ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Воскресная проповедь 14.12.2014 Печать

Воскресная проповедь настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерея Димитрия Осяка на прочитанное за богослужением Евангелие (Лк 18:18-27):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

– Аминь.

«Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное», – такими словами Спаситель даёт ответ ученикам на заданный ими вопрос.

А случилось это тогда, когда человек некий, осознавая смысл и цель жизни, задумавшись, для чего он живёт, пришёл к печальному убеждению, что он доселе преступно пренебрегал драгоценным случаем для спасения своей души и что только Тот, Кто  пришёл в некий город близ Иерусалима, и мог объяснить ему истинное значение и тайну жизни. Он поспешил к Нему навстречу, задыхаясь от пути, от своего движения, так как спешил к Пришельцу, в тяжёлом дыхании подбежал к Христу и пал пред Ним на колени, в своём искреннем желании обратился: «Учитель благой! что мне сделать, чтобы унаследовать жизнь вечную?»

И тогда Учитель говорит ему: «Почему ты Меня называешь благим? Никто не благ, как только один Бог». Спаситель, как бы возражая юноше, на самом деле присваивает Себе это свойство Божие. Обращаешься ко Мне не просто как к обыкновенному Учителю, но Учителю благому и потому имеющему равное достоинство с Богом. Не к раввину, – как он говорит «Учитель благой», – а к Мессии. Христу угодна была жажда, с какою юноша стремился к достижению истины, его стремление заглянуть в глубину закона, не ограничивалось его внешним, буквальным исполнением.

В том же самом духе Спаситель прибавил: Если хочешь войти в жизнь вечную, заповеди исполняй, «не прелюбодействуй, не кради, не убивай, не лжесвидетельствуй, чти отца твоего и матерь твою». Богатый человек, чтобы доподлинно понять, что нужно делать для своего спасения, и какие заповеди исполнить, или что особенного нужно сделать, чтобы не лишиться вечных благ, чтобы не прожить попусту, не безумно прожечь дарованную жизнь – ту, которая весьма скоротечна и быстро приводит нас в старость, и может так случиться, что нам нечем будет оправдаться, стоя пред Лицом Божиим.

Юноша удивился, То, что сейчас ему сказал Учитель, он всегда исполнял от юности своей. По букве он, быть может, и сохранил всё это, как сохраняют и миллионы других, но он очевидно мало знал о том, как истолковывались эти заповеди Христом. Видимо, исполняет это не от глубины души и от любви к своему Творцу, а делает это, может быть, машинально, или, как говорится, автоматически. Его так научили, он так выполняет.

Заповедь о прелюбодействе касается всех и каждого. Сказать себе: «этого греха я не делал». А в мыслях, разве, – нет? Разве мысленно не думал, не помышлял, не услаждался мечтаниями?.. Почему Бог напоминает нам эту заповедь? Вспомним, о чём говорит Библия. «Человек создан по образу [и] по подобию Божию».

26 И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему [и] по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, [и над зверями,] и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.

(Быт 1:26)

Образ Божий в нас есть. А если мы преступаем заповедь, о которой говорит Евангелие, – прелюбодейство, – разве мы похожи на Бога? Разве мы носим Его подобие?.. Мы уподобляемся тогда низшему классу. Я много раз приводил об этом пример, и сегодня скажу вам: иногда мы видим на наших улицах и дорогах бродячих животных – за одной сучкой идут кабели, – ну, скажем мы, природа берет своё, животный инстинкт, всё это понятно. А когда человек так поступает? Тогда как этого человека называть? Образ Божий, подобие Божие?.. Вот поэтому Спаситель и говорит: «Сын Мой, не преступай то, что Я заповедал вам. Сын мой, не опускайся ниже, ибо ты не сможешь жить со Мной». В рай ничего не войдёт скверного. Иисус взглянул на него, и подверг его испытанию, которое сразу показало его действительное состояние.

Знаешь, что тебе не хватает? сказал Спаситель: Пойди, продай свое имение и раздай нищим, и следуй за Мной. И, идя за Мной, награда тебя будет ждать на небе. Ты всё туда переправишь через добрые дела и поступки.

И вдруг забилось сердце у этого богача: «Как же так? Что же я буду делать, как же я лишу себя всего? Всех своих материальных благ?» Этого было для него слишком много. Юноша отошёл печальный, с грустью в сердце и мрачною тенью на лице. Он предпочёл удобства земные сокровищам небесным, и не захотел купить вечных благ оставлением временных. Он уже и забыл, что земная жизнь, всего лишь время. Он уже и забыл, что всё это рано или поздно оставит, потому что всё, что он имеет: «едино есть на потребу». Вспомним слова Евангелия? «Марфа, Марфа, печёшься и молвишь о многом. Мария же благую часть избрав, которая от неё не отымается». А избрала она лучшую часть, слушая слово Божие.

