Воскресная проповедь, 08.01.12г. Печать
Проповедь на Божественной Литургии на Евангелие от Матфея, гл. 2, 13-22. 

 «Во Имя Отца и Сына и Святого Духа!

 «Отшедшим волхвом…» (Отшедшим волхвом, се Ангел Господень во сне явися Иосифу, глаголя: востав, поими Отроча и Матерь Его, и бежи во Египет, и буди тамо, дондеже реку ти: хощет бо Ирод искати Отрочате, да погубит Е. Он же, востав, поят Отроча и Матерь Его нощию и отыде во Египет. И бе тамо до умертвия Иродова, да сбудется реченное от Господа пророком, глаголющим: от Египта воззвах Сына Моего.(Мф. зач.4).

Волхвы отошли от Ирода, ибо были они у него и возвестили о том дне: Христос рождается. Ирод же собрал учёных людей и испытал от них время и место рождения, а также испытал время волхвов, когда взошла Звезда, и сколько они уже имеют пути времени к этому Святому городу. И когда узнал обо всё, посчитал он, что родился царь, царь земной. Не мог он понять, да и, видимо, не дано ему было по состоянию духовному, чтобы он принял Христа Спасителя. И тогда он говорит волхвам, чтобы те, в свою очередь, нашли младенца. И когда же найдут, то пускай укажут царю, где Христос находится. И он, царь, придёт и поклонится Ему. На самом же деле мысли у него были совершенно другие. Говорит одно, а мыслит другое. А мысль была, чтобы погубить младенца, чтобы тот не вырос и не занял его земной трон. Когда же волхвы обрели младенца и принесли ему дары как царю. Дары как помазаннику и как священнику – или, точнее, как первосвященнику. И минувшей ночью во сне явился Ангел и предупредил волхвов, чтобы они не возвращались к Ироду, а иным путём возвращались каждый в свою страну.

Когда же Ирод узнал, что он поруган, разгневался. Этим временем Ангел Господень явился старцу Иосифу с такими словами: Вставай! Бери Отроча (или младенца), бери Матерь и приди во Египет. Ибо Ирод ищет Младенца, чтобы погубить Его. И будь там «дондеже реку ти». Иосиф встал от сна ночью, в скором времени собрался, взял Младенца, взял Матерь Его Марию, и ушли они во Египет. Здесь Евангелист Матфей напоминает нам слова пророка Осии, который жил до Рождества Христова (787-746гг.). Есть такие слова у пророка: «от Египта воззвах Сына Моего» (Ос. 11: 1). Пророк писал и много других слов. И когда читаю жизнь пророка, конечно же, удивляюсь, почему так мерят. Ведь во время земного бытия пророков Исаии и Осии цари менялись каждый год или каждые два года. Кто читает Библию, понимает, о чём я говорю. Из десяти колен Иеровоама царь заменял царя, один сменял другого. Один неправедным своим поступком занимает трон. Через два года или через год его убивают. А хуже, его травят, он умирает. Следующий царь держит своё богатство, держит свою власть… На его место новый приходит тиран. Ради чего? Ради чего человек хватает это всё? Неужто он продлит себе жизнь или неужто он в богатстве войдёт в Царство Небесное? Ведь Господь нас учит не этому. Я не призываю бросать всё, нет. Я говорю о том, чтобы мы, прежде всего, думали о Боге. За то, что мы имеем земного, мы должны благодарить Бога. Благодарить за всё: и за плохое, и за хорошее. Есть у нас, Господи, да благодарим мы Тебя, Господи, что мы ходим, что мы проснулись, что у нас мирное небо над головой, что мы можем спокойно поститься, и никто не мешает нам придти на пир веры Христа, на Богослужение, встретиться с Тобой, Господи. И страшно, когда человек этого не понимает, когда он под себя всё тянет, копает... ради чего? Неужели до нас не было других людей, которые всё тащили, пытались взять власть в свои руки. Что дальше? Неужели это вечность? Ну взял ты власть, стал ты царём, много у тебя богатства, ну сидишь ты, дальше что? Неужели в этом смысл жизни, цель? Всё понятно. Конечно же, Господь говорит, что едино есть на потребу. То, что мы имеем, или то, что мы приобретаем, ведь Сам Господь сказал Адаму: «Ты будешь в поте лица добывать хлеб». Так и происходит. Сколько бы ни прошло времени, а человек, чтобы прокормить свою семью, он трудится, он зарабатывает, приносит в дом копейку, чтобы прокормить. Это естественно, это конечно. Но это не главное, это не может быть главным. Это совершенно другая сторона жизни. Вспомните, когда Христос искусителям говорил: «Дайте Мне златицу». А те, в свою очередь, говорили: «Должны ли мы давать дань Кесарю или нет?» И тогда Он сказал: «А посмотрите на монете чьё начертание, чей образ?» Все грамотные, говорят: «Это же Кесарь, наш правитель». Так вот Господь говорит: «Вы не путайте. Вы кесарево отдавайте Кесарю, а божие отдавайте Богу».

