ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Воскресная проповедь 25.05.2014 Печать

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 

- Аминь.

«Истинно, истинно говорю вам: аще кто слово Мое соблюдет, тот не увидит смерти вовек».

Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

(Ин 8:51)

С такими великими словами Христос обращается к страждущему народу, который окружает Его. Обещает не только свободу верующим в Него, но и бессмертие.

Иудеи, услышав такую речь, говорят: «Отец наш Авраам умер и пророки умерли: Ты кого Себя делаешь?». В самом деле, если уже Авраам умер, то, как могут не умереть простые люди. Что же эта за сила заключается в слове Христа.

Иисус с горечью отвечает: «Отец Мой прославляет Меня, о Котором вы говорите, что Он ваш Бог. Если Я скажу, что Я не знаю Отца, то Я буду подобно вам лжец. Но Я знаю Его, и соблюдаю слово Его. Ибо Я делаю Его волю».

Иудеи, услышав слова обличения, еще больше озлобились против Него. Они взяли камни, чтобы бросить на Него; но не пришло еще время. Он прошел сквозь них, вышел из храма, пошел далее. Христос успел скрыться в толпе богомольцев, не принимавших участия в споре, ушел из храма.

На пути встречается Ему человек, который родился слепым. Ученики спрашивают: «Учитель! велики слова Твои. Скажи нам, почему человек этот родился слепым? За грехи родителей или за свои грехи, кто согрешил?». Они обращаются к Господу с вопросом теоретического характера. Как объяснить то обстоятельство, что слепорожденный так страдает, кто виновен в его тягостном положении? Закон Моисея говорит, что Бог карает детей за грехи родителей до третьего и четвертого поколения, но с другой стороны, пророки предвозвещали, что с наступлением Царства Мессии этот порядок будет отменен. Каждый человек будет ответ нести только за свою личную вину. Вследствие этого они не знали, как объяснить себе.

«Не за грехи родителей, - говорит Иисус, - и уж тем более не за его грехи, так как родился слепым, но слава Божия должна просиять на нём. Ибо Мне поручено делать дела Пославшего Меня. Пока Я в мире, миру Есмь свет». Христос как бы говорит: «и то действие, которое Я намереваюсь совершить над слепым, есть только одно звено в цепи многих дел Моего призвания». «Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9,4). Как истинный свет мира, Спаситель хочет изгнать ту тьму, в которой живет слепой, то есть хочет сделать его зрячим. Слепец является символом человека в его естественном состоянии, не способного к надлежащему пониманию цели своего существования, который нуждается в просвещении светом Христовым. Чтобы достичь истинного познания и возрождение через Сына. Таким образом, Христос последним Своим изречением придает символический характер следующему далее чуду.

Плюнул на землю Иисус, из плюновения сделал брение, и этой грязью или дорожной пылью, помазал очи слепому, сказал: «иди в купель Силоамскую, умойся, и прозреешь». Спаситель, Который исцелял единым словом, предпочитал обращаться к медленным и более сложным способам сообщения Своей сверхъестественной силы. Он никогда не объяснял причины таких действий, которые, несомненно, основывались на глубоком знании Им данных обстоятельств и на прозрении в сердца тех, кому давалось исцеление. Наверное, Христос совершал эти действия с выразительным намерением извлечь нравственные уроки из событий, следовавших за ними.

Слепой уверовал в Слово, Человека - пророка, пошел в купель, что значит «посланный» и умылся. Без замедления исполняет указание Христа, так как имеет естественное желание воспользоваться всяким средством для излечения своей болезни, а с другой стороны, до него могли дойти слухи о Христе как о чудесном целителе.

Когда же умылся, то глаза его оказались уже зрячими, хотя это было крайне удивительно для всех. Соседи, увидев его зрячим, сказали: «Это похож на того, кто сидел и просил милостыню много лет на паперти церковной». А другие говорили: «Это похожий на того человека». И тогда бывший слепец прерывает их спор, говоря: «Это я». Они удивились: «как открылись у тебя глаза? Кто это сделал?» Он говорит: «Человек, называемый Иисус, сделал брение из плюновения, помазал мне глаза и послал меня в купель Силоамскую, чтобы я умылся. И когда я умылся, то открылись мои очи». Те, кто знали его хорошо, даже едва верили его собственному заявлению, что он именно тот слепой нищий, который так хорошо известен был им. Они терялись от изумления и по нескольку раз заставляли его рассказывать историю своего исцеления.

Многие собравшиеся, а также и фарисеи, говорят: «Покажи нам Этого Человека». Слепец отвечал: «Каким образом, если я Его не видел?». В разговорах с своими соседями и с другими людьми, которые видели, как он раньше сидел у ворот храма, он говорит о своем благодетеле как о человеке ему почти неизвестном: он знает только, как зовут его исцелителя, а где Тот находится - это ему неизвестно.

Тогда фарисеи взяли его за руку и повели к старейшинам, чтобы он перед ними засвидетельствовал чудо своего исцеления. Его поставили на церковной паперти и стали спрашивать: «Скажи нам, правда ли то, что нам сейчас сказали люди, что ты был слепой? И как вернулось к тебе зрение?» Тогда слепец отвечает: «Вы же знаете меня, что я, сколько времени находился здесь при храме. Человек, называемый Иисус, выйдя из храма, сделал брение от Своего плюновения и помазал мне очи и послал меня в купель. И я умылся, и прозрел». Эта история прибавила к их изумлению новое основание для фарисейского негодования, потому что и это исцеление совершено было в субботу. «Этот Человек не от Бога, - говорят фарисеи, - потому что Он субботу не чтит». Другие церковники стали говорить: «как же не от Бога, если Он творит такие чудеса? Разве может грешник такое творить?» И между ними начался спор. Раввины запрещали вообще мазать брением в субботу даже один из своих глаз, кроме смертельной опасности. Спаситель же не только помазал оба глаза слепцу, но даже мешал слюну с пылью! Шли расспросы, как было дело, за которыми последовали уверения, что Иисус не может быть от Бога, потому что не соблюдает субботы; другие отвечали на это, что настаивать на нарушении субботы значит допускать самое чудо, а допустить чудо значит признать факт, что совершивший его не может быть преступником, каким стараются признать Его первые.

