Воскресная проповедь 31.08.2014 Печать

"Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. 

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

«Человек некий приступил к Иисусу, кланяясь Ему и глаголя, – так начиналось чтение сегодняшнего Евангелия. - Учителю благой - (добрый; мудрый), что мне сделать, чтобы иметь жизнь вечную?»

Учитель отвечает ему: «почему Меня называешь благим? Разве ты не знаешь, что такое обращение только присущно Богу? Никто не благ, как только Бог может быть Всеблагим. Если хочешь войти в жизнь вечную, соблюдай заповеди».

И тогда этот некто говорит Учителю: «какие?»

Иисус перечисляет ему шесть из десяти заповедей: «не убивай; не прелюбодействуй; не воруй; не лжесвидетельствуй; чти отца твоего и матерь твою; и: возлюби ближнего своего, как сам себя» (Мф 19:18-19), показывает ему, что именно эти заповеди касаются духовного состояния. Юноша хорошо их знал и всегда исполнял, как он сам о том свидетельствует. На первый взгляд представляется несколько странным, что юноша, утверждавший, что он «все это сохранил» от юности своей, на приглашение Христа соблюсти заповеди, спрашивает: какие? Как будто он не знал, были ли даны заповеди, и какие именно. Он не думал, что Христос будет говорить ему именно о том, что ему было так хорошо известно и им исполнялось. Но, видимо, исполнялось не столько сердцем, сколько по букве закона, - «так положено делать, так я и делаю», а сердце далеко отстояло от той любви к Богу, с какой он мог это исполнять.

Бог дает заповеди не для того, чтобы заставить человека повиноваться, а для того, чтобы человек, прежде всего, оставался человеком. Десять заповедей закона размещены были на двух скрижалях, потому что в них содержится два вида любви: любовь к Богу и любовь к ближнему. Нормы закона охватывают все стороны жизни и учат помнить, что каждый шаг человека, каждое его движение совершаются «пред лицем Божиим» и нет в человеческой жизни мгновения, которое не имело бы отношения к выбору между чистым и нечистым, добром и злом, упорядоченностью и хаосом, жизнью и смертью.

Вспомним слова Библии, где сказано: «И сотворим по образу Нашему [и] по подобию Нашему человека» (Быт 1:26). Далее: «и сотворил Бог по образу Своему» (Быт 1:27). А подобие Бога умалчивается – это подобие нужно выработать в себе, - через любовь к Христу. Для этого Бог и дает заповеди, чтобы человек не только мог ими руководствоваться, но, держась заповедей, воспитывать в себе любовь к Богу и Творцу, исполняя их.

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

(Быт 1:26-27)

Разберем по составу одну из заповедей, сказанной Богом некоему юноше: «не прелюбы сотвори» (Мф 19:18), то есть, «не прелюбодействуй».

«Но что в этом опасного? – скажем мы. - В мире кругом люди живут без церковного брака, иные регистрируются, другие без регистрации живут, состоят в так называемом гражданском браке…», - скажем мы, якобы для нашего оправдания.

Но посмотрите с другой стороны жизни - бежит свора собак за одной сучкой, и один за другим совокупляются с ней. И что же происходит?

Но это инстинкт, скажете вы, это природа, это животные…

Всё правильно! Да, это животные, это природа, это инстинкт.

А когда человек позволяет себе такое? - сначала с одним, затем с другим, с третьим, на кого он в большей степени становится похожим. Что, он может быть подобный Богу?.. Слово Божие повелевает нам хранить наши тела в чистоте, потому что тела наши «суть члены Христовы и храмы Духа Святаго». Блудники грешат против собственного тела и расслабляют тела своего здоровье. Подвергают его болезням и повреждают даже душевные способности, в особенности воображение и память, (Закон Божий стр. 581).

В жизни Церковной есть люди, которые своей жизнью угодили Богу, они называются «преподобные» – «подобные Богу». Праведные люди, которые удалялись от мирской жизни в обществе, пребывая в труде и молитве, послужили Богу. Вот, о чем сегодня через прочитанное Евангелие говорит нам Спаситель.

Послушаем заповедь, которую Господь произнес последней или шестой: «возлюби ближнего своего, как сам себя» (Мф 19:19).

