразу. Иконы лишь напоминают нам об этом». И тогда правитель сказал: «Воистину, твое учение справедливое и верное».

В IХ веке с величайшим трудом одержанная иконопочитателями победа вошла в церковный календарь как праздник Торжества Православия.

Напоминаю, что начинается Пассия с сегодняшнего дня. Вечернее богослужение в 16:00 с чтением акафиста и Евангелия Страстям Христовым. Вы помните, что в году бывает только четыре Пассии, - то есть, сегодня воскресение, служится Пассия, и последующие три воскресные службы. Мы во время вечерней службы стоим со свечами, читается акафист Страстям Христовым и Страстное Евангелие, - именно та часть Евангелия, которая свидетельствует нам о великой любви нашего Бога к нам, ибо Своей доброй волей Он взошел на Крестные Страдания, чтобы грех человеческий искупить Своею Кровью, а нам с вами показал пример истинного пути ко спасению. И поэтому мы с вами, верующие во Христа люди, не можем не прийти на такую великую службу.

Служба на неделе будет - во вторник вечерня 16:00, и в среду - 07:30 начало Великопостных часов, затем Литургия Преждеосвященных Даров. В четверг вечерня 16:00, в пятницу 07:30 начало Великопостных часов, затем Литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу вечерня 16:00, и в субботу 07:30 часы, 08:00 литургия, заупокойная поминальная Родительская служба. В субботу вечерня 16:00, как всегда, в воскресение 08:00 начало Божественной литургии.

 

Хочу обратить ваше внимание, - мы сейчас соберем пожертвования - на реставрацию Кафедрального собора. Раз в месяц мы собираем средства на поддержку нашего собора. Кафедральный собор это лицо всей Ростовской-на-Дону епархии. Я несколько времени назад говорил вам о том, что собор в плачевном состоянии. Он запущен. И если сейчас его не начать реставрировать, то мы можем навсегда потерять жемчужину Дона. В нем молились наши прадеды, отцы и матери, в нем будем молиться не только мы, но и наши дети и внуки. Из Собора Кафедрального вышли почти все священнослужители Ростовской-на-Дону епархии. Мы принимали сан диакона и пресвитера. Нужны колоссальные средства для его реставрации, поэтому я прошу вас, - понимаю, что «и самим-то не до жиру, быть бы живу», - тем не менее, если мы не поддержим, то кто поддержит нашу святыню? Если есть у кого возможность, давайте соберем и отправим эти средства на реставрацию Кафедрального собора.

 

Затем помощник благочинного Восточного округа Ряжских Алексей Юрьевич сделал объявление о мероприятии:

«Братья и сестры, в воскресной школе нашего храма сегодня проходит выставка, посвященная празднику Дню православной книги. Вы знаете, воскресная школа находится в цокольном этаже нашего храма, можно спуститься или из храма или со стороны улицы. И там будут представлены православные книги из библиотеки нашего храма. Приглашаю вас посетить выставку православной книги».

 

Ангела-Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.