Воскресная проповедь 21.12.2014 Печать

21 декабря 2014 года настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк по обычаю обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Лк 17:12-19):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«вставай и иди; вера твоя спасла тебя».

Проходя между знаменитыми городами того времени, двух областей – Самарией и Галилеей, направляясь во Иерусалим, Христос приблизился к некоторому городу. Скорее всего, это было небольшое селение под названием Капернаум. Подойдя к границам города, Он вдруг слышит раздирающий крик. Поодаль от Иисуса стоят десять человек, поражённые проказой. Эта болезнь в народе называлась, так сказать, «живая смерть». Проказа представляла самый ужасный образ страданий и бедствий, разлагала и портила самые источники живительной крови в человеке. Еще была страшна тем, что медленно покрывала тело ранами, все сосуды были поражены, гнилая кровь поражала все части тела. Процесс болезни медленного умирания длился какой-то период: тело дрябло, иногда члены тела отпадали, обезображивалось лицо, зубы высыпались… – одним словом, приближение прокажённых к здоровым людям влекло за собой осквернение, и они по Закону обязаны были предостерегать всех приближавшихся к ним раздирающим душу криком «таме! таме!», что значит «нечист! смерть!» И вот такая живая смерть из десяти человек встретилась Иисусу. Они завопили: «Иисусе Наставник! помилуй нас». (Лк 17:13)

45 У прокаженного, на котором эта язва, должна быть разодрана одежда, и голова его должна быть не покрыта, и до уст он должен быть закрыт и кричать: нечист! нечист!

(Лев 13:45)

Для Христа всегда было больно смотреть на людей, поражённых подобного рода болезнью. И Он тотчас же, не дожидаясь приближения к ним, громко говорит им: «пойдите, покажитесь священникам». Они знали значения этого повеления: они знали, что Он повелевал им идти и просить у священников признания их исцеления, удостоверения в восстановлении им всех прав и преимуществ общественной жизни.

Прокажённые, почувствовав в себе движение жизненной силы, поток здоровой жизни, восстановленной силы, очищенной крови, заструившейся в их жилах, стали понимать, что процесс выздоровления начался. Иначе бы они не сошли с места.  И они в тотчас развернулись и поспешили к священникам, которые обязаны были свидетельствовать их по исцелении и очистить окроплением и омовением одежд и всего тела, острижением волос, принесением жертв и разными другими обрядами. И по дороге прокажённые получили полное выздоровление. Может быть, они пошли не в одну сторону, потому что каждый жил в своём селении и пошёл к своему священнику. Были они вместе, потому что их собрало горе, – горе отвратительной болезни. Самарянин не мог идти с иудеями, – вера Самарян несколько искажала Иудейскую веру и назывались эти люди сектантами, поэтому Самарянин пошёл к своему священнику. В Евангелии от Матфея (Х, 5), Самаряне совершенно отличаются как от Иудеев, так и от язычников колонистов. Их характер вполне сходствовал с их происхождением: так например они выпросили себе на жительство Иудейского священника, который принес им Пятикнижие Моисеево, но при всем этом они делали себе языческих идолов.

Как только Самарянин очистился, он даже еще не успел дойти до своего священника, чтобы засвидетельствовать свое здоровое тело, возвращается к Христу и, находя Его среди народу и учеников, не стесняясь, как говорит Евангелие, которое вы сейчас слышали, он падает ниц. Вот представьте – не просто преклоняет колена, а бухается на самую пыль, хватает Иисуса за ногу и выражает Спасителю слова восторженной благодарности. Он кричит, кричит от такой радости, что он исцелился! Человек, который повержен был смерти и смерть ходила с ним, и он сам наводил страх и ужас на близ живущих – вдруг совершенно здоров и болезнь оставила его!

Спаситель, посмотрев на учеников и стоящий народ, говорит: «А разве не десять было больных? А где же девять?»

