Воскресная проповедь 23.11.2014 Печать

23 ноября 2014 года Божественную литургию в нашем храме возглавил иерей Антоний Осяк. По совершении богослужения священник обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное Евангелие (Лк 10:25-37):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Всех вас, братья и сестры, приветствую с воскресным днём. Cегодняшнему воскресному дню полагалось чтение Евангелия, именуемое о милосердном самарянине.

Некий законник, искушая Господа, подошёл к Нему и стал Его спрашивать: «Господи! что мне сделать, чтобы спастись?»

Но этот законник, который упоминается в Священном Писании, он знает Священное Писание, может быть, наизусть, знает все законы, и вот он с таким вопросом коварным подходит к Господу, спрашивает, ну что же ещё, что ему нужно, чтобы спастись. Потому что он и так знает все законы – как и что нужно. И Господь на его вопрос отвечает: «А как ты читаешь в Священном Писании? «како чтеши;» (Лк 10:26)», то есть, «Как ты его читаешь? Как ты понимаешь его, Священное Писание?» И мы всегда должны об этом помнить – Господь показывает пример – мы должны всегда на свои жизненные вопросы обращаться к Священному Писанию, – как оно говорит.

И он отвечает, законник: «возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всей душею, и всем помышлением твоим, и ближнего твоего, как самого себя». И Господь ему говорит: «правильно ты говоришь; так оно и есть».

Но этот ответ не удовлетворил законника и он дальше Его искушает: «Ну и кто же мой ближний?»

Тогда Господь приводит пример, который в нашей жизни мы всё чаще можем встретить: некий человек, идя из Иерусалима в Иерихон (как говорят святые отцы, Иерусалим – то место, где Господь, где святое место, а в Иерихон – где веселье и прочие беззакония), и во время этого пути, которым шёл человек, на него напали разбойники, ограбили его, избили, наложили увечья и оставили его еле живого. И вот он лежит и не знает, будет ли ему помощь какая-нибудь.

И вот, увидев, что идет первосвященник, он возрадовался, так как он увидел своего собрата, земляка, но этот священник прошёл мимо, даже не посмотрел на него. И он, конечно же, весьма огорчился.

Далее идёт левит. Тоже приближённый, служитель алтаря. Он подошёл, посмотрел на него, посочувствовал ему и пошёл дальше.

И он тогда очень сильно огорчился. И когда он увидел, что идет самарянин… – как мы знаем из Священного Писания, самаряне это те люди, которые были смешаны с язычниками, еврейская кровь, и презирали их, а в ответ на это самаряне отвечали ненавистью, и при любом удобном случае они всегда, конечно, использовали эту возможность, чтобы как-то отомстить евреям за то, что они себя считают высокомерными и богоизбранными. И когда он увидел идущего к нему самарянина, то он понимал, что может произойти: по его логике, он должен просто его до конца, может быть, добить, и всё. Но подходит самарянин, посмотрел на него и сжалился над ним. Обвязал его струпы (раны), возливая масло и вино; посадил его на свой скот (Лк 10:34) и привёз его в гостиницу и ухаживал за ним, за его ранами, следил за ним всю ночь; наутро, когда встал, подошёл к гостиннику и дал ему два сребреника и говорит: «прилежи ему: (то есть, «поухаживай за ним»); и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе». (Лк 10:35)

И Господь задаёт вопрос этому книжнику: «Ну вот скажи, кто же из этих троих ближний?»

И он сказал, законник: «Тот, что сотворил ему милостыню». Он ему говорит: «иди, и ты твори такожде – («поступай так же»)» (Лк 10:37).

В принципе, очевидная притча, можно сказать: был такой случай 2000 лет тому назад, - но святые отцы, которые прожили свою жизнь, пройдя по Священному Писанию своей жизнью, своим примером, видели в притче гораздо более глубокий смысл, чем то, что мы можем себе представить.

И вот, этот путь, которым идёт всё человечество от Иерусалима в Иерихон, начиная от Адама и заканчивая всеми нами, - это идёт человечество в Иерихон.

Как говорят святые отцы, разбойники, которые напали, ограбили, нанесли увечья – это диавол, духи нечистые. Ограбили человека – ограбили, благодать забрали у него.

Нанесли раны и увечья – то есть нанесли духовные раны пороками, страстями. И вот лежит человек в своей жизни и не может двинуться ни назад, ни вперёд – духовно парализованный, духовно раненый. И не двигается, и не знает, как же дальше быть. И вот видит человек, как говорят святые отцы, первосвященника и левита. Здесь они истолковывают, как они приводят пример – это Моисей, пророки и законы, которые оставил Моисей, по которым нужно жить. Как мы знаем, закон не может человека исцелить от ран, не может Моисей, который к этому времени уже умер, пророки, – взять такого человека и отнести в больницу, – потому они проходят мимо. А Христос Себя отождествляет с самарянином – Он берёт на Себя все грехи человека. Тот, кого презирают, кому стараются нанести увечья, Господь в образе этого самарянина берёт этого человека. Берёт грехи, обвязывает его Своими слезами, Своею Кровью и приводит его в гостиницу. Под гостиницей подразумевается Церковь, в которую Господь доставил, которой Он рассказал и научил. А служители этой гостиницы – это, конечно же, священнослужители, те люди, которые трудятся в Церкви Божией на ниве Христовой, все, кто желает спасения не только себе, но и окружающим, близким.

