Воскресная проповедь 23.03.2014 Печать

"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. - Аминь. 

Как унаследовать вечную жизнь? Ничего сложного в этом нет. Бог не дает нам сверх того, что может быть выше наших сил. Вы слышите, что говорит Господь? «Ибо так возлюбил мир, что отдал Сына Своего Единородного». Всё построено на любви. На любви между Творцом и Его творением. И только через любовь Христос восходит в Иерусалим. Только через любовь Он распинается на Кресте и дает нам пример любви, чтобы мы каждый из нас, - каждый! - нес свой крест, довольствовался тем, что есть у него, ибо кому мало дано, с того мало будет спрашиваться, а кто хочет многого, пусть не забывает, с него много спросится.

Сможет ли он дать ответ, получивши много, а исполнил мало? Тогда горе будет человеку тому, ибо как сказал Иисус Христос? - «лучше в Царство Небесное войти с одной ногой или с одним глазом, но всё же в Царство Небесное, нежели с двумя ногами или с двумя глазами во тьму кромешную, где будет плач и скрежет зубов», - место, где никогда не будет Бога, где нет Его славы и сияния!

Как можно представить место, где не обитает Бог?

Где нет Бога, там страшно, там катаклизмы! Когда Христос пришел к праведному Аврааму, Он открыл ему, что пойдет к Лоту, а города Содом и Гоморру истребит. В этом городе не осталось Бога. И что же произошло? Произошло страшное. Города погибли! Потому что там не оказалось Бога. В этом и заключается ад, - место, где нет Бога.

Место, где есть Бог, там неописуемая радость. Но чтобы быть вместе с Христом, нужно нести свой крест. Ведь у каждого крест свой. Как я уже сказал, если человек хочет многое, то сможет ли он понести тот крест, и он будет ли по силам ему?..

Вспомним слова Евангелия о талантах. Одному дает три таланта, другому два, и третьему один. Каждому по его силе. Не дал Бог тому, который и одного таланта-то не донес, а Он бы на него взвалил пять! Человек погиб бы, это сверх его сил. Поэтому Христос говорит нам сегодня через Евангелие, которое только что сейчас было прочитано: за восемь дней до восхода Христа на знаменитую гору Фавор, Христос обращается к народу и к ученикам, говоря: «Если кто хочет по Мне идти, да возьмёт крест свой, и вслед Мне грядет».

Обращаясь к Учителю, жители той страны спрашивают Господа: «Где Ты живешь? И мы пойдем за Тобой». И Он ответил: «Лисы имеют норы и птицы имеют гнезда свои, а Сын Человеческий не имеет даже, где голову приклонить». Вот какой крест!..

19 Тогда один книжник, подойдя, сказал Ему: Учитель! я пойду за Тобою, куда бы Ты ни пошел.

20 И говорит ему Иисус: лисицы имеют норы и птицы небесные - гнезда, а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову.

(Мф 8:19-20)

Как можно себя отвергаться? Отойти от греховных страстей. Страсти нас губят. Ведь что такое грех? Грех последняя станция. Сначала мысль. Эта мысль, если мы с ней в корне не боремся, то она перерастает в желание, и это желание развивается, и всё больше… Если мы не становим заслон, то это желание перерастает уже в страсть, и тогда, конечно же, мы не в силе бороться с тем, что мы развили в себе. Поэтому-то Церковь и учит нас, чтобы мы смотрели в себя, и в самом начале своего искушения, себя останавливали. Для этого Господь нам и дарует посты. Пост это не то, чтобы принуждать человека или заставлять поститься. Пост это проявление любви к Богу, это стабилизация уметь остановить себя. Уметь сказать себе: «Я воздержусь от скоромной пищи. Хоть желание и тяга в постные дни у меня есть к скоромной пище, и на вид продукт красивый, но коль время поста, я могу сам себе сказать: «Остановись»? Ведь не на вечность остановиться, а всего лишь на несколько дней, - двадцать, сорок дней, а потом, пожалуйста, вкушай, и эта пища будет тебе приносить пользу, иначе обжорство ни к чему хорошему не приведет. Только к погибели и к болезни!» Когда человек только что знает, что кушает да кушает, а движения никакого, и чем всё заканчивается? Он ускоряет свою смерть.

