Воскресная проповедь 26.10.2014 Печать

26 октября 2014 года на Божественной литургии настоятель храма протоиерей Димитрий Осяк по обычаю обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Лк 8:5-15):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

– Аминь.

«Аз есмь дверь: Мною аще кто внидет, спасется» (Ин 10:9) – так говорит Господь, обращаясь ко всему народу, окружающему Его.

Дверь – это заповеди Божии, которыми человек должен руководствоваться. Следовательно, и жить. Заповеди – это то направление, которое приводит нас к спасению, через которое мы должны войти к Богу. Бог не создавал смерти. Смерть пришла в природу человека вследствие греха. И тогда человек был оторван от своего Создателя. Нарушив заповедь, человек должен был испытать на себе действие Божественного приговора: в тот же день смертью умрете (Быт. 2,17). Телесная смерть – разлучение души и тела – для Адама последовала через девятьсот тридцать лет, но духовная смерть – разлучение души с Богом – осуществилась немедленно. Творец и тварь. Тварь не в оскорбительном смысле слова. «Тварь» – «творение» Божие. Он – Творец, а мы Его творения. Бог всё дал человеку. Дал жизнь и всё, что в этом мире. Поставил посреди рая запрет – именно для того, чтобы человек вернул Ему маленькую толику любви, – потому что Бог возлюбил мир, что даже отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий веровавший в Него, не погиб, но имел вечную жизнь (Ин 3:16).

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Насколько любит Бог человека, что сходит с неба. Настолько любит Свое создание, что идет на крестную Голгофу для того, чтобы спасти человечество. Для того чтобы дать возможность человеку еще раз исправиться и достигнуть единение с Богом.

Когда же Бог создавал мир, то в шестой день творения Он сотворил человека по образу Своему и по подобию, – так говорит Библия. «И сотворил Бог по образу Своему человека» (Быт 1:27). Посреди рая поставил древо – запретный плод. Для того чтобы человек, как я уже сказал, любя своего Создателя, не нарушал ту маленькую заповедь, которую заповедал Бог человеку. Простая и легкая заповедь, содержала в себе вкратце весь Закон: богопочитание, послушание воле Божией, воздержание. Для укрепления воли человека и для его нравственного развития Бог дал человеку заповедь о не вкушении плодов от одного из райских деревьев – древа познания добра и зла.

«Всем управляй, всё можешь делать, кроме древа, находящегося посреди рая, плода не вкушай» (Быт 2:16-17). Внешне грех выразился во вкушении запретных плодов, а момент нравственный, личный аспект греха, состоял в противлении воле Божией, в нарушении Божественного порядка. Если бы человек принял заповедь в духе сыновней любви, он ответил бы на Божественное повеление полным самоотречением; он добровольно отказался бы не только от запретных плодов, но и от всякого внешнего предмета, чтобы жить только с Богом, чтобы устремляться только к единению с Ним.

Но увы, все мы знаем, что плод был сорван, и когда помощница по жизни Ева вкусила плод, и он оказался обычный, как и все плоды; она дала Адаму; он его взял и ел. И сверхъестественного ничего не нашел, кроме как совершили грех…

И когда Бог пришел к ним, сказал: «[Адам,] где ты?» (Быт 3:9) Адам сказал: «я наг, и убоялся». Тогда Бог сказал ему: «А кто тебе сказал, что ты наг? не ел ли ты от древа плода, что Я запретил вам?» И тогда Адам несколько обличает своего Создателя. Он говорит так: «жену, что Ты мне дал, дала мне плод, и я ел» (Быт 3:9-12). Змей – диавол, действуя хитростью, советом, внушением, он обольщал, склоняя Еву к греху, но не принуждал к преступлению заповеди Божией. Поэтому внутренняя и главная причина происхождения греха заключалась в самих прародителях. Склонившись на обольщение диавола, они злоупотребили своей свободной волей, но сделали это не по необходимости и не по принуждению, а единственно по своему собственному решению, почему и понесли ответственность за свою вину.

А ведь можно было сказать совершенно по-другому: «Господи, прости меня, Создатель мой, я нарушил волю Твою и райскую заповедь».

Он же предпочел другое оправдание. Он обличил Бога: ту, которую дал Бог Адаму, помощницу, жену, она ему дала плод, и он его ел…

Омрачение ума прародителей проявилось в том, что они пытались скрыться от Лица Божия среди деревьев рая, забыв и о Божественной любви, и о вездесущии Бога, а потом и о Его всеведении: пытались оправдаться. Кроме того, вместо покаяния прародители избирают лукавое самооправдание и обнаруживают враждебность по отношению к Богу. Омрачение чувств сказалось в том, что вместо сыновней любви к Богу они испытали перед Ним рабский страх. Вместо взаимной любви они ощутили сначала похоть, испытали стыд, а затем вражду друг к другу – Адам во всем обвиняет Еву и Бога. Так грех разделяет не только человека и Бога, но и людей между собою.