И Господь оставляет (как самарянин), два сребреника. Как здесь истолковывают святые отцы – Ветхий и Новый Заветы, – два, которые помогают человеку жить в наше, в это время. И Господь говорит в этой притче, что Он, когда возвратится, воздаст. А Он вернётся обязательно! Есть лица, говорят, что Господь оставил Церковь. Но Он придёт и каждому воздаст! Столько, что уже потрачено, и преувеличит в сто крат.

И заканчивает Христос словами: «иди, и ты твори такожде» (Лк 10:37).

Как это актуально! Священное Писание написано 2000 лет тому назад, но это применимо в наше время! И так будет до конца веков. Меняется вокруг нас мир, более современным становится, но не меняется человек – со своими пороками, страстями, грехами… Как говорят святые отцы, вспоминают Священное Писание – также и мы, живя в этой жизни, многие себя считают православными, ходят в храм Божий, молятся, исповедуются, причащаются, но, вот, подобно фарисеям, законникам, в большей части чтут только устами. А иной раз смотришь, человек, который, может, в храм не ходит, но жизнь свою живёт гораздо благочестивей, чем православный христианин. И проявляет доброту, любовь, гораздо более, чем тот человек, который крещёный и именует себя православным.

И как здесь показан яркий пример в этой притче, что очень часто мы можем увидеть, что человек, даже, может, неправославный – может быть, либо католик, либо мусульманин, либо кто-то ещё, но он может проявить такую добродетель, которая малую систему уже имеет. А Господь завещал возлюбить ближнего как самого себя (Лк 10:27). Под «ближним» Господь имеет в виду всё человечество – независимо от того, что он не пришёл ещё ко Христу, или грешник, или наш враг. Господь сказал: он ближний. А значит, ближнего мы должны возлюбить, как бы нам ни было тяжело.

Ещё хочу напомнить, что многие в храм ходят, и настолько себя считают верующими, а заходит человек в храм Божий – может быть, какое-то горе у него случилось, зашёл просто помолиться, помолиться Богу, излить свою душу: «Господи, услышь меня, мне так тяжело!» – и едва он только переступил порог храма, как тут на него налетают православные верующие: «Ты не так одет, ты не там встал, неправильно перекрестился, не туда поставил свечку, не так её поджёг, не так припалил», – и столько законов приписывают, столько правил!.. Вместо того, чтоб прийти ко Христу, помочь ему, он ещё больше огорчается. И вот скажите, где здесь ближний, который должен оказать милость ему? Получается, что человек проявляет себя как такой же законник, который был 2000 лет тому назад, о котором говорил Христос. И сейчас в наше время проявляется то же самое. Но будем всегда об этом помнить – о том, что Господь призывает служить ближнему, и Господь будет судить всех – как мы живём, что мы сделаем. Ведь и в иной притче Господь рассказывал, как достичь Царство Небесное, показывает на том примере: нужно прийти к человеку в тюрьму; пойти посетить больного в больнице; голодного накормить, одеть, странного принять… (Мф 25:31-46) Ведь это и есть проявление любви, любви к ближнему. Это самое главное, которое звучит в сегодняшнем Евангельском Чтении – о любви к ближнему, которой нам порой очень часто не хватает.

Будем же всегда об этом помнить и молиться о том, чтобы Господь услышал нашу молитву и не дал нам уподобиться фарисеям, которые распяли Любовь, распяли Христа. Искушали, искали в Нем изъян, но не нашли, и поэтому по обвинению Его распяли – всё это от зависти, гордости и ненависти. А наш долг, долг каждого православного христианина – проявлять любовь к ближнему независимо от его жизни, от его поступков, но мы должны всегда проявлять к нему любовь – ровно столько, сколько проявили бы к Христу.

Как мы видим из примера – ожидал раненый человек от самарянина только лишь зло, а получил милосердие и спасся. Будем же мы всегда об этом помнить и молить Бога, чтоб Господь помог нам обрести ту любовь, которую Он заповедал нам, и нести доброту ближнему, как самому себе. Аминь.

Следующее богослужение на предстоящей седмице у нас будет – во вторник в 16:00 вечернее богослужение, в среду в 07:30 начало Часов, в 08:00 – начало Божественной литургии. Праздник святителя Иоанна Златоуста. Четверг у нас заговень на Рождественский пост. В пятницу начало Рождественского поста. В пятницу в 09:00 водосвятный молебен, в пятницу вечернее богослужение в 16:00, в субботу в 08:00 Божественная литургия. С миром Божиим. Ангела всем Хранителя.

Причастники, выслушайте благодарственные молитвы.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.


Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 53 зач., X, 25-37.

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.