Воскресная проповедь 16.03.2014 Печать

16 марта 2014 года на Божественной литургии отец настоятель по обычаю обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Мк. 7, 1-12):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. - Аминь.

"Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную". (Ин 3:16)

Случилось так, что Христос пришел в некий Галилейский город Капернаум. Обычное селение, ничем не знаменательное, - кроме того, что весьма часто говорится о нем в Новом Завете, как о главном и любимом месте пребывания Господа Иисуса. «Капер» в переводе означает «селение», «Наум» - имя пророка, - некогда жил пророк Божий. В этом городе Господь исцеляет расслабленного, тещу Петра, лежащую в горячке. Призвал к апостольскому служению Матфея, сидевшего у сбора пошлин.

Сегодняшнее прочитанное Евангелие говорит, что Христос остановился на несколько дней в некоем доме. Дом находился на западном берегу Тивериадского озера - конечно же, это был дом Петра. У Петра-Симона, еще не было послушания проповедовать слово Божие. Призвание на апостольское служение Симона-Петра, только начиналось. Как мы знаем, первый из учеников и впоследствии апостолов есть Андрей, который по праву стал называться Первозванный. Пройдя немного по берегу, Иисус увидел Иакова и брата его Иоанна, чинивших сети; и тотчас призвал их. По дороге в Галилею Христос призывает Филиппа, а он встречает своего друга и товарища Нафанаила и говорит с ним - по-товарищески, как мы разговариваем между собой: «Мы встретили Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки. Он говорит слова жизни, что никто другой так говорить не может».

Такое призвание встречается и в нашей жизни, так как сказано: «пути Господни неисповедимы». Каждый из нас здесь стоящих в храме, в дом Божий пришел своим путем. Кто-то от радости сердечной и глубокой благодарности, кто-то от скорби и переживаний и уже потерял надежду. Кто-то через неудачу и напрасный труд, а кто-то через болезнь свою или родного человека. Господь ожидает нашего обращения и каждого призывает к спасению, своим путем.

Случается так, что в храм пришла женщина, услышала слова Божественной истины, почувствовала, что здесь есть особое необъяснимое тепло, и Дух Божий невидимо предстоит, и эта захожанка стала приходить на богослужение все чаще и чаще. Затем рассказала своему мужу о литургической жизни церкви, и он, может быть, какое-то время не соглашался с ней, но потом увидел ее преображение, и в глубине своего сердца принимает решение идти в дом Божий. Может быть, не совсем понимает зачем, но оказавшись участником службы, почувствовав атмосферу духовности, остался навсегда вместе с Христом, с невидимой Божественной силой. Многие из нас рассказывали друзьям и товарищам о Боге, о церковной и литургической жизни. Через какое-то время и они пришли в храм, услышали Божественные слова, задумались о цели и смысле жизни - а теперь удивляются, как они могли все это время жить без Церкви.

Возвращаемся к евангельской вести.

Христос пришел в дом Петра; когда народ услышал, что Учитель находится в этом месте, тотчас собрались многие, так что уже не было места. Тем временем друзья и товарищи немощного человека принимают решение, - конечно же, с согласия расслабленного. Решение состояло в том, чтобы взять постель четырем друзьям и понести своего товарища навстречу к Иисусу, к Тому, Кто совершает на глазах всех великие чудеса. Когда они принесли одр больного в этот дом, то оказалось, что невозможно даже и подступиться к нему за многолюдством. Хозяин дома, Петр, дает согласие на то, чтобы раскрыли кровлю дома, и совершенно необычным путем, - на воловьих жилах спускают постель вместе со своим товарищем к месту, где находится Христос.

Истинные товарищи, в которых нет ни лести, ни коварства, ни обмана, ни лжи, - люди оказали помощь своему другу, не постеснялись нести одр через весь город, через мимо проходящих людей, - с надеждой, что расслабленный друг, повстречавшись с Иисусом, несомненно, встанет. И что же мы видим? Когда спустили одр, Иисус, видя веру их, даже не спрашивает согласия болящего на исцеление, - как иногда мы слышим в Евангелии, слепец кричит: «Иисус, Сын Давидов! помилуй меня». Его привели к Иисусу, и Он спросил: «А что ты хочешь?» Я много раз об этом говорил. Ну что нужно слепцу? Слава? Богатство? Материальное положение? Конечно же, нет, он хотел прозреть, - это каждый скажет. Тем не менее, Учитель спрашивает его желание. И только с его согласия Он совершает над слепым исцеление.

