Воскресная проповедь 30.03.2013 Печать

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. - Аминь.

«Если хоть сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему» - с такими словами Христос-Бог ободряет и поддерживает человека, подавшего голос из народа, и который привел своего сына для исцеления, - об этом говорит сегодня прочитанное Евангелие.

Через толпу проталкивался человек, который, преклоняя пред Ним колена, громким голосом кричал Ему, что он отец единственного сына, одержимого бесом и страдающего ужасными припадками, соединенными с немотой, бесчувствием и манией самоубийства. Привел сына с намерением, чтобы Иисус проявил милосердие к болящему отроку, проявил Свою Отцовскую милость и исцелил его от тяжкого недуга. Он уже приводил его к ученикам, - так он говорит Спасителю, - а они не смогли изгнать духа. Случается с ним что-то страшное: когда он теряет рассудок, а это случается совершенно в непредсказуемое время, он повергается на землю, испускает пену, цепенеет и скрежещет зубами. С таким скорбным вопросом обратился к Учителю отец отрока. Отвечая ему, Учитель сказал: «о, роде неверный! доколе с вами буду, до тех пор буду терпеть вас. Приведите его ко Мне». Как только привели одержимого, и он увидел Иисуса, то пал на землю, его схватил новый приступ его болезни. В страшных корчах он упал наземь, бился с пеной у рта. Эта была самая ужасная и сильная форма припадочного сумасшествия, для исцеления какой когда-либо призывали Иисуса. Иисус спрашивает: «Как давно это сделалось с ним?» Отец отрока говорит: «с детства; и многократно дух бросал его и в огнь и в воду, чтобы погубить его, и мы спешим, пытаемся спасти его; но если что можешь, сжалься над нами, помоги нам». Иисус ответил: «Если сколько-нибудь можешь веровать, верующему человеку всё возможно». И отец отрока испустил вопль, повторявшийся потом миллионами жаждущих веры сердец: «верую, Господи! помоги моему неверию». Между тем, толпа собиралась все больше и больше. Иисус, обращаясь к страждущему, сказал: «дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него, и впредь не заходи в него». Раздался еще более неистовый вопль и в более ужасных корчах завертелся несчастный, не испуская пены, упал на землю и неподвижно лежал словно мертвый. Иисус взял его за руку, поднял его и он встал. Среди возгласов изумленной толпы, одержимый пришел в чувство, Учитель возвратил отрока отцу - спокойным и здоровым.

Когда вошел Иисус в дом, ученики спросили: «Учитель, почему мы не смогли изгнать беса, ведь Ты нам дал такую силу?» Иисус еще прежде дал Своим ученикам власть изгонять бесов и этою властью именем Его пользовались иногда даже люди, которые не были Его ближайшими учениками, и они в этом не терпели неудачи. Иисус сказал: «За неверие ваше». Может быть, сознание Его отсутствия ослабило их веру; может быть, они сознавали себя менее способными справляться с затруднениями, когда с ними не было Петра и сыновей Заведеевых, а может быть, на умы слабейших из них произвела скорбная весть об отвержении и смерти их Учителя. Учитель преподает им два великих наставления: одно, что есть особые виды рода бесовского, который изгоняется только молитвой, соединенной с самоограничением и самоотвержением, самая действенная и сильная форма которого есть пост. Другое - вера, даже с горчичное зерно, может сказать самой горе Ермон: перейти отсюда туда и ввергнись в море и она сделает так.

Чтобы исконный враг рода человеческого диавол не имел власти над нами, нам предложена защита, - молитва и пост. Два крыла - опора всей нашей жизни. Мы с вами имеем заповеди Господни, руководствуясь ими, живем не только правильно, но оберегаем себя от многих бед, скорбей и напастей. Бог дарует человеку ориентир только по любви к Своему созданию, и для того, чтобы человек оставался человеком и имел образ и подобие Божие. Заповеди, дарованные Творцом, не заставляют нас, а наставляют. Заповедь это путь к спасению, путь к вечности, путь к Богу. Иначе, если мы преступаем заповеди, мы теряем образ и подобие Божие. Заповеди служат нам как вспомогательная вещь, - так же, как и пост и молитва, которые крайне необходимы человеку.

Если мы не будем выполнять то, что нам говорит Господь Бог и Церковь Его, то мы можем быть подвержены болезни, подобно человеку, который с детства имел страшный недуг.