41 Отвещав же Иисус рече ей: Марфо, Марфо, печешися и молвиши о мнозе,

42 едино же есть на потребу. Мариа же благую часть избра, яже не отымется от нея.

(Лк 10:41-42)

Богач сделал «великий отказ» – отошёл от Христа в скорби. И с этим он исчезает из евангельской истории. Неудача юноши, не выдержавшего испытания, опечалила Иисуса.  Христос посмотрел ему вслед и сказал: «Тяжело богатому войти в Царство Небесное!», – потому что имеет привязанность не к истинному богатству. «Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому внити в Царствие Божие».

Неужели богатство так губит человека? А как же Авраам, отец наш, был богат и имел много золота и серебра и называется Церковью патриархом, а также сын его Исаак и Иаков, где Господь сказал: «Я Бог Авраама, Бог Исаака и Бог Иакова»?

31 А о воскресении мертвых не читали ли вы реченного вам Богом:

32 Я Бог Авраама, и Бог Исаака, и Бог Иакова? Бог не есть Бог мертвых, но живых.

(Мф 22:31-32)

Так что же доподлинно губит человека? Мы должны понимать, что губит нас не богатство, а привязанность к земному богатству. Если мы имеем то, что мы имеем, мы должны благодарить Бога: «Благодарим Тебя, Господи! Есть – слава Богу. Нет – слава Богу. На всё воля Божия!» Потому что легче будет отвечать перед Богом. А если мы привязываемся… Знаете, как бывает? – иной имеет много, и, не считая, раздаёт нуждающимся, – часть оставляет себе на пропитание, а часть отдаёт людям, он всегда праведно поступает и имя его: милосердный. Как в сегодняшний воскресный день церковь прославляет – Филарета Милостивого – какой был великий человек, какую милость проявлял! Был знатным вельможей, но не считал, что земное благополучие цель его жизни. Испытывая чувство глубокого сострадания к обездоленным и бедным, праведный Филарет возлюбил Христа во образе нищих, раздавал «малым сим» свое богатство и получил прозвание Милостивого. Иногда жена его искушала: «Что ты делаешь?» Упрекала святого в расточительности и безрассудстве. А он был такой доброй души человек – имея много, раздавал всё и всем. Его богатство совершенно не мешало ему творить добро. А к примеру сказать, другой человек: имеет дом, подпёртый палками, калитку, которая скрипит, – её нечем смазать, – и держится за это, и ненавидит всех! – и соседей, и близких, и дальних! Там и делить-то нечего! – и он за это богатство вцепился, как за самое великое сокровище мира! Так этот человек-то – совершенно небогатый – но то, что он имеет, он имеет к этому такую привязанность, что невозможно и палкой отогнать!

Мы должны посмотреть на себя, не имеем ли мы чрезмерную привязанность к земному. Есть – «Слава Богу!» Есть больше – «Да благодарим Тебя, Господи!» Нет – «Да ничего, не умрём! На всё воля Твоя».

Ученики чрезвычайно удивились и сказали: «Учитель, а кто же может спастись?;» (Лк 18:26)

Иисус, воззрев, сказал им: «невозможное человекам, для Бога всё возможно».

Почему Он так говорит? Потому что мы не можем надеяться на свои силы. Человек, преданный служению мамоне, может обратиться и усвоить себе правильный взгляд на свои богатства, усвоить себе новый евангельский принцип, на него может воздействовать благодать Божия и содействовать его обращению. Для того-то и даны нам Таинства церковные, которые служат нам духовной поддержкой. Для того Бог дал нам Церковь, чтобы мы, касаясь Святыни, могли преодолевать искушения, могли бороть в себе страсти и пороки. Таинством называется такое священное действие, через которое тайно, невидимым образом подается человеку благодать Святого Духа, или спасительная сила Божия.

«От человека спастись невозможно, от Бога всё возможно». Аминь.

Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 91 зач., XVIII, 18-27 (Недели 30-й).

18 И спросил Его некто из начальствующих: Учитель благий! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

19 Иисус сказал ему: что ты называешь Меня благим? никто не благ, как только один Бог;

20 знаешь заповеди: не прелюбодействуй, не убивай, не кради, не лжесвидетельствуй, почитай отца твоего и матерь твою.

21 Он же сказал: все это сохранил я от юности моей.