Здесь же происходит все наоборот. Он, видя веру их, - видя твердую веру товарищей, обращается к расслабленному, говоря: «чадо!». И мы, имея веру в просимое, молимся Богу - за своих детей, сродников, мужей и жен, за товарищей. Если молитва искренняя, то она будет услышана. Как говорит Евангелие: «Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои. Возьми постель твою и иди в дом».

В доме сидели некоторые из книжников - удивились таким словам, и между собой, шепотом, стали говорить: «Как же так? Он хулит! Разве Он может грехи прощать? Только Бог может прощать грехи. Кто это такой и как Он смеет?»

Иисус обращается к ним, говоря: «почто помышления входят в ваши сердца?»

Они умолчали, якобы ничего между собой не говорили. «А что легче? Сказать, - говорит Учитель: прощаются тебе грехи твои? или скажу: встань, возьми постель твою и ходи? Но вы наконец-таки должны понять, - говорит Господь, - что у Сына Человеческого есть власть такая». Тогда обращается к расслабленному, говоря: «встань, возьми постель твою и иди в дом твой».

И расслабленный встал пред всеми. Встал, потому что в мгновение ока те руки и ноги, которые его много лет не слушали, вдруг они наполнились сил. Он собирает свою постель на глазах у всех и выходит из этого дома.

Все изумились: «Никогда ничего такого мы не видели, что сейчас видим». Аминь.

 

46 Приходят в Иерихон. И когда выходил Он из Иерихона с учениками Своими и множеством народа, Вартимей, сын Тимеев, слепой сидел у дороги, прося милостыни.

47 Услышав, что это Иисус Назорей, он начал кричать и говорить: Иисус, Сын Давидов! помилуй меня.

48 Многие заставляли его молчать; но он еще более стал кричать: Сын Давидов! помилуй меня.

49 Иисус остановился и велел его позвать. Зовут слепого и говорят ему: не бойся, вставай, зовет тебя.

50 Он сбросил с себя верхнюю одежду, встал и пришел к Иисусу.

51 Отвечая ему, Иисус спросил: чего ты хочешь от Меня? Слепой сказал Ему: Учитель! чтобы мне прозреть.

52 Иисус сказал ему: иди, вера твоя спасла тебя. И он тотчас прозрел и пошел за Иисусом по дороге.

(Мк 10:46-52)

 

Евангельское Чтение

Мк., 7 зач., II, 1-12.

1 Через несколько дней опять пришел Он в Капернаум; и слышно стало, что Он в доме.

2 Тотчас собрались многие, так что уже и у дверей не было места; и Он говорил им слово.

3 И пришли к Нему с расслабленным, которого несли четверо;

4 и, не имея возможности приблизиться к Нему за многолюдством, раскрыли кровлю дома, где Он находился, и, прокопав ее, спустили постель, на которой лежал расслабленный.

5 Иисус, видя веру их, говорит расслабленному: чадо! прощаются тебе грехи твои.

6 Тут сидели некоторые из книжников и помышляли в сердцах своих:

7 что Он так богохульствует? кто может прощать грехи, кроме одного Бога?

8 Иисус, тотчас узнав духом Своим, что они так помышляют в себе, сказал им: для чего так помышляете в сердцах ваших?

9 Что легче? сказать ли расслабленному: прощаются тебе грехи? или сказать: встань, возьми свою постель и ходи?

10 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - говорит расслабленному:

11 тебе говорю: встань, возьми постель твою и иди в дом твой.

12 Он тотчас встал и, взяв постель, вышел перед всеми, так что все изумлялись и прославляли Бога, говоря: никогда ничего такого мы не видали.

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи. Ангела-Хранителя и Божие благословение призываю на вас и на предстоящую неделю. Напоминаю, что сегодня у нас вечерня, 2-я Пассия. Это особое богослужение, на котором православные во время службы держат зажженные в руках свечи. Читается Акафист Страстям Христовым, а затем Страстное Евангелие. Служба вечерня в 16:00.

