С Рождеством Христовым! Печать

Рождественские послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла и

митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия

***

Рождественское послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви.

Преосвященные архипастыри, всечестные отцы, боголюбивые иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

В светлый и исполненный радости праздник Рождества по плоти Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа сердечно приветствую всех вас, дорогие мои. В эту светозарную ночь мы вместе молитвенно вторим ангельскому славословию, возвещающему «великую радость, которая будет всем людям: ибо ныне родился в городе Давидовом Спаситель» (Лк. 2:10-11).

Человечество, отвергшее Бога в грехопадении, вновь обретает возможность единства со своим Творцом и Промыслителем. Вхождение Сына Божия в мир есть Его добровольное умаление себя до готовности снизойти до мучительной позорной «смерти, и смерти крестной» (Флп. 2:8). Бог рождается во плоти, для того чтобы явить Свою любовь людям и помочь обрести полноту бытия всякому человеку, желающему услышать Его призыв.

Именно поэтому нынешний праздник дарует нам непреложное упование на помощь свыше в самых сложных обстоятельствах нашей жизни. Бог, не оставивший Своего творения и открывший ему путь к вечности, явлен нам во Младенце Христе, беззащитном ребенке, нуждающемся во внимании и заботе.

Всем нам необходимо хранить в своем сердце этот библейский образ. Вспоминая лежащего в яслях Богомладенца, мы обретаем твердую веру и нерушимую надежду на Промысл Божий, ведущий ко благу всякого человека. И даже если в жизни нашей не остается опоры, все кажется нетвердым и ненадежным, мы должны ясно осознавать, что Господь способен преобразить Своей благодатной силой боль, страдание и нищету нашего мира в блаженство, радость и изобилие духовных даров.

В праздник пришествия Спасителя мысленные взоры верных обращаются к колыбели христианства, Святой Земле, удостоившейся быть местом рождения, обитания и земного служения Господа. Ныне последователи Христа в странах, где происходили события Священной истории, переживают нелегкие испытания, сталкиваются с новыми угрозами существованию многовековой духовной традиции. Вознесем в светлые дни Рождества усердные молитвы о наших собратьях по вере, хранителях бесценных святынь, наследниках первохристианского предания.

Если страдает один член, то с ним страдают все члены (см. 1 Кор. 12:26). Эти слова апостола относятся не только к членам одного прихода, одной церковной общины. Они, конечно же, охватывают всех чад Единой Святой, Соборной и Апостольской Церкви, Церкви Православной, распространенной по всему миру. Ее единство — не только в единой святоотеческой вере и общении в Таинствах, но и в сопереживании трудностям, в жертвенном служении друг другу, во взаимной молитве.

Минувший год был непростым в жизни многих стран и народов, в том числе тех, что проживают на пространстве исторической Руси: немало трагических происшествий и катаклизмов послужили испытанием нашей веры и стойкости.

Однако сегодня главные испытания свершаются не в материальной, а в духовной области. Тс опасности, которые лежат в физической плоскости, наносят урон телесному благополучию и комфорту. Осложняя материальную сторону жизни, они вместе с тем не способны нанести существенный вред жизни духовной. Но именно духовное измерение обнаруживает важнейший и серьезнейший мировоззренческий вызов нашего времени. Этот вызов направлен на уничтожение нравственного чувства, заложенного в нашей душе Богом. Сегодня человека пытаются убедить в том, что он и только он мерило истины, что у каждого своя правда и каждый сам определяет, что есть добро, а что — зло. Божественную истину, а значит, и основанное на этой Истине отличие добра от зла, пытаются заменить нравственным безразличием и вседозволенностью, которые разрушают души людей, лишают их жизни вечной. Если природные катастрофы и военные действия превращают в развалины внешнее устроение жизни, то нравственный релятивизм разъедает совесть человека, делает его духовным инвалидом, искажает Божественные законы бытия и нарушает связь творения с Создателем.

Этой опасности нам должно противостоять в первую очередь, призывая на помощь Пречистую Деву и сонм угодников Божиих, дабы они своим заступничеством у Престола Владыки Святого и Истинного (Откр. 6:10), почитаемого ныне в образе новорожденного Младенца, исходатайствовали для нас силы бороться с грехом, бороться «против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесных» (Еф. 6:12). Обманы и миражи земного благополучия важно научиться распознавать в наших пагубных пристрастиях, в корыстных устремлениях, в соблазнах рекламы, в развлекательных и политических текстах. Важно всегда слышать голос своей совести, предупреждающей об опасности греха, уметь согласовывать свои действия с Евангельскими заветами.

Ныне, как и всегда, каждый христианин призван подтверждать своими ежедневными поступками ценность праведного образа жизни, сознательно противостоять нравственному релятивизму и культу быстрой наживы. Вокруг нас много немощных, больных, одиноких людей. Немало и таких, кто в силу экономических трудностей покинул родные места в поисках заработка и нуждается в заботе, попадая подчас в недружелюбное окружение. В проведении социальной, миссионерской, церковно-общественной работы должен участвовать каждый пастырь и мирянин. По слову святителя Иннокентия Херсонского: «Только во свете Христовом можно видеть Бога, себя и мир в истинном их виде; только по указанию Откровения небесного можно найти стезю, ведущую в вечную жизнь».

С теми, кто чает Христова утешения, мы должны разделить тепло и радость нынешнего праздника. Каждый из нас может принести свет Вифлеемской звезды ближним и дальним — коллегам, друзьям, родственникам, соседям.

