Проповедь на праздник Рождества Пресвятой Богородицы 21.09.2014 Печать

21 сентября 2014 года, в праздник Рождества Пресвятой Богородицы, по совершении Божественной литургии к прихожанам со словом проповеди обратился настоятель храма протоиерей Димитрий Осяк:

 

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

Дорогие братья и сестры!

Сегодня вся полнота Церкви прославляет День Рождения Матери нашей Богородицы. В Церкви этот день называется так – Рождество Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. День велик еще и тем, что многие святые отцы называли Пречистую Утренней зарёй, сравнивая Ее с природой, сотворенной Творцом Богом. Так, как после зари начинается день, а затем переходит в вечер, так и Пречистую Богородицу называли Утренней зарёй, потому что Она – Предвестница, начало нашего спасения. Кто как не Матерь Божия нас понимает? Потому что Она от рода нашего. Она увенчана славой, ибо произросла из царского корня, увенчана честью, потому, что произошла из племени архиерейского. Увенчана славой, как Матерь Божия; ибо что может быть славнее того, как родить Бога.

Мы с вами всякий раз, когда возносим молитву нашему Господу, то складываем перстами символ нашей веры в Триединого Бога: три пальца вместе. Не три Бога, а Триединого Бога. Отец, Сын, Святой Дух. Затем мы два перста нижних складываем вместе – свидетельствуя о том, что Бог имеет две природы – Он совершенный Бог, и  совершенный Человек. Предвечный Сын – потому что рождается от Отца. В «Символе веры» мы читаем: «Иже от Отца рождённого прежде всех век». Мы видим на иконе изображение Богородицы с Младенцем на руках. Потому что Дева Мария послужила в деле нашего спасения. Она с миром приняла то, что Ей благовестил Архангел Божий Гавриил. Услышав слова о том, что на Нее найдет Дух Святой, Она со смирением сказала: «се, Раба Господня: по глаголу твоему да будет Мне.» (Лк 1:38)

Итак, пришло время, и Она приняла внутрь Себя Бога и родила Безлетнаго Сына. Об этом мы с вами свидетельствуем – когда складываем троеперстие. Личность Христа содержит одну из самых поразительных тайн христианства – тайну Богочеловека. Во Христе Бог воплощается в теле человека (вочеловечивается) из любви к людям, при этом, нисколько не умаляя ни Божественной, ни человеческой природы. И страдал на Кресте как Бог и Человек. Во всей Своей полноте, со всей человеческой болью. Потому что на Кресте Сын Божий взывал: «Или, Или, лима савахфани; Боже Мой, Боже Мой, – что в переводе означает. – Почему Ты Меня оставил?» (Мф 27:46).

Страшные крестные страдания, предательство ученика и оставление всеми. Бог претерпел уничижения, чтобы спасти всех нас. То, что сделал Создатель, соединивший Свою природу с природой бренного человеческого существа, христианские богословы обозначили словом «кеносис» (смирение). Бог из любви к Своим созданиям уничижает Себя, воплощаясь в облике смертного человека, подверженного усталости, голоду, боли. Более того, Спаситель принимает «облик раба», человека и внешне приниженного, зависимого – простолюдина из порабощенного чужестранцами народа.

А в деле нашего спасения, – я вернусь к словам праздника и прославлению нашей Матери Богородицы, – тем самым утверждаем реальность чуда, соединившего конечное с бесконечным, тленное – с вечным, земное – с небесным. Богородица всех нас защищает  и покрывает честным Своим омофором. Она возносит молитву Сыну Своему и Богу нашему за нас, за всех чад, ибо сказано: человек создан по образу и по подобию Божию.

Чтобы спастись нам, всего-то недостаёт нам жить по заповедям. Дева Богородица всегда возносит молитвы нашему Господу. И даже на иконе «Покров Пресвятой Богородицы» мы видим, Пречистая Дева покрывает честным омофором весь народ и просит Сына Своего и Бога нашего, чтобы Он милостью Своею покрывал нас, прощал нам все наши грехи и проступки.

Вот с этим великим праздником – Рождество Пресвятой Богородицы, Заступницы нашей и мира всего, всех вас поздравляю. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств. А также всех вас с воскресным днем.      

Я напоминаю, что воскресение это есть Малая Пасха, потому и называется день воскресный. Как повествует Евангелие, в следующий день после субботы Христос воскрес. День этот является великим и  святым. Нарушать его, использовать для своих нужд и дел, нельзя.

Я обращаюсь к вам, православные. Прошу вашей материальной помощи и финансовой поддержки нашему Кафедральному собору. Сегодня престольный праздник нашего собора, ибо он построен и освящен в честь Дня Рождения нашей Богородицы. И неслучайно в этом соборе рождаются священники: в нашем Кафедральном соборе совершаются диаконские и пресвитерские хиротонии. В этом соборе передается Божественная благодать, данная от Господа апостолам, а апостолы передали епископам, а епископы священникам и диаконам. И эта благодать передается из поколения в поколение. Так об этом говорит апостол Павел: «Благодать на благодать».   Руковозложение на руковозложение.

Кафедральный собор в настоящее время украшен снаружи и внутри строительными лесами, так как идет грандиозная реставрация. Я прошу всех вас поддержать историческое и богоугодное дело, так как наш Кафедральный собор весьма в этом нуждается. Многие дети из здесь стоящих, кому будет суждено, примут священный сан в этом Кафедральном соборе – потому что после меня и после нас будут следующие поколения, которые будут служить, и должны служить Богу нашему верой и правдой. Но чтобы стоял Кафедральный собор, и чтобы в нем совершалось Богослужение и Таинство Хиротоний, так как он является главным храмом Ростовской епархии, нам необходимо этот собор поддержать.

Поэтому, православные, в день престольного праздника, я особенно к вам обращаюсь – помогите. Мы соберем средства и передадим их в Кафедральный собор. Пусть Пречистая Дева Богородица примет от нас скромную лепту – по нашей возможности, кто сколько сможет. А самое главное, чтобы наш Кафедральный собор стоял еще сотни следующих и последующих лет.

Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.