Христос снова повторяет слова, которые ученики пока еще не смогли принять. Он говорил к слабовосприимчивым сердцам: «Настает время, и Сын Человеческий будет отдан в руки человек грешных, и посмеются над Ним, и уязвят Его, и оплюют, и убьют Его, и в третий день воскреснет». При своем глубоко вкоренившемся предубеждении ученики не понимали Его ясных предостережений и в то же время по своему маловерию боялись спросить у Него дальнейшего разъяснения. Из всего наставления они поняли одно, что в жизни Христа скоро должно совершиться какое-то необычайное и великое событие, за которым последует открытие царства Мессии.

Аминь.

Евангельское Чтение

Мк., 40 зач., IX, 17-31.

17 И отвещав един от народа рече: Учителю, приведох сына моего к Тебе, имуща духа нема:

18 и идеже колиждо имет его, разбивает его, и пены тещит, и скрежещет зубы своими, и оцепеневает: и рех учеником Твоим, да изженут его, и не возмогоша.

19 Он же отвещав ему глагола: о, роде неверен, доколе в вас буду; доколе терплю вы; приведите его ко Мне.

20 И приведоша его к Нему. И видев Его, абие дух стрясе его: и пад на земли, валяшеся, пены тещя.

21 И вопроси отца его: колико лет есть, отнележе сие бысть ему; Он же рече: издетска:

22 и многажды во огнь вверже его и в воды, да погубит его: но аще что можеши, помози нам, милосердовав о нас.

23 Иисус же рече ему: еже аще что можеши веровати, вся возможна верующему.

24 И абие возопив отец отрочате, со слезами глаголаше: верую, Господи: помози моему неверию.

25 Видев же Иисус, яко срищется народ, запрети духу нечистому, глаголя ему: душе немый и глухий, Аз ти повелеваю: изыди из него и ктому не вниди в него.

26 И возопив и много пружався, изыде: и бысть яко мертв, якоже мнозем глаголати, яко умре.

27 Иисус же емь его за руку, воздвиже его: и воста.

28 И вшедшу Ему в дом, ученицы Его вопрошаху Его единаго: яко мы не возмогохом изгнати его;

29 И рече им: сей род ничимже может изыти, токмо молитвою и постом.

30 И оттуду изшедше, идяху сквозе Галилею: и не хотяше, да кто увесть.

31 Учаше бо ученики Своя и глаголаше им, яко Сын Человеческий предан будет в руце человечесте, и убиют Его: и убиен быв, в третий день воскреснет.

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи. Ангела-Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств. Всех вас с воскресным днем, с днем памяти преподобного Иоанна Лествичника и Алексия, человека Божия. Удивительное житие и поучительный пример нам для жизни оставил преподобный.

Жил он в начале V века, в городе Риме. Сын знаменитого сенатора, человека благочестивого и отличался добротой к нищим, странникам и больным. Алексий получил блестящее образование, овладел светскими науками и особенно изучил Священное Писание. Из отрока образовался разумный и благочестивый юноша. Когда же Алексий достиг совершеннолетия, то родители выбрали ему невесту - видимо, не по его воле, но по желанию родителей, его оженили с девицею царского рода.

По окончании торжества Алексей, человек Божий, - удивительно, может быть, сложно это понять, но он входит в комнату невесты, снимает с себя золотой перстень, драгоценный пояс, вручает невесте со словами: «Сохрани это, и пусть Господь находится над нами, содействуя Своею благодатью возникновению в нас новой, истинно христианской жизни». После таких слов святой Алексий заменил богатые одежды бедными и тайно ночью удаляется из дома и города. Поутру пришли родители молодых в комнату, но оказалось, что невеста сидит одна в глубокой скорби с печальным лицом. Алексей же этой же ночью сел в корабль и удалился из Рима в Лаодикию. Так он достиг пределов иной страны, где встретил путников, направлявшихся в Месопотамию, присоединился к ним и пошел вместе с ними в Эдессу и, раздав последние деньги, оделся в рубище, 17 лет подвизался при храме, питаясь подаянием. Сколько бы родители его ни искали - послали слуг на поиски сына, и лучших сыщиков, но все без малейшего на то успеха. Слуги его отца прибыли в место, где подвизался Алексий, подали ему милостыню, но даже его не узнали. От суровой жизни изсохло все тело святого, увяла красота лица, глаза впали и зрение ослабело.