Божественная любовь простирается на весь мир, на все живущее, как бы мало и незначительно оно не казалось, ибо благ Господь ко всем, и щедроты Его на всех делах Его (Пс. 144, 9,17). Но особенно Бог являет Свою благую любовь в отношении к человеку. Наивысшее свидетельство бесконечной Благости Божией к человеческому роду – дело нашего спасения, совершенное Сыном Божиим. По словам митрополита Московского Филарета, изречь ее настолько невозможно, что «само Слово Божие, дабы совершенно изобразить ее, умолкло на кресте».

И сегодняшнее Евангелие, которое мы слышали (о сеятеле), говорит следующее. Говорит о божественной любви Бога к человеку. Бог настолько любит человека, что приводит людям наставления из жизненного опыта или как говорит Евангелие: притчи. Не заставляет людей любить Себя, но чтобы человек сам принял решение – любить или не любить своего Создателя. Притча говорит следующее: вышел сеятель и сеял семена. Иное упало при дороге и было потоптано ногами прохожих, а иногда птицы, пролетая, собрали семена и склевали; иное семя упало в каменистую почву, и, так как, не имея влаги, погибло; иное семя упало в терние. Когда же вырос сорняк, то задавил пшеницу; а иное семя упало в добрую почву и возросло. И не просто возросло, но даже принесло плод во сто крат. «имеяй ушы слышати, да слышит.» (Лк 8:8), – так говорит Господь.

Ученики говорят Ему: «Учитель, а в чем же смысл этой притчи? Расскажи нам».

И тогда Учитель говорит: «Вам ведомо знать тайны Царствия Божия. Семя это есть слово Божие». (Лк 8:5-11)

Слово Божие, которое сеется в наше сердце на каждой Божественной литургии.

Слово Божие это чтение Евангелия – чтобы мы приняли его в свое сердце.

Нам выбирать, принять ли к сведению, уверовать, держаться ли слова Божия, или пропустить мимо ушей?

Семя – слово Божие. И когда оно сеется в доброе сердце, то оно приносит плод во сто крат. «А иное семя», – как начиналась сегодняшняя притча, – падает в то сердце, которое послушало, поохало, поахало, но вышел человек из храма – и забыл, о чем здесь говорилось…

Иное семя упало в каменистую почву. В то сердце, которое услышало слово Божие, и сказал себе: «Я исправлюсь, – говорит себе, – я теперь буду жить так, как учит меня Церковь-мать». Приходит в храм исповедуется, причащается, а потом всё остывает в нем. На молитву времени не хватает. Участвует в церковной жизни – может быть, два-три года, а потом отходит от церкви. По истечении некоторого времени отпадает от церковной жизни. И это семя не принесло в нем никакого плода.

Иное семя, слово Божие, упало в то сердце, которое уверовало, почувствовало Бога, старается жить по заповедям Божиим, чтобы встретиться с Христом, но слава, богатства мира, удовольствие земное, подавляются в нем и не приносят плода.

И только то сердце, которое со всей сердечной глубиной приняло слово Божие в свое сердце, и с этим словом идет по жизни и творит плод в терпении (Лк 8:15).

«имеяй уши слышать, да слышит!» (Лк 8:15) Аминь.

 

27 И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.

(Быт 1:27)

16 И заповедал Господь Бог человеку, говоря: от всякого дерева в саду ты будешь есть,

17 а от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь.

(Быт 2:16-17)

9 И воззвал Господь Бог к Адаму и сказал ему: [Адам,] где ты?

10 Он сказал: голос Твой я услышал в раю, и убоялся, потому что я наг, и скрылся.

11 И сказал [Бог]: кто сказал тебе, что ты наг? не ел ли ты от дерева, с которого Я запретил тебе есть?

12 Адам сказал: жена, которую Ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел.

(Быт 3:9-12)


Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 35 зач., VIII, 5-15.

5 вышел сеятель сеять семя свое, и когда он сеял, иное упало при дороге и было потоптано, и птицы небесные поклевали его;

6 а иное упало на камень и, взойдя, засохло, потому что не имело влаги;

7 а иное упало между тернием, и выросло терние и заглушило его;

8 а иное упало на добрую землю и, взойдя, принесло плод сторичный. Сказав сие, возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!

9 Ученики же Его спросили у Него: что бы значила притча сия?

10 Он сказал: вам дано знать тайны Царствия Божия, а прочим в притчах, так что они видя не видят и слыша не разумеют.

11 Вот что значит притча сия: семя есть слово Божие;

12 а упавшее при пути, это суть слушающие, к которым потом приходит диавол и уносит слово из сердца их, чтобы они не уверовали и не спаслись;

13 а упавшее на камень, это те, которые, когда услышат слово, с радостью принимают, но которые не имеют корня, и временем веруют, а во время искушения отпадают;

14 а упавшее в терние, это те, которые слушают слово, но, отходя, заботами, богатством и наслаждениями житейскими подавляются и не приносят плода;

15 а упавшее на добрую землю, это те, которые, услышав слово, хранят его в добром и чистом сердце и приносят плод в терпении. Сказав это, Он возгласил: кто имеет уши слышать, да слышит!