Воскресная проповедь 07.12.2014 г. на праздник святой великомученицы Екатерины Печать

Воскресная проповедь иерея Константина Колпакова на праздник святой великомученицы Екатерины:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

В сегодняшний день, дорогие братья и сестры, Святая Православная Церковь чествует память великомученицы Екатерины, которая прославилась о Господе во времена царя Максимина – царь, который был ярым идолопоклонником, ненавистником христианства.

Сама Екатерина родилась в семье, которая принадлежала к царскому роду. Семья была богатая, родители смогли дать ей хорошее образование, которое она, имея от Господа великие таланты, и это образование впитала в себя. Она знала множество языков, знала хорошо геометрию, философию – все те науки, которые в те времена практиковались, были известны, – всеми владела она практически в совершенстве. При всём этом, она имела необыкновенную красоту. Множество молодых людей высокого сословия сватались к ней, а она всем отказывала. И когда родители стали настаивать, она сказала: «А вот если найдёте мне такого жениха, который был бы, вот, все четыре качества, которые есть у меня, чтобы и у него были. Чтобы был знатного рода, и таким же богатым, и таким же красивым, и таким же мудрым – вот тогда я и выйду замуж».

И понимали все, что подобного ей, – во всяком случае, в ближайшем обозрении, из женихов никого нет.

Её мать, которая в тайне исповедовала христианство, повела её к своему духовному наставнику, жил который за городом в сокровенном месте. И когда Екатерина во время беседы с ним сказала ему те требования, которые, ну, в принципе, в шутку она высказала, а он очень серьезно к этому отнёсся и говорит: «А есть у меня на примете такой Жених, Который не то чтобы равен тебе, Который во много раз превышает тебя и по знатности, и по богатству, и по красоте, и по мудрости. И имеет ещё тысячи и тысячи великих талантов, о которых ты даже не слышала».

Удивилась Екатерина. Сначала не поверила. Потом говорит: «Видя почтенный твой возраст и благообразный твой вид, верю я тебе. Но Кто Этот Жених?»

А тогда он дал ей икону Пресвятой Богородицы с Младенцем на руках и говорит: «А ты, вот, Ей помолись, и Она тебе покажет Жениха».

Придя домой, Екатерина, как научил её этот старец, стала молиться перед иконой Пресвятой Богородицы, и так усердно молилась, что через какое-то время устала, и внезапно объял её легкий сон. И вот в сновидении она увидела, что вот Эта Богородица, Которая была изображена на иконе, так же с Младенцем на руках выходит к ней, уже Живая. Только Младенец, Лицо Которого сияло, но Екатерина никак не могла рассмотреть Его, поскольку Он постоянно отворачивался от неё. С какой бы стороны она ни подходила, Он отвращал Лицо Своё от её взгляда.

Тогда Богородица взмолилась к Нему: «Призри на рабу твою. Посмотри, какая она – и знатная, и красивая, и богатая». На что Он ответил: «Истинно говорю Тебе, уродливей никого не видел. И нет в ней мудрости, – глупа. И безродная», – вот такими словами отвечает Ей Господь.

А Екатерина восприняла это без гордыни, а поняла, что: «Ну, наверное, по сравнению с Ним я такая и есть». И обратилась уже к Нему: «Что мне надо сделать, чтобы Ты дал взглянуть мне на Твоё Лицо?» А Он ответил ей: «Иди к тому старцу, с которым вчера разговаривала. Дальше он тебе сам всё расскажет». И она проснулась. Проснувшись, снова пришла к этому старцу, который окрестил её, научил всему, и, приняв христианство, она вернулась в дом свой.

И в это время в город, в котором жила великомученица Екатерина, приехал вот тот самый царь Максимин, который, возвращаясь из удачного похода, остановился в городе, дабы принести жертвоприношение. Было объявлено, чтобы в назначенный день каждый человек, каждая семья, привели кто вола, кто быка, кто ягнёнка. Неимущие приносили птиц, знатные помногу животных приводили. Весь город покрылся смрадом от этих костров, на которых горели жертвенные животные, земля стала красной, потому что тысячи и тысячи животных в этот день были закланы.

