Воскресная проповедь 02.11.2014 Печать

Воскресная проповедь настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерея Димитрия Осяк на прочитанное за богослужением Евангелие (Лк 16:19-31):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

– Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Обращаясь к Своему созданию, Бог приводит для вразумления человека примеры из жизни общества. А в Евангелии это называется «притчи». Одной из высоко назидательных притч, которую сейчас вы слышали в Евангелии о богатом и Лазаре, в которой изображена загробная участь праведных и грешных, я попробую сделать для вас пояснение.

«Некий богач, – так говорит Бог, – ежедневно пиршествовал и всякий день одевался в порфиру и виссон».

Порфира: верхняя одежда, состоящая из особой торжественной ткани, которая называлась пурпур. Из этого материала мог быть сшит халат или платье. Пурпуровая краска, столь распространенная на Востоке, в древние времена была в большом употреблении в Вавилоне. Одежды царственных лиц и других важных особ делались также из пурпуровой материи (порфира). Виссон, легкая тончайшая белая льняная или хлопчатая ткань, приготовленная с большим искусством для пошива нижней одежды. У богача была возможность ежедневно менять столь дорогие наряды. И не просто менять наряды, но даже он ежедневно накрывал в изобилии свой обеденный стол и, конечно же, то, что оставалось от трапезы, выбрасывалось на улицу.

Тем же самым временем у ворот богача лежал некий человек с именем Лазарь. Полное имя Елиезар (Божия помощь). Он лежал в гное у ворот, у входа, который из переднего двора вел в дом. Лежал с надеждой, когда богач закончит трапезу, – и по обычаю остатки пищи выносились на улицу, высыпались на дорогу, где ели собаки, или, вот такие, как нищий Лазарь. Больному Лазарю приходилось делить эти объедки вместе с псами, и только они проявляли к нему милосердие: так как лизали ему раны. А может быть грязные нечистые собаки лизали его струпья в силу того, что несчастный не в силах был их отогнать от себя. И так проходила у каждого своя земная жизнь.

Умирает Лазарь, и был возведен Ангелами на лоно Авраам. Умирает и богатый, и он был погребен.

И в аде, находясь в муках, богач поднял глаза свои, увидел Авраама и Лазаря на лоне его. Того нищего Лазаря, которого он в своей жизни и не замечал и милосердия к нему никакого не проявлял… А ведь для чего Бог дает нам нищих, убогих, калек? Для того, чтобы мы с вами, видя страдающего человека, рождали бы в своем сердце любовь к этому немощному человеку. И, оказывая ему помощь, мы, прежде всего, спасаем себя, – потому что Бог говорит: «Блажени милостивии: яко тии помиловани будут.» (Мф 5:7)

Проявляя милосердие и сострадание к нашим ближним, делая им добро: как-то облегчая их образ жизни, – мы помогаем, прежде всего, самому себе.

Однако же богач, который имел многодневную возможность помогать не только этому Лазарю, который весьма нуждался и в медицине, и в пище, и в питие, богач даже не замечал нищих Лазарей на своем пути, – он считал, что – вот идеал его жизни, вот цель и ценность материальная, в которой он живет и пиршествует. И когда пришло время перехода в вечность, то каждый получил по своему духовному состоянию.

Тогда богач говорит: «отче Аврааме! разреши, чтобы Лазарь хотя бы омочил палец в студеной воде и прохладил мой язык, я сильно страдаю».

Из этой притчи надо понимать, что Христос говорит образно. Ну какое может быть страдание, когда тело лежит в земле? А вошел он душою, второй своей частью в вечность. Страдание богача еще больше увеличило его муки, ему было чрезвычайно досадно видеть, что презренный нищий пользуется такой близостью к патриарху Аврааму. в земной жизни богач пиршествовал, был уважаем, все пред ним преклонялись в силу его положения и материального блага, а ныне настало время, когда тот, который лежал у его ворот, теперь находится на самом высшем месте, – куда богач никогда не войдет. Страдающий богач несомненно сам виноват в своей горькой участи, потому что жил беспечно и нечестиво.

Авраам сказал: «Сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть; что хотящие отсюда к вам перейти не могут, и оттуда к нам невозможно перейти».

Богач снова обращается к патриарху Аврааму, говоря: «отче Аврааме, у меня пять братьев; пошли Лазаря, пусть он засвидетельствует им, какова моя участь, дабы они не попали в это место мучения».

И тогда говорит Авраам: «они имеют Моисея и пророков; пусть послушают их и изменят образ жизни своей».

Богач же говорит: «нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, тогда они покаются».

И, заканчивая притчу, Господь говорит: «если Моисея и пророков не послушают, то даже если и из мертвых кто воскреснет, они не поверят». Аминь.


Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 83 зач., XVI, 19-31.

19 Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно.

20 Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях

21 и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его.

22 Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово. Умер и богач, и похоронили его.

23 И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его

24 и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.

25 Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь - злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь;

26 и сверх всего того между нами и вами утверждена великая пропасть, так что хотящие перейти отсюда к вам не могут, также и оттуда к нам не переходят.

27 Тогда сказал он: так прошу тебя, отче, пошли его в дом отца моего,

28 ибо у меня пять братьев; пусть он засвидетельствует им, чтобы и они не пришли в это место мучения.

29 Авраам сказал ему: у них есть Моисей и пророки; пусть слушают их.

30 Он же сказал: нет, отче Аврааме, но если кто из мертвых придет к ним, покаются.

31 Тогда Авраам сказал ему: если Моисея и пророков не слушают, то если бы кто и из мертвых воскрес, не поверят.