ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Воскресная проповедь 28.12.2014 Печать

28 декабря 2014 года в храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» Божественную литургию возглавил настоятель храма протоиерей Димитрий Осяк. По обычаю священник обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Лк 14:16-24):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Случилось так, что Иисусу надлежало обедать у некоего фарисея (история их происхождения скрыта во мраке неизвестности, но отличительные их пороки были гордость и лицемерие). Хозяин дома и приглашённые рассаживаются, и все те, кто на несколько опоздал, также спешили занять лучшие места. Между собой законники и фарисеи размышляли: «Иисус пришёл в дом, а среди нас есть человек, одержимый водянкой», – приглашённый на пир человек тяжко страдал. «Неужели Он в день субботний, начнёт исцелять?» – шептались они. Иисус, видя их лукавство и наблюдательность, а также взор этого страждущего человека, который не смел прямо обратиться к Спасителю за исцелением в субботу, он только взорами своими молил Христа обратить на него Свое милостивое внимание. По этому случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу? Они молчали. Прикоснувшись к страждущему, сказал: «Освобождаешься от недуга своего» – и этот человек на глазах у всех явно получил исцеление от своей тяжкой и страшной болезни. Взирая на фарисеев, которые пришли не ради вразумления – не для того, чтобы послушать слово Божие и принять его в своё сердце, потому что только через это можно получить спасение, Он обращается к ним: «А разве кто из вас в день субботний не отвязывает вола и осла?» (Лк 13:15) «А если он упадет в колодец, разве не поспешите вытащить его и в субботу?» (Лк 14:5)

И никто из сидящих не могли сказать ни одного слова против Иисуса.

15 Господь сказал ему в ответ: лицемер! не отвязывает ли каждый из вас вола своего или осла от яслей в субботу и не ведет ли поить?

16 сию же дочь Авраамову, которую связал сатана вот уже восемнадцать лет, не надлежало ли освободить от уз сих в день субботний?

(Лк 13:15-16)

Тем временем народ всё еще подходил, и они занимали места. Тогда Христос обращается к ним, говоря: «когда вас позвали на брак, то не занимайте первых и лучших мест, чтобы не случилось кто из званых им почетнее тебя, и тогда звавший тебя и его, скажет: друг! встань, уступи место ему; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место. Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, звавший тебя, подойдя, скажет: друг! пересядь выше; и тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою. Когда же делаешь обед или ужин, то не зови друзей, ни братьев, ни знакомых богатых, которые, побыв у тебя за столом, через какое-то время и они тебя позовут и получишь от них воздаяние. Но говорю вам: когда делаете пир, зовите всех: бедных и увечных, хромых и слепых, и блажен будешь, что они не могут воздать тебе. Ибо воздастся тебе в воскресение праведных».

Один из сидящих, услышав такие слова, приняв их к сердцу, сказал Ему: «блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!».

И тогда Господь говорит притчу –  которую мы сейчас слушали.

Один человек сотворил большой ужин, и когда уже было всё готово, то посылает слугу к званым, чтобы сказать: идите, уже все готово. Но первый сказал: «Извинись перед господином своим, скажи, я рад прийти к нему, но купил землю и мне нужно посмотреть ее». Действительно причина веская. Купившему землю необходимо было посмотреть, какие работы нужно поскорей начать на ней. А может быть настало время посева, а он будет сидеть за столом, а тем самым пропустит самое ответственное дело.

Но и второй званный ответил отказом: «я купил пять пар волов и мне необходимо их испытать; прошу тебя, извини меня».

Кажутся и второго оправдания основательными. Погонщики приводили в селение стадо, тут же его продавали. И если покупатель, испытав волов, оказалось, что скотина не годится для работы, он мог ее вернуть скотоводу–хозяину, который гнал гурт волов в другое место и которого уже после нельзя было сыскать. Когда мы покупаем вещь, а кажется, что она не работает или работает не полноценно, мы спешим снова её сдать, пока не прошёл гарантийный срок.

Еще более основательною представляется извинение третьего, потому что и сам закон молодожена освобождал от исполнения общественных обязанностей. «Друг, я женился и потому не могу прийти». Причины, какие выставлены званными, вовсе не представляются совершенно нелепыми. И все те, кто был званным на пир, отказались.

Слуга, поклонившись господину, сказал: «Все те, ради которых был создан этот пир, отказались». В притче ясно, что Христос под господином, устроившим пир, разумеет Самого Бога, а для Бога, все эти причины оказываются недостаточными. Для Бога, человек должен пожертвовать решительно всем в жизни.

Тогда разгневался владыка дома. Он сказал рабу своему: «Выходи на улицы и переулки города и всех, кого встретишь, приводи сюда нищих, увечных, хромых и слепых».

Придя к господину, он сказал: исполнено, и ещё есть место.

Снова говорит господин: «пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой». И наполнился дом миром. «Ибо сказываю вам, что никто из тех званных не вкусит моего ужина, ибо много званных, но мало избранных».

Слова эти касаются в какой-то степени и нас с вами. Не надо думать, что это сказано в то время и дозволялось так поступать. Сколько бы лет ни прошло, вряд ли что изменилось. Званый пир и сейчас. Мы встали утром, посмотрели в окно – какая непогода, такая слякоть, – и думаем, идти ли нам на пир или остаться в кровати?.. Как же нам поступить? Спать хочется, кости всю ночь ныли, ох, как  тяжело!.. И вот помолившись, сотворив пред иконою утреннюю молитву, сказали себе: пойдём, пойдём в храм! И заняли мы места свои в доме Божием. Христос сказал: «блажен тот, кто вкусит хлеба в Царствии Божием». Так и мы – надеюсь, вкусим хлеба со Христом в Его Царстве в своё время. Аминь.