Вот поэтому говорит Господь: «Если кто хочет по Мне идти, отклонись от своих помышлений и похотей, и иди за Мной, потому что если вы постыдитесь Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, то постыдится и Сын Человеческий, когда придёт в славе Отца Своего со святыми Ангелами».

Аминь.

 

8 Если же рука твоя или нога твоя соблазняет тебя, отсеки их и брось от себя: лучше тебе войти в жизнь без руки или без ноги, нежели с двумя руками и с двумя ногами быть ввержену в огонь вечный;

9 и если глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя: лучше тебе с одним глазом войти в жизнь, нежели с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную.

(Мф 18:8-9)

 

41 пошлет Сын Человеческий Ангелов Своих, и соберут из Царства Его все соблазны и делающих беззаконие,

42 и ввергнут их в печь огненную; там будет плач и скрежет зубов;

(Мф 13:41-42)

 

47 Раб же тот, который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много;

48 а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше. И от всякого, кому дано много, много и потребуется, и кому много вверено, с того больше взыщут.

(Лк 12:47-48)

 

Притча о талантах

14 Ибо Он поступит, как человек, который, отправляясь в чужую страну, призвал рабов своих и поручил им имение свое:

15 и одному дал он пять талантов, другому два, иному один, каждому по его силе; и тотчас отправился.

16 Получивший пять талантов пошел, употребил их в дело и приобрел другие пять талантов;

17 точно так же и получивший два таланта приобрел другие два;

18 получивший же один талант пошел и закопал его в землю и скрыл серебро господина своего.

19 По долгом времени, приходит господин рабов тех и требует у них отчета.

20 И, подойдя, получивший пять талантов принес другие пять талантов и говорит: господин! пять талантов ты дал мне; вот, другие пять талантов я приобрел на них.

21 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

22 Подошел также и получивший два таланта и сказал: господин! два таланта ты дал мне; вот, другие два таланта я приобрел на них.

23 Господин его сказал ему: хорошо, добрый и верный раб! в малом ты был верен, над многим тебя поставлю; войди в радость господина твоего.

24 Подошел и получивший один талант и сказал: господин! я знал тебя, что ты человек жестокий, жнешь, где не сеял, и собираешь, где не рассыпал,

25 и, убоявшись, пошел и скрыл талант твой в земле; вот тебе твое.

26 Господин же его сказал ему в ответ: лукавый раб и ленивый! ты знал, что я жну, где не сеял, и собираю, где не рассыпал;

27 посему надлежало тебе отдать серебро мое торгующим, и я, придя, получил бы мое с прибылью;

28 итак, возьмите у него талант и дайте имеющему десять талантов,

29 ибо всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет;

30 а негодного раба выбросьте во тьму внешнюю: там будет плач и скрежет зубов. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

(Мф 25:14-30)

 

Евангельское Чтение

Мк., 37 зач., VIII, 34 - IX, 1.

34 И, подозвав народ с учениками Своими, сказал им: кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною.

35 Ибо кто хочет душу свою сберечь, тот потеряет ее, а кто потеряет душу свою ради Меня и Евангелия, тот сбережет ее.

36 Ибо какая польза человеку, если он приобретет весь мир, а душе своей повредит?

37 Или какой выкуп даст человек за душу свою?

38 Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами.

Глава 9

1 И сказал им: истинно говорю вам: есть некоторые из стоящих здесь, которые не вкусят смерти, как уже увидят Царствие Божие, пришедшее в силе.

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Ангела-Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Всех вас с воскресным днем и с прошедшей половиной Великого поста. Тот, кто у нас постится с первых дней, наверное, уже ощутил на себе некоторую тяжесть поста, но эта тяжесть не должна у нас вызывать агрессию, злость, боль, обиду, ведь пост заключается не только в еде. Если мы с вами считаем, что «я мясо не ем», а не люблю брата, то это не пост. Пост это есть примирение. Примирение с Богом, примирение с друзьями, с товарищами, пост это есть особое время, когда Церковь нас призывает в эти дни задуматься о своей душе, о цели жизни, о смысле жизни, что мы приобрели в этом мире?.. Сегодня об этом говорилось в Евангелие. О добром несении своего креста, о том, как Отец наш Небесный говорит: «Даже если приобретёшь мир весь, а душе своей навредишь, какая тебе от этого польза?»