22 Услышав это, Иисус сказал ему: еще одного недостает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах, и приходи, следуй за Мною.

23 Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат.

24 Иисус, видя, что он опечалился, сказал: как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие!

25 ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие.

26 Слышавшие сие сказали: кто же может спастись?

27 Но Он сказал: невозможное человекам возможно Богу.


Проповедь по совершении Божественной литургии:

Спаси, Господи, всех вас. Вам же дай, Господи, телесного здравия, душевного спасения, и помощи Господней на предстоящей неделе. Предстоящая неделя будет почти вся Богослужебная, поэтому я призываю вас набраться сил, крепости духа и быть на службе, так как в среду у нас праздник великомученицы Варвары.

Вторник – вечерняя в 16:00, и в среду в 08:00 начало Божественной литургии.

В среду вечерня в 16:00, в четверг в 08:00 – начало Божественной литургии.

Четверг – память великого Саввы Освященного. Мощи Саввы Освященного лежат близ Иерусалима, в тридцати километрах, в глубине песков. Тридцать километров от Иерусалима в пустыню, и в пустыне находится небольшой оазис, и там расположен монастырь в честь Саввы Освященного. Господь сподобил и меня там быть. Но туда в монастырский храм вход разрешён только мужчинам, как и на Афоне, женщины туда не допускаются. Савва Освященный совершенно нетленный почивает в раке. Мало того, открыты веки и видны даже глаза – глазное яблоко. Если Господь вас сподобит, поезжайте, посмотрите. Великий светильник веры православной Савва Освященный! В 532 году Савва преставился, и полторы тысячи лет лежит в раке, – я думаю, это о чем-то говорит?.. Неделю пролежать человек не может, если в нём не находится душа, а через три года там вообще не на что смотреть будет, так же? В крайнем случае, остаются кости, но и с течением времени – максимум 25 лет, и кости превращаются в порох. Я же говорю о Савве Освященном, который лежит в раке больше 1500 лет, и я видел это своими глазами. Потому что в нём, в теле, Божественная благодать Святого Духа свидетельствует нам о Боге. «Яко свят, еси, Боже наш, и во святых почиваешь». Божественная благодать не оставила тело преподобного даже после того, как душа вышла из него.

В монастыре и вокруг него очень жарко. Когда мы были с Олегом Николаевичем в этой поездке, то вместе прикладывались к Савве Освященному. Зайдя в монастырь, у нас были с собой бутылочки, воду пить – жарко очень! И, знаете, сделаем двадцать шагов – и обязательно глоток воды. А водичку там на каждом шагу продают бедуины. «One dollar» – так называют – «один доллар».

Когда мы зашли в монастырь – уже в самом монастыре, – нам предложили выпить по стакану воды из источника Саввы Освященного. Он просил у Бога: «Господи, место уединённое, а воды нет, прошу Тебя, дай мне воды» – и чудо свершилось – Господь даровал ему воду. И сейчас этот колодец не иссяк. Может быть, и немного воды в нём, но всё же вода в нём есть. И нам дали этой воды. Я выпил стакан… Не стакан, точнее, а полстакана воды, – знаете, просто не захотелось больше, и я остатки отдал Олегу: «Олег, возьми». Олег взял, допил. Мы пошли по храму. Молимся, возжигаем свечи, прикладываемся к святыням, и так прошло больше двух часов. И тогда один из нас, Юрий Дмитриевич, мне говорит: «Отец Димитрий, а водички не хотите?» – а прошло ведь больше двух часов. А я отвечаю: «Да нет, не хочу». А он улыбается. Чего он улыбается, подумал я? Он говорит: «Ну как, сколько времени прошло, – мы с вами воду не пьём, и воды даже не хочется пить». Два с половиной часа, а жажда не мучила нас! В пустыне, если находимся под солнцем, то чуть ли не до 70 градусов по Цельсию доходит температура воздуха. А мы, выпив святой воды, не испытывали жажды на протяжении долгого времени. Вот такая святыня – в монастыре Саввы Освященного.

Затем у нас служба в четверг 16:00 вечерня, в пятницу 08:00 начало Божественной литургии. Прославление светильника Божия Святителя Николая, архиепископа Мир Ликийских чудотворца.

В пятницу вечерняя в 16:00, в субботу – 08:00 – начало Божественной литургии. В субботу вечерня в 16:00, и в воскресенье, как всегда, Малая Пасха, – потому и называется днем «воскресным» – служба в 07:30 – начало чтения Часов, и – 08:00 – начало Божественной литургии.

Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"