Воскресная проповедь 15.06.2014 Печать

«Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. - Аминь.

«Своим примером, Своим Голгофским подвигом, Своим крестоношением, Христос дарует нам пример, указывающий путь к спасению и жизни с Богом. Для чего человеку дарованы заповеди? Самим Господом были начертаны десять заповедей, и это есть путь, указывающий дорогу к спасению.

Скрижали Завета состоят из двух каменных плит, – посмотрим на верхнюю часть иконостаса – мы видим развернутую книгу. На одной плите написаны четыре заповеди и шесть на другой. Не пять и пять, как бы, нам казалось, удобно было бы, а именно четыре и шесть. На Синайской горе в Аравийской пустыни Господь вручил Моисею Скрижали, и через него преподал народу Своему Закон от Бога, идти по жизни, руководствуясь законодательством – Скрижалями Завета.

Четыре первые содержат в себе познание и почитание Истинного Бога, а шесть прочие – заключают в себе обязанности к ближним. Человек должен относиться к человеку так, как он хотел бы, чтобы относились к нему.

Евангелие от Матфея говорит о признании Иисуса Мессией и учение Его божественным. О большей любви к Спасителю и вообще, и когда того требуют обстоятельства, например, когда с заповедями Его не согласны ближайшие родственники, когда любовь к ним потребовала бы нарушения этих заповедей. Слова Спасителя указывают на божественное и возвышенное самосознание Сына Человеческого; и никто, в здравом рассуждении, не может сказать, что Он требовал чего-либо превышающего человеческие силы. Наша любовь к Богу не должна быть в тяжесть нам! Не может быть в тяжесть! Вспомним отрывок Евангельской благовести, когда Христос словом исцелил десять прокаженных, – перед исцелением Он спросил волю их и желание. Случилось это в некой веси, между Самарией и Галилеей. Стоя поодаль от Иисуса, прокаженные громким голосом стали просить: «Иисус Наставник! помилуй нас.» (Лк 17:13). Если бы они Его не просили, Бог не совершил бы это чудодейственное дело, потому что не желает совершать даже милосердное исцеление против воли человека.

Человек имеет хотение и свободный выбор – свободную волу. Силы души бывают разумные и неразумные. Разумные: ум, чувственное восприятие, рассудок, воображение. Неразумные: кровообращение, сила роста, сила рождения, сила гнева, и сила хотения. Такое разделение сил души приводит святой Иоанн Дамаскин. Важно помнить, что человек – это единство души и тела, иначе нельзя правильно понять смысла Воплощения Сына Божия. Христос дарует нам Свое Тело и Кровь, чтобы обновить как душу, так и тело человека, весь наш состав, «истлевший страстями». Но иногда, наше воображение, дела и поступки переходят рамки дозволенного. И таким образом человек впал во власть плотского самолюбия, принимает образ бесформенной материи, тело становится паразитом земной вселенной, убивает, чтобы питаться, и так обретает смерть.

Размышляя над Евангельским текстом, который слушали, можно сказать, что текст говорит нам об условии следования за Христом. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.» (Мф 10:37-38). За Господом шло много народа, но привлекаемы были к этому только чудесами Его и при том не делали ничего для того, чтобы стать истинными учениками Христа. Исповедуя Христа, надо любить Его больше всех, больше даже отца и матери. Волю Его, выраженную в заповедях, ставить выше воли кого бы то ни было из людей.

Может быть, кто-то из нас скажет, что это жестоко. Но что говорит первая заповедь: «Аз есмь Господь Бог твой, и не будет тебе иного бога разве Мене».

2 Аз есмь Господь Бог твой, изведый тя от земли Египетския, от дому работы:

3 да не будут тебе бози инии разве Мене.

(Исх 20:2-3)

Заповедь эта повелевает любить Бога больше всего и, кроме Него, не воздавать никому Божеской почести. Почитай и люби своих родителей, жену и детей, заботься о них. Повинуйся родителям; но если они станут принуждать к нарушению закона Божьего, не слушайся их! Из послания апостола Павла к Ефесянам знаем: «Муж должен любить свою жену, как Христос возлюбил Церковь», любящий отца и мать, жену и детей достоин уважения, но не выше Господа.

30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!

(Мк 12:30)

На первом месте всегда должен быть Бог, а на втором все остальное. Любовь к ближним должно быть вполне согласным с требованиями христианства: оно свободно, основано на любви и не должно простираться далее позволенного законом Христовым.