Екатерина, видя такую страшную картину жертвоприношений, жалела вот этих животных ни в чём неповинных, и пошла во дворец, взяв с собой немногочисленных рабынь, и, придя к царю, (а когда она вошла в зал, где шёл пир, все замолчали, все взоры были направлены на неё, поскольку необычайной красоты была эта девушка), а она, обратившись к царю – сначала, как положено, поклонилась, оказала все почести, которые должно оказывать царской особе, а затем обратилась к нему с такими словами: «И нестыдно тебе, царь, приклоняться бездушным идолам, когда такие великие люди, как (стала называть философов того времени – Плутарх, и прочих), говорят, что те боги были когда-то просто людьми, и которые жили не очень-то хорошую жизнь, не очень-то порядочную прожили жизнь, но прославились какими-то подвигами и современники поставили им памятники». (А такое действительно у Плутарха есть – как пишет Плутарх, что потом потомки, видя эти памятники, но не зная, кто, что это за изображение, решили, что это боги, и таким вот образом якобы возникли вот эти греческие и римские божества).

Царь, услышав её мудрые речи, возмутился в душе, что она осмелилась так разговаривать с ним, но, понимая, что если начнёт сейчас ей возражать, то посрамится, поскольку не сможет преодолеть её логики. Он сказал ей: «Ты нам сейчас не мешай жертвы приносить, а когда мы закончим, я призову тебя, и мы с тобой поговорим». И отпустил её.

Когда закончились дни пиршеств, царь объявил по всем подвластным ему городам, дабы все философы, все витии – ораторы, собрались в этот город, дабы убедить ту, которая осмелилась сказать плохо о бессмертных, как они считали, богах.

На самом деле около пятидесяти человек пришли с окрестных городов – по тем временам учёных, грамотных, философов, мудрецов, и самый мудрый из них, самый опытный, самый грамотный, когда призвали Екатерину, первый обратился к ней: «Как можешь ты, – говорит он ей, – не верить этим богам, когда и великие поэты, и великие философы, все в один голос говорят, что это боги бессмертные?», стал приводить примеры из поэтов того времени, на что она ответила: «Те же самые поэты говорят об этих же богах, что они хитры, что они жестоки; те же самые поэты рассказывают, как восстали боги против Зевса, и тому пришлось убегать. Ну разве Бог, Который сотворил всё живое, может кого-то испугаться?» И говорит: «Те же самые великие философы и мудрецы древности невольно свидетельствовали о Христе», стала приводить примеры, где тот же Плутарх говорит, что «Придет Некий, Которого повесят за грехи наши на высоком месте, и тем будут искуплены эти грехи», – вот, вольно или невольно, каким уж образом? – но, действительно, древнегреческие и древнеримские мудрецы предсказывали пришествие Христа. Каким-то образом Господь открывал им сокровенное такое.

И чем больше эти мудрецы разговаривали с Екатериной, тем больше убеждались в её правоте. И в конце концов вот этот, самый мудрый, сказал: «Всё, я отступаю, я не могу ничего ей сказать». Царь разозлился, остальным говорит: «Вы тогда давайте разговаривайте с ней!» На что те мудрецы, – они же всё это слышали, они присутствовали, – и они ответили: «Ну если самый грамотный из нас не смог ничего ей доказать, что можем мы?» И в конце концов свидетельствовали они перед царём, что уверовали в Господа нашего Иисуса Христа по речам Екатерины.

Царь тут же приказал разжечь огонь, дабы живьём спалить вот этих мудрецов. И пока шли приготовления к их казни, они припали к ногам её и стали просить, дабы помолилась она Господу, чтобы Тот простил им их грехи и принял в Своё Царство Небесное. На что ответила она: «Сегодня вы принимаете мученические венцы, и с этими венцами вы войдёте в Царство Небесное».