Нам кажется, - как можно любить обидчика? - если нас незаконно обижают ближние или дальние. На работе, или службе, в дороге или во время движения, за рулем. Разные случаи и ситуации бывают в нашей повседневной жизни. И что мы говорим в ответ? наверно, бранимся? у нас появляется обида на ближнего, а хуже того, ненависть к этому человеку, и мысли доводят до того – готов убить обидчика, или нанести вред ему!

Разве мы подобны Богу?.. Ведь какое милосердие проявил Бог к нам? Он сошел с неба, претерпел крестные страдания – ради нас и для нашего спасения. Разве это не пример нам?.. Прекрасное слово, произнесенное по окончании Божественной литургии, митрополитом Меркурием: «Распятая Любовь», Сын Божий испил по человечеству полной чашей за спасение человека.

Услышав о перечисленных заповедях от Спасителя, юноша сказал: «всё это я сделал с детства; а, скажи мне, что бы мне еще сделать такое – высокое, сильное».

И тогда Учитель сказал: «иди и продай твое имение и раздай нищим. Прояви милосердие и любовь к ближнему; и следуй за Мной; и награда тебе будет на небе». Христос указывает на одну из высших градаций совершенной любви. Она заключается в том, что человек раздает все свое имущество, желая облегчить страдания ближних из любви к ним. Это и было предложено юноше, желавшему быть совершенным и говорившему, что «сохранил все это», в том числе и любовь к ближнему, от юности своей.

Услышав такие слова, юноша опечалился: «Как я могу продать имение? Что же я, один останусь, ничего у меня не будет?..» - и тысячи оправданий зазвучали в его голове. Он скорбно отошел от своего Учителя, потому что у него было большое имение.

Иногда бывает так, что человек имеет свободных десять тысяч рублей, и считает себя самым счастливым человеком. А иной человек имеет не одну сотню тысяч, и считает себя не состоятельным, потому, что ему не хватает на выполнение земных дел.

Всё это происходит оттого, что человек имеет опасную привязанность к материальному благу. Привязанность к этой земной и скоротечной жизни.

Да, нам необходимы земные блага, - и дом, и машина, как средство передвижения, и всё остальное; и семья, и дети. Но это должно быть на втором месте. А на первом месте, что говорит Бог? - «возлюби Бога твоего всем сердцем твоим, всею крепостью, всем помышлением» (Мк 12:30) - вот это истинный путь! И тогда за веру нашу и чистоту нашей жизни мы войдем в Царство Небесное. Ведь что такое жизнь? Это же ведь – пшик. Это быстрый пробег времени. Вот об этом и сказал ему Христос. Но у богатого юноши сердце прилежало к земному, хотя в конечном итоге он оставит его здесь, ведь с собой ничего не возьмет, кроме добрых дел и поступков. Исполнение заповедей Божиих – это и есть оправдание человека.

Иисус сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное. Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому в Царство Божие. Богачу, который ставит на первом плане служение мамоне и только на последнем - следование за Христом и служение Ему или даже вовсе не делает этого последнего, действительно, всегда трудно сделаться наследником Царства Небесного.

Ученики весьма опечалились, говоря: «Господи, да кто же может спастись», если такие строгие и суровые обязанности человека перед Богом?»

Христос посмотрел на учеников и на народ, который окружал Его и ожидал ответа Учителя; сказал: «От человека невозможно, Богу все – возможно». Смысл ответа Христа: для Бога возможно и это, то есть богач, преданный служению мамоне, может обратиться и усвоить себе правильный взгляд на свои богатства. Каждый должен усвоить себе новый евангельский принцип: благодать Божия может содействовать и его обращению.

Мы с вами и сейчас стоим на Богослужении. А для чего это нужно? Для того: Господь сказал: «Созижду церковь Мою, и врата ада не одолеют до скончания века» (Мф 16:18), «где двое или трое собрано во имя Мое, там и Я посреди них» (Мф 18:20). Мы с вами стоим на Богослужении и получаем от Господа Бога невидимую благодать Святаго Духа, которая нас путеводит и наставляет. Всякий раз, когда мы соприкасаемся с церковными Таинствами, мы становимся чище, становимся немножко выше и ближе к Богу. Вот об этом говорит Христос. Человек сам спастись не может. Бог создает Церковь, дает нам Пастыря, который должен вести человека по жизни, наставляя его, помогает ему справиться с разного рода искушениями и соблазнами мира сего.

Аминь.

 

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 79 зач., XIX, 16-26.

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.