В минувшем году в соработничестве с государственными властями, общественными организациями, представителями деловых кругов было положено начало многим инициативам, которые могут сплотить людей, возродить твердые духовные и нравственные основы общественной жизни.

Развитию такого соработничества, также как и свидетельству о драгоценном единстве нашей Церкви, служили и совершенные мною поездки по России, Украине, Молдове. Эти посещения обогатили мой опыт молитвы и общения с верующим народом и, надеюсь, содействовали укреплению духовных уз. В богослужениях, проходивших при участии очень большого количества людей, особым образом являлась сила веры и молитвы, что и составляет красоту Православия, красоту и мощь «единства духа в союзе мира» (Еф. 4:3).

Поздравляя всех вас с Рождеством Христовым и Новолетием, молитвенно желаю неизменного пребывания в радости о Господе, Который воплотился, чтобы «мы по упованию соделались наследниками вечной жизни» (Тит. 3:7). «Бог же надежды да исполнит вас всякой радости и мира в вере, дабы вы, силою Духа Святаго, обогатились надеждою» (Рим. 15:13). Аминь.

+КИРИЛЛ, ПАТРИАРХ МОСКОВСКИЙ И ВСЕЯ РУСИ

Рождество Христово 2011/2012 года

Москва

***

Рождественское послание митрополита Ростовского и Новочеркасского Меркурия пастырям, монашествующим, клиру, боголюбезной пастве Ростовской-на-Дону епархии


Всечестные отцы, братья и сестры!

Сердечно приветствую вас и поздравляю со светлым и радостным праздником Рождества Христова!
В дни праздника Рождества Христова мы пытаемся мыслью проникнуть в глубины человеческой истории. Воспоминая время Рождества Спасителя, понимаем, что это было время серьезных потрясений, или как бы сказали теперь – время духовного кризиса. Действительно, перед пришествием в мир Христа человеческое общество стояло на грани нравственной катастрофы. И не было другой силы, и не было другой возможности изменить этот мир и спасти его, как только самому Богу войти в плоть человеческой истории. Более двух тысяч лет тому назад произошло это великое, переломное пришествие: Бог вошел в человеческую историю, собственно в нашу жизнь. Он стал одним из нас. Он совершил это для того, чтобы вернуть человеку утерянный им через грех образ Своего сына по благодати.
Бог не вторгся в человеческую жизнь вероломно и надменно, Он вошел смиренно и кротко. Он не счел возможным Своим пришествием повергать людей в трепет и ужас, не привел их в состояние испуга, «но уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам» (Флп.2,7), как говорит святой апостол. 
Обращая взор в глубь времен, Церковь свидетельствует, что пришествие в мир Христа Спасителя – это не столько история, сколько реальность сегодняшнего дня. Бог вновь приходит в нашу жизнь и совершает это так же – мирно и кротко. Как и на рубеже времен. Сегодня Он – не при дверях Вифлеемской пещеры, сегодня Он намного ближе – при дверях нашего сердца. Он ждет, когда мы откроем Ему, чтобы войти в нашу жизнь. В этом заключается великая тайна человеческого спасения - воля человеческая соединяется с волей Божией. Нет другого способа изменить нашу жизнь, как заменить свою греховную, богопротивную волю на волю, согласную с волей Божией. В ответ на свободный выбор человеком нравственного начала, Бог входит в нашу жизнь, и жизнь изменяется. Она изменяется в соответствии с замыслом Божиим о спасении, становится цельной, духовной, нравственной, наполняется высшим смыслом, и к человеку приходит то, что принято называть счастьем. 
Невозможно стать счастливым, невозможно обрести благополучие и внутреннюю гармонию, если жизнь не основывается на определенных Богом нравственных законах. Невозможно построить ни личное, ни семейное, ни общественное благополучие на грехе и пороке, на безнравственном поведении, на неприязни и ненависти. 
Счастливым может быть только любящий человек. А любовь – это жизнь для других, в которой духовные и физические силы руководимы просветленным разумом и облагодатствованы живой верой. «Вера же есть,- по слову преподобного Антония Великого,- свободное убеждение души в том, что возвещается от Бога» (Добротолюбие. Т. 4. М., с. 72). 
Часто Бог убеждает нас в истине через других людей, через жизненные обстоятельства, через природу, через культуру, через то, что мы видим и чувствуем, через то, что мы способны воспринять сердцем. В этот миг что-то особенное происходит внутри нас, сердце начинает гореть, дух воспламеняется! И тогда мы начинаем слышать, видеть и говорить по-другому! Не будем равнодушными к этим жизненным моментам. Это горение сердца и есть начало нашей живой веры, через которую двери жизни открываются навстречу Господу и Спасителю нашему Иисусу Христу. «Великое благо – вера, - восклицает святитель Иоанн Златоуст, - когда она бывает от горячего сердца, от многой любви и пламенной души» (Творения. Т. 8, Спб., 1902, с. 571). 
Так совершается великое чудо и таинство Божие – обретение человеком веры. Именно через веру мы открываем новую для себя жизнь. Жизнь духовную, возвышенную, безграничную, не стесненную ни временем, ни пространством, отверзающую перед нами Вечность. 
Вера – это дар Божий. Этого святого и спасительного дара веры молитвенно желаю всем вам, дорогие мои, в эти светлые дни Рождества Христова. И пусть в ответ на приятие нами этого дара Бог придет и действует в нашей жизни.
С праздником Вас, с Рождеством Христовым!


+ М Е Р К У Р И Й
митрополит Ростовский и Новочеркасский

Рождество Христово 2012 год, город Ростов-на-Дону