Через какое-то время царь на несколько дней отлучился из города, и тогда жена царя, которая много слышала того, что происходило, – о мудрости, о красоте святой мученицы, решила встретиться с ней. Она обратилась к воеводе царскому Порфирию: «Устрой, – говорит, – мне тайную встречу». А царь, прежде чем отъехать, приказал мученицу заковать в цепи и посадить в подвале, в тюрьму, и вот туда, подкупив стражу, привёл Порфирий царицу, взяв с собой и двести воинов. И когда царица разговаривала со святой мученицей, то не только сама царица, но и Порфирий, и все эти воины также уверовали в Господа нашего Иисуса Христа. И когда возвратился царь, вновь призвал великомученицу, сначала стал соблазнять её различными благами, почестями, дарами, но она говорит: «А всё у меня есть, мне ничего не надо», – поскольку она рассказала ему, как Сам Господь после того как она приняла крещение, вновь ей было видение Пресвятой Богородицы с Младенцем на руках, и Этот Младенец одел ей на палец перстень небывалой красоты и сказал: «Отныне Моя ты невеста, и не ищи себе женихов нигде».

И, рассказав это царю, царь разгневался, приказал принести такое устройство – колёса с острыми штырями, которое одно в одну сторону крутится, другое в другую – и вот её поместили между этими колёсами, дабы на мелкие клочья просто разорвать живую плоть. Однако по воле Божией эта конструкция необычайно крепкая вдруг рассыпалась. Не просто рассыпалась, а стала разлетаться в разные стороны и поражать палачей, которые во множестве упали замертво.

Люди, которые всё это наблюдали, язычники, многие из них тут же уверовали в Господа.

Царь приказал плетьми – воловьими жилами мокрыми, мочеными, избивать великомученицу. С неё сняли одежды и стали буквально кромсать её тело этими воловьими жилами. И тогда царица, не выдержав, подошла к царю, говорит: «Что ты делаешь? Тогда и меня точно так же мучай – я тоже христианка».

Царь в гневе велел умертвить царицу.

На следующий день избитую, измученную великомученицу вновь привели к царю, он был поражён тем, что на ней не осталось и следов от вчерашних пыток, и вновь она буквально сияла своей красотой. Царь стал предлагать ей теперь уже царский престол и свою руку и сердце. Всё было бесполезно. И в конце концов, по приказу царя её обезглавили. А у неё вместо крови – так же, как у великомученика и целителя Пантелеимона, помните, вместо крови потекло молоко. Вот так же и у неё.

Такова история сегодняшнего праздника. Спаси вас Господи всех.

Напоминаю, что завтра Святая Православная Церковь празднует отдание праздника Введения во храм Пресвятыя Богородицы. Завтра Божественная литургия, а сегодня в 16:00 полиелейная служба. Также в среду Божественная литургия, поскольку Святая Православная Церковь чествует икону Пресвятой Богородицы, именуемой Знамение. Посему во вторник вечером также полиелейная служба. В пятницу утром в 09:00, как всегда, молебен, а вечером вновь полиелейная служба, поскольку в субботу Святая Православная Церковь празднует память апостола Андрея Первозванного. Также будет служиться Божественная литургия.

Вы все знаете, что у нас идёт реставрация Кафедрального собора. Туда требуются постоянно огромные деньги. Владыка вновь обращается ко всем приходам, ко всем прихожанам города Ростова, дабы смогли пожертвовать на ремонт Кафедрального собора по силам своим. Раб Божий Владимир стоит с чашей для пожертвований. Подходя ко кресту, пожалуйста, кто сколько может, пожертвуйте, вы знаете, для чего.

Причастники, выслушайте Благодарственные молитвы по Святому Причащению.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.