Затем служба будет на неделе - во вторник вечерня 16:00, и в среду 07.30 начало Великопостных часов с чтением Евангелия от Матфея (окончание чтения Евангелия), затем Литургия Преждеосвященных Даров. Служба в пятницу - вечерня 16:00, в субботу 07:30 начало чтения часов, в 08:00 начало Божественной литургии.

 

В субботу служба заупокойная отменяется, так как на этот день припадает память 40 Севастийских мучеников. В переводе «Севастия» значит «Малая Армения». Это великие святые. Великие! Пример тому показал один из стражников. Если мы смотрим внимательно на икону, то видим 39 венцов над главой каждого из них. Сорокового венца нет. Венец стоит отдельно.

Кратко сказать об этом празднике.

Они назывались особенно почетной дружиной, непобедимой в делах ратных. За непринесения языческих жертвоприношений воинов лишили звания, регалий и подвергли бесчестию и жестоким мучениям. Если же они принесут жертву идольским богам, то есть бесам, то их восстановят в звании и удостоятся больших наград. Они сказали: «Мы, христиане, идолам не поклонимся, делайте с нами что хотите. Если вы нас лишите жизни, то лишите жизни временной. Вечности никто нас не лишит. Если вы пожелаете нас предать смерти, то вы только ускорите встречу с Господом. Отречься от истины, - ни за что!» Святые ничуть не поколебались, твердо исповедуя веру в воплотившегося Сына Божия - Господа Иисуса Христа. В Севастии стояла зима и дул сильный ветер, мучитель Агриколай приказал воинам вести мучеников к озеру. Воинов раздели донага и поставили на льду посреди озера. День уже клонился к закату. На берегу топили баню на случай, если кто не выдержит и захочет отречься, чтобы сразу мог и согреться в этой бане. Сделано это было для искушения верных. У нас в жизни всегда бывают искушения, - но всегда есть выбор. Сейчас время поста и пища скромная. И конечно искушений хватает и в мыслях и где-то в подсознании: «Ох, вкусненькая вещь!..» Вот и проверяется любовь к Господу. Ведь поститься - никто не заставляет. Священник не заставляет, священник, как отец духовный, наставляет. Кто, если не священник, наставит нас? Поэтому, если говорят: «В церкви заставляют поститься» - чушь полнейшая! Никто никого не заставляет.

«Если вам будет уж сильно холодно, то, пожалуйста - можете идти и согреться». Один из них в первом часу ночи не выдержал, увидел, что стража заснула, пошел к бане. Когда он вошел внутрь, вдруг стал таять и пал замертво. В третьем часу ночи заблистал над ними теплый свет, что растопил лед. В это время вся охрана спала, кроме темничного сторожа по имени Аглаий. Он слышал их молитвы и размышлял про себя, как это тот прибежавший из холода в тепло, помер, а эти, на таком морозе стоя, еще живы. Пораженный внезапным светом над мучениками, он увидел тридцать девять венцов, сходивших с неба, а один венец стоял выше. Он снял с себя одежды, разбудил остальных стражников, сказал: «И я христианин! Я верую в Бога, в Которого они веруют». И поспешил к тем тридцати девяти. И снова их стало сорок - сошел и сороковой венец.

В субботу вечерня у нас в 16:00, и в воскресение, как всегда, 08:00 начало Божественной литургии.

Я передаю вам, братья и сестры, слова Митрополита Меркурия, Ростовского и Новочеркасского: «Благодарение и поклон всем чадам Русской Православной Церкви».

«За что?» - скажете мне. За то, что мы с вами не остались в стороне. Средства, которые мы собираем, передаем на реставрацию Кафедрального собора. Если мы не примем участие, то потеряем жемчужину Дона навсегда.

В субботу в 12 часов дня Митрополит Меркурий архиерейским чином освятит купола и кресты, которые после освящения на ваших глазах установят на собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Кому небезразлична судьба Кафедрального собора, просим - в субботу в 12 часов дня быть на подворье.

Вам же всем Ангела-Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.