Проповедь на праздник Преображения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа 19.08.2014 Печать

"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Великий праздник – Преображение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа.

Господь показал Своим ученикам славу Свою и священную тайну спасения Своего творения. Святоотеческая мысль, углубляющаяся в священную тайну Преображения Господа, исповедует соединение во Христе два естества - человеческого и Божественного.

Он показал ее для того, чтобы ученики, когда увидели вольное страдание, увидели уничижение и крестную смерть Своего Учителя, не поколебались бы в вере, а уразумели Его вольное восшествие на крест. Преображение должно было при грядущем Голгофском уничижении Христа укрепить апостолов в их вере, дать им незыблемое свидетельство Божества Иисуса Христа и добровольности Его Крестных страданий и смерти. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. (Ин 3:16)

Ученики стали свидетелями Божественного света. Лицо Учителя просияло, как солнце, одежды сделались белыми, как снег. Все Его существо осветилось таким ослепительным блеском, что евангелисты только и могли сравнить небесный свет с солнцем, снегом, молнией. Преображение Христово сопровождалось явлением ветхозаветных пророков Моисея и Илии, которые говорили с Господом о Его близком отшествии. Изумление учеников достигло предела, когда всех осенило светлое облако, и из него послышался голос: Сей есть Сын Мой возлюбленный, о Немже благоволих: Того послушайте. (Мф 17:5)

Почему же Господь в молитве показал Свое Преображение? Потому что дал нам пример – чтобы соединиться с Богом, необходима молитва. Чтобы нам с вами преобразиться от нашего жизненного пути, необходима молитва. Вера в то, что эта цель достижима, что обожение человеческой природы возможно - важнейший момент христианского учения о человеке. По свидетельству святителя Григория Паламы, имея в Себе от Себя Самого нетварный свет, Спаситель не нуждался в молитве для осияния Своей плоти, - молился же Он, чтобы показать, что блистание происходит от молитвы, от соединения ума с Богом.

Спаситель показал, что для Бога не существует времени, - пред Ним явились два ученика – Моисей и Илия, которые жили за сотни лет до пришествия в мир Сына Божия. Они стали пред Иисусом, а Иисус Христос воссиял во всей Своей славе. Свет стал таким, что ученики не смогли лицезреть на Него. Ученики пали ниц и скрыли свои лица в траве. Господь показал Свою Фаворскую славу, чтобы вера не оскудела в Петре, потому что ему предстояло много пройти испытаний: ему надлежало быть вместе с Учителем в Гефсиманском саду, а затем, когда раб архиерея по имени Малх, посмел сказать невежественные слова на Спасителя, Петр достал нож, и ножем уреза ему ухо десное (Лк 22:50). Петру предстояло видеть, как его Учителя судят. Петру предстояло пережить самое страшное потому, что на нем исполнилось пророческое слово Учителя. На вечери Спаситель сказал ему: «еще не пропоет петух, как ты в эту ночь от Меня трижды отречешься.» (Лк 22:34). Не в облаке славы и не в огненной колеснице надлежало Иисусу отойти от учеников, но в муках с распростертыми руками на позорном кресте, испустить дух не между Моисеем и Илией, но между двумя разбойниками, распятыми с Ним по обе стороны.

Когда же сходили они с горы, Иисус, запретил ученикам, говоря: не рассказывать никому о сем видении до тех пор, пока не придет время – когда Сын Человеческий из мертвых воскреснет из мертвых. (Мф 17:9). Они исполнили повеление Христа, но не могли понять значения указания на воскресение. Они спрашивали друг друга или в безмолвии размышляли в себе: что значит воскреснуть из мертвых. Умы их занимал и другой серьезный вопрос. Они видели Илию, и теперь больше, чем когда-нибудь, убеждались, что Учитель их воистину - Христос. По воскресении ученики, поддерживаемые не только благодатью Святаго Духа, но и своими воспоминаниями – о Фаворском Преображении, ибо лицезрели своими очами, – пошли с проповедью во все концы земли.

Сегодня и мы с вами стоим здесь, потому что имеем веру в Господа нашего Иисуса Христа, в Его преславное Преображение, веруем в вечную жизнь, – потому как при Преображении вместе с Христом были Моисей и Илия, которые жили за несколько сотен лет до пришествия в мир Сына Божия. Они давно умерли, перешли в потусторонний мир, и вдруг – во время Фаворского Преображения, – стоят вместе с Иисусом Христом и беседуют об исходе Его в Иерусалиме (Лк 9:30-31).

Это свидетельствует нам о том, что для Бога нет времени, Бог вне всякого времени. Это свидетельствует нам о том, что и мы с вами, верующие люди во Христа, преобразимся и будем жить с Христом вечно.

Всех вас поздравляю с праздником Преображения, с послаблением поста, – так как сегодня Церковью предписывается вкушение рыбы. А также вкушение плодов, которые мы сейчас освятили – виноград, яблоки, груши, – все плоды, которые мы освящаем. Мы просим Бога и надеемся, что христианин, который воздержался от вкушения винограда и других плодов до освящения, надеюсь, что Милосердный Господь всем нам даст сегодня утешение, всем воздержавшимся. Питательные витамины, которые мы будем кушать, будут нам придавать сил и здоровье, – в чем мы с вами очень нуждаемся.

Ангела-Хранителя и Божие благословение.

 

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 70 зач., XVII, 1-9.

1 По прошествии дней шести, взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних,

2 и преобразился пред ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет.

3 И вот, явились им Моисей и Илия, с Ним беседующие.

4 При сем Петр сказал Иисусу: Господи! хорошо нам здесь быть; если хочешь, сделаем здесь три кущи: Тебе одну, и Моисею одну, и одну Илии.

5 Когда он еще говорил, се, облако светлое осенило их; и се, глас из облака глаголющий: Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте.

6 И, услышав, ученики пали на лица свои и очень испугались.

7 Но Иисус, приступив, коснулся их и сказал: встаньте и не бойтесь.

8 Возведя же очи свои, они никого не увидели, кроме одного Иисуса.

9 И когда сходили они с горы, Иисус запретил им, говоря: никому не сказывайте о сем видении, доколе Сын Человеческий не воскреснет из мертвых.