1 Случилось Ему в субботу придти в дом одного из начальников фарисейских вкусить хлеба, и они наблюдали за Ним.

2 И вот, предстал пред Него человек, страждущий водяною болезнью.

3 По сему случаю Иисус спросил законников и фарисеев: позволительно ли врачевать в субботу?

4 Они молчали. И, прикоснувшись, исцелил его и отпустил.

5 При сем сказал им: если у кого из вас осёл или вол упадет в колодезь, не тотчас ли вытащит его и в субботу?

6 И не могли отвечать Ему на это.

7 Замечая же, как званые выбирали первые места, сказал им притчу:

8 когда ты будешь позван кем на брак, не садись на первое место, чтобы не случился кто из званых им почетнее тебя,

9 и звавший тебя и его, подойдя, не сказал бы тебе: уступи ему место; и тогда со стыдом должен будешь занять последнее место.

10 Но когда зван будешь, придя, садись на последнее место, чтобы звавший тебя, подойдя, сказал: друг! пересядь выше; тогда будет тебе честь пред сидящими с тобою,

11 ибо всякий возвышающий сам себя унижен будет, а унижающий себя возвысится.

12 Сказал же и позвавшему Его: когда делаешь обед или ужин, не зови друзей твоих, ни братьев твоих, ни родственников твоих, ни соседей богатых, чтобы и они тебя когда не позвали, и не получил ты воздаяния.

13 Но, когда делаешь пир, зови нищих, увечных, хромых, слепых,

14 и блажен будешь, что они не могут воздать тебе, ибо воздастся тебе в воскресение праведных.

15 Услышав это, некто из возлежащих с Ним сказал Ему: блажен, кто вкусит хлеба в Царствии Божием!

(Лк 14:1-15)


Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 76 зач., XIV, 16-24 (Недели 28-й).

16 Он же сказал ему: один человек сделал большой ужин и звал многих,

17 и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово.

18 И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня.

19 Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.

20 Третий сказал: я женился и потому не могу придти.

21 И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых.

22 И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место.

23 Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой.

24 Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных.

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Ангела-Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин, и всех вас с воскресным днём. Кто не успел причаститься, то, пожалуйста, впереди ещё неделя поста. Пост не заканчивается 31 января, если кто из вас готовит пакеты для празднования Нового года, «я напоминаю», пост продолжается. И никто не вправе его нарушать. Новый год – хороший светский праздник, но так как у нас между календарем Юлианским и Григорианским есть разница, которая составляет 13 дней, поэтому сегодня не 28 декабря по Григорианскому учету, а согласно исчислению Юлианского календаря только 13 декабря. На Руси принято называть 14 января «Старый Новый год». А сейчас пост, и я призываю вас, чтобы вы не просыпались после новогодней ночи в салате с оливье. Не надо этого! Пост продолжается. Пост как самоограничение завещан человеку Самим Богом, поэтому, постясь, следует всегда твёрдо помнить, что отказ от скоромной еды – это не сама цель, а исключительно средство. Вместе с молитвой, очищая душу и тело, пост призван размягчить зачерствевшие сердца, вымести из них, как из дома, весь сор житейской суеты, ведь на пороге этого дома стоит Христос и стучит в двери нашего сердца. Если скажем: «А как же Новый год?» – я вам напомню, что Новый год не 1 января начинается, а 14-го, 13 дней были приписаны в 1918 году. Согласно «Декрету о введении в Российской республике западноевропейского календаря». Декрет подписан товарищем Лениным и принят, как указано в документе, «в целях установления в России одинакового почти со всеми культурными народами исчисления времени». 

В Русской Православной Церкви новый год начинается 1-го числа сентября месяца. Напомню вам, что до 1492 года (по другим источникам до 1388), во времена Ефрема Сирина, церковный и гражданский год начинался с 1-го марта, весеннего месяца.

Но не столь важно, ведь какая разница, – в сентябре, в январе или в марте новый год? Счастье  в том, что мы сейчас поствуем, а коль мы на посте, значит, надо поститься. И никто не давал нам право нарушать его.

Поэтому в среду будет молитва в храме нашем в честь иконы Божией Матери «Умиление». В среду в 09:00 молебен для того, чтобы Господь дал нам сил и здоровья в новом году, в котором мы живём. Затем служба будет у нас 1-го января – вечерня, и 2-го числа, это пятница, – праздник Иоанна Кронштадтского. В пятницу, 2-го января, в 08:00 начало Божественной литургии, но так как 2-ое января припадает на пятницу, поэтому заговенье на рыбу по Церковному Уставу 1-го января, и, начиная со 2-го января, начинаются дни особо строгого поста: помимо прочих продуктов мы исключаем из рациона питания даже рыбу. Напоминаю, что каждый постится в меру своих сил и здоровья и по своим возможностям. Затем у нас в пятницу вечерня в 16:00, в субботу в 08:00 начало Божественной литургии. Вечерня в субботу в 16:00, в воскресенье в 08:00 начало Божественной литургии.

Вам же Ангела-Хранителя и Божьего благословения, помощи Господней, и в новогоднюю ночь не забыть помолиться, чтобы Господь нас сохранил от всякого искушения.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"