Спаситель был удивлён, хотя, Христос привык уже к жестокосердию Иудеев по отношению к Нему, так как фарисеи всегда высказывали Ему недоверие, иногда искушали Его. Он творит им добро, а они платят Ему ненавистью и злобою! Сердце Его было уже привыкшее к таким поступкам, но Он удивился ещё больше, потому что люди, которые стояли на пороге смерти, которые были лишены всего, оказались позорно не благодарными. Можно бы подумать, что они не остановятся ни перед каким препятствием для выражения своей восторженной благодарности, пробьются, если бы оказалось нужным пройти, через огонь и воду, только бы со слезами глубоко-сердечной признательности броситься к стопам своего Спасителя и возблагодарить Его за дар, который драгоценнее самой жизни. Однако же всепоглощающее себялюбие, иудейское ослепление или наконец новая и еще худшая проказа гнусной неблагодарности и суеверного невежества – воспрепятствовала им. Их сердце оказалось такое же прокажённое, как и бывшее их тело!

«Почему же эти девять не пришли и должным образом не воздали хвалу Богу, как сей иноплеменник?»

Иисус взял за руку благодарного Самарянина и сказал ему: «встань; вера твоя спасла тебя».

Прокаженный и благодарный иноплеменник возвратился к Богу недаром, и не остался невознаграждённым. Господь, за его любовь, за его благодарение, дарует ему спасение его души, – так как редкая добродетель – благодарности не должна была остаться без вознаграждения. Не только тело Самарянина, но и душа, которая настолько же дороже, насколько ее недуги бесконечно глубже, – должна была также получить исцеления от Спасителя. Господь дарует ему спасение со словами: «Встань, иди; вера твоя спасла тебя». Аминь.

Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 85 зач., XVII, 12-19.

12 И когда входил Он в одно селение, встретили Его десять человек прокаженных, которые остановились вдали

13 и громким голосом говорили: Иисус Наставник! помилуй нас.

14 Увидев их, Он сказал им: пойдите, покажитесь священникам. И когда они шли, очистились.

15 Один же из них, видя, что исцелен, возвратился, громким голосом прославляя Бога,

16 и пал ниц к ногам Его, благодаря Его; и это был Самарянин.

17 Тогда Иисус сказал: не десять ли очистились? где же девять?

18 как они не возвратились воздать славу Богу, кроме сего иноплеменника?

19 И сказал ему: встань, иди; вера твоя спасла тебя.


По совершении Божественной литургии священник огласил расписание богослужений на предстоящую неделю:

Вас, православные братья и сестры, сохрани всех на многая и благая лета.

Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств. Всех вас с воскресным днём. Служба сегодня вечерня 16:00 с чтением акафиста Божией Матери, а на неделе служба – в понедельник вечерня 16:00, во вторник 08:00 начало Божественной литургии, – праздник Прославление архиепископа Иоасафа Белгородского. Затем служба в среду – вечерня 16:00, четверг 08:00 начало Божественной литургии. Память Спиридона, епископа Тримифунтского. Затем в четверг вечерня 16:00, в пятницу 08:00 соборное служение духовенством Восточного благочиния. День памяти пяти мучеников – Евстратия, Авксентия, Евгения, Мардария и Ореста. Затем в пятницу вечерня 16:00, в субботу 08:00 начало Божественной литургии. Также в субботу вечерня 16:00, в воскресение 08:00 начало Божественной литургии.

Хочу обратить ваше внимание, православные братья и сестры, о том, что мы просим материально поддержать Кафедральный собор. Реставрация Кафедрального собора идёт очень тяжело, – весьма и весьма тяжело. Поэтому я не буду много говорить, скажу несколько слов, а каждый вправе принять своё решение.

Мы помним, что Господь не посягает на нашу свободу, хотя Он наш Творец, Он дал нам свободную волю, человек самостоятельно может выбирать как ему жить, как поступать, куда идти, – если не с Богом, то тогда куда? Третьего не дано. Поэтому человек сам выбирает свою дальнейшую жизнь. Скажу лишь несколько слов: если вы положите лепту на поддержание Кафедрального собора, вы ничего не потеряете, ровным счетом ничего, потому что вы, перейдя в мир иной, приобретёте многое. Вы не будете там голыми, вы не будете там нищими. Вот что такое жизнь? Я снова повторюсь: земная жизнь это школа, в которой мы учимся жить с Богом! И, опуская монету в этот ящик, вы ничего не потеряете.

Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.