Иудеи, став совершенно в тупик, спрашивают слепца: «Скажи, по-твоему, кто Этот Человек?» Слепец, будучи не посвящен в тайны их коварного замысла, с бесстрашной прямотой отвечает: «это Пророк».

Тогда фарисеи не верят ему, что он родился слепым, они призывают родителей, чтобы те засвидетельствовали о том, что их сын родился слепым. И когда призвали родителей, (а родители уже знали, что если они сейчас будут говорить об Иисусе, что Он пророк, тогда их могут вообще лишить общения церковного), тогда они говорят: «То, что это наш сын – мы свидетельствуем, о том, что он родился слепым – этот факт мы подтверждаем. Но как открылись его очи, мы не знаем. Он взрослый; спросите у него; и он вам сам ответит».

«Снова спрашивают», - так говорит евангелист Иоанн. Начинают пытать слепца: «воздай славу Богу и скажи нам честно, как сие случилось? как у тебя появилось зрение?» Слепец снова им говорит: «я же вам уже сказал о том, как мне были открыты очи. Или вы хотите быть Его учениками, раз вы меня так досконально спрашиваете?»

Тогда Иудеи загудели, стали ругаться, говоря ему: «ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики. Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; а Этого мы не знаем». Слепец еще смелее говорит: «Вот то-то и удивительно, что вы Его не знаете, откуда Он, а Он открыл мне очи. Мы знаем, что грешников Бог не слушает; но только того, кто Бога чтит и творит волю Его, только того Бог может послушать. От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному». Он напоминает ученым фарисеям то, что было известно каждому израильтянину, именно что благочестие и исполнение воли Божией есть условие услышания всякой молитвы. При этом он восхваляет Христа, за то, что Он совершил над ним чудо, о котором прежде никогда не слыхали, и заключает, что Христос - от Бога.

Когда власть, угрозы, ласки - все оказалось бессильным, то они начали поносить слепца, ругались над ним, говоря ему: «в грехах ты весь родился» и выгнали из общения церковного. «Невежественный еретик, простой нищий, к тому же рожденный в грехах, - говорили фарисеи, - смеешь учить нас». Объявляют исцеленному, что он уже родился грешником, обремененным грехами при самом своем проявлении на свет, принимая во внимание его прежнюю болезнь. Этим они ясно показали, что им нечего сказать против той истины, какую высказал этот простец. Но и Иисус не оставил без внимания Своего первого исповедника.

По прошествии некоторого времени Иисус встречается со слепцом, чтобы помочь ему достигнуть полной веры в Него. Христос идет навстречу потребности исцеленного узнать истину и доводит его мысль о Себе до полной зрелости. Обращается к нему: «веруешь ли ты в Сына Божия?». Спаситель спрашивает исцеленного: Веруешь ли в Меня как в Мессию. Слепец отвечает: «а Кто Он, Господи, да верую в Него;» И тогда Иисус сказал: «и видел ты Его, и Он говорит с тобою». «Верую, Господи!» - ответил он И поклонился Ему. Аминь.

 

51 Истинно, истинно говорю вам: кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек.

52 Иудеи сказали Ему: теперь узнали мы, что бес в Тебе. Авраам умер и пророки, а Ты говоришь: кто соблюдет слово Мое, тот не вкусит смерти вовек.

53 Неужели Ты больше отца нашего Авраама, который умер? и пророки умерли: чем Ты Себя делаешь?

54 Иисус отвечал: если Я Сам Себя славлю, то слава Моя ничто. Меня прославляет Отец Мой, о Котором вы говорите, что Он Бог ваш.

55 И вы не познали Его, а Я знаю Его; и если скажу, что не знаю Его, то буду подобный вам лжец. Но Я знаю Его и соблюдаю слово Его.

56 Авраам, отец ваш, рад был увидеть день Мой; и увидел и возрадовался.

57 На это сказали Ему Иудеи: Тебе нет еще пятидесяти лет, - и Ты видел Авраама?

58 Иисус сказал им: истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь.

59 Тогда взяли каменья, чтобы бросить на Него; но Иисус скрылся и вышел из храма, пройдя посреди них, и пошел далее.

(Ин 8:51-59)

 

Евангельское Чтение

Ин., 34 зач., IX, 1-38 .

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5 Доколе Я в мире, Я свет миру.

6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,

7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.

22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.

24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

Служба сегодня – вечерняя в 16:00 с чтением акафиста Святителю Николаю, Архиепискому Мирликийскому, Чудотворцу.

Затем службы:

Во вторник - вечерня

16:00 Пасхальным чином, и в среду

07:30 начало Пасхальных Часов

08:00 начало Божественной литургии.

В среду у нас окончание Пасхи. В среду мы складываем Плащаницу и кладем на свое место. В среду последний раз мы с вами будет христосоваться вместо «Здравствуйте».

Затем

16:00, вечерня

В четверг

08:00 начало Божественной литургии.

Пятница

09:00 молебен водосвятный с чтением акафиста. В пятницу вечерня

16:00, и в субботу

08:00 начало Божественной литургии.

В субботу вечерня

16:00, и в воскресение, и как всегда,

07:30 Часы,

08:00 начало Божественной литургии.

Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение на ваши дела и на предстоящую неделю.

 

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"