Я некогда рассказывал интересный рассказ, который положен в книге «Пролог». А рассказ говорит о некоем царе, который Бога не боялся, людей не стыдился, жил беспечно. Жил так, - по похоти своего сердца и живота. У него был шут. И шут, как и положено, чтобы отрабатывать свой хлеб, каждый раз веселил и шутил своего царя. В один из дней царь был вне настроении, а шут возле него скачет, прыгает… Царь говорит: «Я вижу, что ты самый глупый на земле человек. Глупей я еще не встречал в этом мире. Возьми палку, в виде трости, и вот, как глупый слепец будешь с ней ходить. Если случится так, что ты разлучишься с палкой, и тем самым нарушишь царское повеление - голова с плеч. Вот, прими царский указ». Делать нечего шуту, он берет палку, и - за пояс затыкает. Ходит с ней и день, и два, год… И так прошло три года. Время идет, и к царю приходит старость, а с ней и болезни. А что такое болезни? Это признаки нашей смерти, или приближение нашего перехода в вечность. Как мы видим признаки весны, так и признаки нашей старости - болезни. Придворные царя вызывают во дворец лучших врачей, с разных концов земли спешат лекари, но, от смерти лекарства нет. Царь Давид в псальме говорит: «Жизнь человека состоит семьдесят лет, если же в силах, восемьдесят лет; и множае их труд и болезнь».

То есть, всегда присутствует и труд, и болезнь, - вот такова наша жизнь.

10 лета наша яко паучина поучахуся: дние лет наших в нихже седмьдесят лет, аще же в силах, осмьдесят лет, и множае их труд и болезнь: яко прииде кротость на ны, и накажемся.

(Пс 89:10)

Итак, царь совсем занемог. Призывает своего товарища, друга, именно того, с кем он мог всегда раскрывать свое сердце, с кем он мог делиться тайнами, а иногда, может быть, надеялся от него получить какой-то совет. И вот царь говорит шуту: «Мне предстоит дорога, иной путь». И тогда шут закрутился возле царя, палкой стучит по полу и удивляется: «Какой путь? Какая дорога? Когда ты смотрел свои владения, тебе готовили дорогу. Когда ты шел в свои апартаменты, тебе готовили дорогу. Даже когда ты шел на трапезу, тебе и тогда готовили дорогу, и я, говорит шут, всегда видел дорогу!» Царь делится с шутом, и говорит: «Шут, а дороги туда я не приготовил!» Шут медленно достает трость и отдает в руки царю, со словами: «Царь, я не видал глупей человека, - который бы в своей жизни имел всё, а не приобрел главного».

Вот об этом и сегодня говорит Евангелие: «Даже если мир приобретёшь, ну что дальше? А если ты душе своей навредил». Ну, допустим, наелся ты в течение семидесяти лет, а дальше что? С собой ничего не возьмешь! А дальше вечность, а дальше ответ перед Богом за этот маленький отрезок времени, за прожитую жизнь. Что ты Ему скажешь? «Я Тебя не знал, я жил без Тебя, я не нуждался в Тебе, а теперь пришел, открой мне дверь, я войду в Царство Твое»? Кто нас туда пустит? Церковь и призывает нас: братья, хотя бы в дни поста подумайте. Подумайте о душе, о смысле, о цели жизни. Правильно ли вы живете?

Сегодня вечернее богослужение в 16:00 с чтением Акафиста Страстям Христовым и Евангелия Страстного. Это 3-я Пассия. Служба особая, когда мы на протяжении всей вечерней службы держим в руках зажженные свечи. Затем служба - во вторник вечерня 16:00, и в среду 07:30 начало Великопостных часов с чтением Евангелия от Марка, затем Литургия Преждеосвященных Даров. В пятницу вечерня 16:00, и в субботу 07:30 часы, 08:00 начало Божественной литургии. Я напоминаю, что эта суббота будет заупокойная, Родительская суббота, - это тогда, когда Церковь молится за наших всех сродников, от века почивших христиан православных. Это будет последняя заупокойная служба. Затем служба заупокойная будет только после Пасхи, на Радоницу.

И в субботу у нас вечерня 16:00, и в воскресение 08:00 начало Божественной литургии.

Ангела-Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.