И вот, пророк Осия, который был свидетель этому всему коварству, потому что он сам был изуродован и на его глазах происходили страшные дела. Шёл распад, развал, предательство, народ в разврат уходил, иудейские священники творили беззаконие, наживу – и это всё описывает пророк Осия. Он в ужасе. И вот такие проницательные слова он говорит о пришествии Сына Божия. Он изрёк слова, которые Господь и покрыл: «от Египта воззвах Сына Моего» (Ос. 11, 1). И впоследствии иудеи, противники Христа, будут говорить: Откуда Ты взялся? Кто Ты такой? Христос родится в Вифлееме Иудейстем, а Ты из Египта или из Назарета. Кто это? А ведь сказано же, что в Иудее Вифлеемской рождается Христос. Но это будет всё позже. Сейчас же мы слышали Евангелие о том, как Ирод разгневался и послал свои войска, не стесняясь, даёт такое указание: чтобы в Вифлееме и вокруг младенцев мужского пола избивать, усекать мечами младенцев двух лет и ниже, потому что он точно время рождения Христа не знал, но примерно какое это время, испытав от волхвов, он представлял. И на основании своего представления он говорит указание. И что же, Вы думаете, происходит? Опять льётся кровь. И тогда исполняются слова пророческие, пророка Иеремии: «Так говорит Господь: голос слышен в Раме, вопль и горькое рыдание; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться о детях своих, ибо их нет» (Иеремия 31;15). Это означает, что слёзы льются у матерей, потому что они лишились детей своих «яко не суть» – то есть, их нет, они были на руках, и их нет.

Когда я был в Иерусалиме, я видел место захоронения младенцев, и я немножко удивился, почему же вот мы читаем в Евангелие, что 14 тысяч младенцев избиенных, и вот место захоронения, а там, среди них, большие кости. Причём, огромные, огромные скопления и костей, и черепов. И тогда меня поправили: действительно это так. Когда мать не давала своего ребёнка, её секли мечом вместе с младенцем, и поэтому кости перемешались. Горы костей – это то, что я видел своими глазами, которые хранятся и свидетельствуют до сего дня. И так, Ангел во сне является Иосифу и говорит: «Встань, возьми Отроча и Матерь, и возвращайся в землю Израилеву, ибо умроша ищущий душу Отроча». Иосиф встал, опять собрал, какие были вещи, взял младенца на руки, и вместе с Марией возвращается в землю Израилеву. И когда пошёл, то услышал, что Ирод умер, а на его место занял трон очередной тиран с именем Архилай, сын его. Убоялся войти, и приял весть во сне, и поселился в приделах, называемых Назаретом. И ещё раз евангелист напоминает нам слова пророка: «Яко Назорей наречется» (Мф. 2:23). Аминь».

По окончании воскресной Божественной Литургии настоятель обратился к прихожанам со словами проповеди и наставления на Святочные дни.

 

 

 

 

 

 

 

 

***                                             

От Матфея святое благовествование, глава 2:

13Когда же они отошли,- се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет, 15и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

16Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит: 18глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

19По смерти же Ирода,- се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте 20и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

21Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

22Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские 23и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.

***