Петр сказал: «Господи, мы оставили всё и пошли за Тобою; что же нам будет?» (Мф 19:27). А ведь что оставили ученики? Ведь они не походили на богатых юношей, у них не было большого имения. Если принять, что степени богатства бывают разные, один бывает богат, имея в запасе тысячу рублей, тогда как другой бывает беден и при сотнях тысяч. Симон – Петр говорит с Учителем не о материальном, – большое или малое мы оставили, – а о самой цели. Любовь к Христу ставится выше любви к земным приобретениям и родственным связям. Сможем ли мы вот так просто идти за Богом? Сможем ли мы сказать себе: «Перестань грешить, живи по – Божиему». Если будешь в «себе стяжать дух мирен, как сказал батюшка Серафим Саровский, вокруг тебя спасутся тысячи»! Это нелегко.

«Светильник тела есть око; если око твое чисто, то все тело твое будет светло; а если глаз твой лукавый, то все тело твое будет скверно». (Лк 11:34). Смотря на мир с плохой стороны, невольно пропускаем в себя негативное – мы поражаем свое тело, сами себя убиваем. А если будем смотреть на всё с улыбкой, с чистым сердцем, со светлым взором – не обращая никакого внимания на плохое, – то не пропустим плохое внутрь себя, чтобы не навредить себе. Блаженный Августин говорит: «глаз друг-советник», потому что показывает путь. Разумеет под глазом намерения человека, – если они будут чисты и правильны, то и все наши дела, исходящие из наших намерений, хороши.

Иногда спрашиваем самих себя, ну почему происходят войны? Почему бывает так, что брат брата убивает? Но разве Бог создавал оружие?.. Разве Бог создавал войну?.. Бог сказал: «любите враги ваша, добро творите ненавидящим вас,» (Лк 6:27). Если бы люди исполняли все, что завещано Богом, то разве бы они воевали за кусок земли, тем более что его с собой не возьмешь?.. Но увы, Каин по зависти убивает своего брата Авеля и проливается кровь первого человека. Только за то, что Авеля жертва была более приятна Богу потому, что он приносил от чистого сердца, с любовью и верой в обетованного Спасителя, с молитвой о помиловании и надеждой на милость Божию. Что же сделал Каин? Ведь он должен был посмотреть в себя и сказать: «Что-то во мне не так? Почему Бог не принимает жертву от меня?» Каин был нрава злого и жестокого, он приносил жертву только как обычай, без любви и страха Божия. Но он из-за зависти к брату принял решение вызвать Авеля в поле и убить его. Разве это верный путь?..

Так и мы с вами, дорогие братья и сестры, – если жить будем по – Божиему, то и мир будет над нашим небом, и над нашей головой будет светить солнце. А если мы с вами осуждаем всех, а над собой не работаем, не исправляемся, то какова цена нашей земной жизни?..

«Всякий, кто слышит слово Мое и сохраняет его в сердце своем, имеет жизнь вечную», – так говорит Господь. Верующий получит во сто крат больше всего того, от чего он ради Христа отказался, а там, за гробом, жизнь вечную, или вечное блаженство.

Аминь.

 

 

Евангельское Чтение

Мф., 38 зач., X, 32-33, 37-38; XIX, 27-30.

32 Итак всякого, кто исповедает Меня пред людьми, того исповедаю и Я пред Отцом Моим Небесным;

33 а кто отречется от Меня пред людьми, отрекусь от того и Я пред Отцом Моим Небесным.

 

37 Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня; и кто любит сына или дочь более, нежели Меня, не достоин Меня;

38 и кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня.

 

27 Тогда Петр, отвечая, сказал Ему: вот, мы оставили всё и последовали за Тобою; что же будет нам?

28 Иисус же сказал им: истинно говорю вам, что вы, последовавшие за Мною, - в пакибытии, когда сядет Сын Человеческий на престоле славы Своей, сядете и вы на двенадцати престолах судить двенадцать колен Израилевых.

29 И всякий, кто оставит домы, или братьев, или сестер, или отца, или мать, или жену, или детей, или земли, ради имени Моего, получит во сто крат и наследует жизнь вечную.

30 Многие же будут первые последними, и последние первыми.