Итак, как я уже сказал, прошло 17 лет. Церковному пономарю храма Пресвятой Богородице было откровение, он увидел святую икону Ея, говорящую к нему: «человек Божий, находится среди вас, введи его в Мою церковь; молитва его восходит к Богу, как кадило благовонное». После видения пономарь искал человека такой праведной жизни и, не находя, обратился с молитвою к иконе Богородицы. Голос от иконы указал место: нищий, который сидит у ворот церковной паперти, и есть человек Божий. И тогда пономарь ввел его для пребывания в церковь, многие, узнав о праведной жизни человека Божия, стали почитать его.

Когда же народ стал прославлять, то человек Божий, избегая славы человеческой, тайно покинул храм и удалился из города. Придя на морскую пристань, он сел на корабль, надеясь попасть в Киликию. Во время плавания поднялась на море буря, несколько дней корабль било волнами, и он потерял курс, прибыл в Рим. Божий человек, решив, что это воля Божия, сказал: «Жив Господь Бог мой! Не буду никому в тягость, но пойду как чужой в дом отца моего». На пути к дому он встретил отца своего, возвращавшегося домой из дворца в сопровождении многих слуг. Отец весьма был опечален потерей своего сына и всячески пытался его найти. Странник, поклонившись ему до земли, сказал: «Бог вознаградит тебя, за то, что ты кормишь всех странников. Если ты имеешь кого-либо из родных твоих, находящегося где-либо в странствовании, то Господь возвратит тебе его здоровым, и меня прими в дом свой». Таким образом, знатный сановник и богатый вельможа поселяет в своем дворе странника, путника, отшельника, - человека неумытого, грязного, оборванного, но он его принимает во имя Божие.

17 лет он подвизается во дворе своего отца. Видит, как печален отец и скорбит мать о потере своего сына. Они долгое время не имели детей, просили Господа, чтобы Он вспомнил о них, избавил от бесплодия. «Дай нам сына, - просили они, - который был бы радостью в жизни и опорой в старости». Господь по милосердию Своему услышал молитву их: жена забеременела, и родился Божий человек, которого при крещении назвали Алексием. Но судьба и воля Божия распорядилась совершенно по-другому.

Итак, проведя следующие 17 лет в доме своего отца, он каждый воскресный день причащался в храме Святых Христовых Таинств. Ему подавали милостыню, эти же деньги раздавал другим, а иногда отцовские слуги насмеивались над ним, иногда били его, таскали за волосы, заушали, выливали на голову помои. Он же переносил все молча, зная, что они так обращаются с ним по научению диавола, - и он, прощая всех, смиренно переносил все эти тяготы и искушения.

Когда же настало время, то Господь открыл тайну. А тайна была открыта следующим образом. По совершении Божественной литургии из алтаря раздался голос: «Поищите человека Божия, уже отходящего в другую жизнь; пусть он помолится о городе: молитва его для вас будет весьма благодетельна». По всему Риму искали такого человека и не знали, что делать, так как не находили его. Снова собрались вместе на соборную молитву, совершили всенощное бдение, моля Христа указать им угодника Своего. Между тем в церкви, подобно тому, как и в первый раз, опять раздался во время богослужения голос из алтаря: «Ищите человека Божия в доме Евфимиана». Все тотчас поспешили в указанное место, и позвав нищего через окошко, не получили ответа. Тогда Евфимиан вошел в жилище, где нашел человека Божия, лежащего мертвым. В руках его была хартия, в ней была написана вся его жизнь. Он слезно просил прощения у своих родителей о том, что причинил им такую сверхчеловеческую боль. Для убеждения родителей в том, что он действительно их сын, упомянул о некоторых обстоятельствах своей жизни, известных только им одним, написал и о том, что говорил невесте своей в ночь, уходя из дома, - как отдал ей перстень и пояс.

И собрался весь Рим; все прикасались к святому, лобызая его. Все недужные исцелялись: слепые получали зрение, прокаженные очищались, бесы покидали одержимых ими. Видя такие чудеса, царь и патриарх пожелали сами нести одр в церковь, чтобы приять благодать от прикосновения к телу святого.

Вот прекрасный пример жизни христианина. Хотя, может быть, сложно понять всю его жизнь, почему он так поступил?.. Почему он не использовал блага земные, блага жизни, - жить всей семьей?.. Пути Господни неисповедимы. У каждого свой путь к спасению.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.