 

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Ангела-Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств. Всех вас с воскресным днем. Напоминаю, что воскресение это есть Малая Пасха. Кто может трудиться в Пасху? Этот день свят. Мы христосуемся, и с уважительным приличием поздравляем друг друга «Христос Воскресе», но каждое воскресенье это есть Малая Пасха. Кто когда нам позволяет его нарушать? В этот день нужно посетить храм, отдохнуть, ходить в гости, делать добрые дела и поступки, но день этот запрещается использовать на свои нужды и дела домашние. Если мы не будем чтить воскресный день, то нам Бог не даст помощи в будние дни, в которых мы должны трудиться для того чтобы заработать средства и прокормить свою семью: «ибо, какой мерой меришь, такой и тебе возмерится.» (Лк 6:38).

Служба у нас сегодня в 16:00 вечерня с чтением акафиста. На неделе в четверг 16:00 вечерня. Кто желает причаститься в пятницу в Таганроге, пожалуйста в четверг быть на вечерней службе, в конце службы – исповедь, и тогда в пятницу спокойно можно соборно причаститься от общей Чаши Святых Христовых Таин.

Я напоминаю, что 20 июня – прославление отца нашего блаженного Старца Павла Таганрогского в лике местночтимых святых. В этом году Донская митрополия отмечает пятнадцатилетие со дня его прославления. Будут большие торжества. Съедутся с разных епархий епископы и священнослужители, вместе пройдем крестным ходом и совершим братскую Евхаристию.

Служба будет совершаться на площади, потому как людей будет очень много, и вряд ли какой храм смог бы собрать под своды свои такое количество людей.

В 09:30 начало Божественной литургии в городе Таганроге у храма Святителя Николая, именно там, где лежат мощи блаженного Старца Павла Таганрогского.

В пятницу вечерня в 16:00, и в субботу в 08:00 начало Божественной литургии. В субботу вечерня в 16:00, и в воскресение в 08:00 начало Божественной литургии.

Я напоминаю, что сегодня заговенье на Петровский пост. Пост не тяжелый, потому что в этом посту разрешается вкушать рыбу, кроме среды и пятницы. В среду и в пятницу пища без рыбы, – пища растительная с постным маслом. В остальные дни мы вкушаем рыбу, но, тем не менее, пост будет продолжаться почти месяц и закончится 12 июля в праздник Первоверховных Апостолов Петра и Павла.

Для чего необходим пост? Для того чтобы человек мог контролировать себя, иначе, если не чтит заповеди, можно далеко уйти в сторону. Милосердный Бог, не обделяет нас Своей любовью, указывает нам через воздержание, путь к спасению. Мы с вами должны руководствоваться церковными наставлениями, иначе, куда ветер понесет, туда и придем. Бог дал нам пост, для того чтобы не разъедались, а придерживали себя в форме. И помнить: «Если мясо не едим, а полведра картошки и пять булок хлеба на обед…», или «Сковороду жареной картошки и два чайника чая с постным печеньем и чаевничать часа два-три», это тоже нарушение поста. О каком воздержании тогда идет речь?.. Пост совершенный, это тогда, когда мы кушаем для того чтобы были силы. Пост есть время молитвы и покаяния, когда каждый из нас должен испросить у Господа прощения своих грехов и достойно причаститься Святых Христовых Таин. Покушали – почувствовали насыщение, пора притормаживать, хотя еще хочется, – нужно остановиться, отойти от житейских развлечений и всевозможных увеселений. Вот это и есть любовь к нашему Богу, когда мы себя сами во всем сдерживаем.

Библия, книги Священного Писания – Иисуса, сына Сирахова, «Ешь, как человек, что тебе предложено, и не пресыщайся, чтобы не возненавидели тебя; переставай есть первый из вежливости и не будь алчен, чтобы не послужить соблазном;». (Сирах 31, 18-19). «Сын мой! в продолжение жизни испытывай твою душу и наблюдай, что для нее вредно, и не давай ей того; ибо не все полезно для всех, и не всякая душа ко всему расположена. Не пресыщайся всякою сластью и не бросайся на разные снеди, ибо от многоядения бывает болезнь, и пресыщение доводит до холеры; от пресыщения многие умерли, а воздержный прибавит себе жизни». (Сирах 37, 30-34).

Поэтому нужно помнить и понимать слова Священного Писания: чтобы пища была не во вред, а в пользу.

Ангела-Хранителя и Божие благословение.

 

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.