Воскресная проповедь 25.01.2015 Печать

25 января 2015 года, в день памяти святой мученицы Татианы, Божественную литургию в храме в честь иконы Божией Матери «Умиление» возглавил настоятель храма, протоиерей Димитрий Осяк. По обычаю, священник обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Мф 4:12-17):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Любовь Творца к Своему творению простирается всегда, везде и во всём: во всех наших делах, во всех наших начинаниях. Всякий раз, когда мы скорбим, либо веселимся, мы призываем Бога, Бог слышит наши молитвы, то чистое сердце – сердце, которое возносит Богу молитву из глубины своей души. Ведь как Бог учит нас молиться? «всем своим сердцем, всем умом, и всей душой своей».

37 Иисус же рече ему: возлюбиши Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею мыслию твоею:

(Мф 22:37)

29 Иисус отвечал ему: первая из всех заповедей: слушай, Израиль! Господь Бог наш есть Господь единый;

30 и возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всем разумением твоим, и всею крепостию твоею, - вот первая заповедь!

(Мк 12:29-30)

Если молитва слагается от нашего языка, ума и сердца, – а ведь молитва это прежде всего разговор с Богом, простой сердечный разговор. Подойдя к иконе или читая Евангелие, либо Псалтырь, мы должны произносить слова молитвы вместе, соединив их с разумом. Не только повторяя, тараторя слова, а нам надобно понимать и помнить, что мы говорим, что мы возносим нашему Богу и Отцу, с каким сердечным настроем  обращаемся к Нему.

Ведь с какой любовью Христос пришёл в город Капернаум приморский, поселился в пределах Неффалимовых и Завулоновых (Мф 4:13), – согласно Евангелия, которое мы сейчас слышали. (Когда пришли ученики и сказали Иисусу, что Иоанн в темнице). Он переселился в «селение Наума», так об этом свидетельствует пророк Исаия: «земля Завулонова и Неффалимова, на пути приморском за Иорданом, Галилея языческая. Народ,  сидящий во тьме и сени смертной, увидел свет великий». Взор пророка переходит к светлому будущему, какое ожидает народ с пришествием Спасителя. Там, где царил угнетающий мрак, будут широко разливаться лучи животворного света. Радость освобожденного народа будет чрезвычайна, потому что видится пророку, как родившееся Дитя Божественной природы, Которому предлежит вечное царствование и Который водворит на земле господство справедливости и мира.

Несомненно, в божественный план Христа отчасти входило то, чтобы начать Свое служение именно в такой прекрасной местности; благовестие, открывшее человечеству высочайшие упования и чистейшие наслаждения, должно было впервые раздаться в стране необыкновенно красивой. Иосиф Флавий восторженно говорит об этой природе и, описав восхитительную красоту и мягкость воздуха, богатство его пальм, виноградников и смоковниц, апельсиновых и гранатовых деревьев, говорит, что времена года спорили за честь обладаниями им и природа создала в нем образцовое произведение.

Пробыв в Капернауме немного дней, Он проповедовал в иудейской синагоге, и Его дела становились известными людям многих народностей. Всем было ясно, что вновь восставший Пророк был совсем не похож на Своего предшественника. Волосяная одежда, аскетическая уединенность, нестриженные волосы – все это было бы невозможно и не к месту среди обитателей этих людных и оживленных берегов. Христос пришел открыть, что Превечный не отдален от нас, а только невидим; что вечность не есть далекий океан, куда люди уносятся рекой времени, но что она обитает среди нас и самая жизнь наша действительна лишь настолько, насколько мы сознаем значение для нас вечности. Он пришел показать, что Бог не туманная отвлеченность, отдаленная от нас голубой далью неба, а согласие с гармонией неба.

На Руси, когда новая семья строила для себя дом, то обязательно в плане строительства предусматривали коридор, или, называлось на Руси, «сени» – входная комната.

Евангелист Матфей говорит о том, что люди находились в преддверии спасения, и чтобы дать возможность и этому народу спастись, Господь через Свою проповедь стучится в их сердца: Он переселяется через долину Ездрилонскую в Капернаум, селение поморское и там говорит слова Божественной истины, обращается ко всем, кто желал принять слово Его, кто нуждался в спасении, всем тем, кто ожидал Спасителя. И проповедь Его была такова: «Покайтесь, исправьтесь, потому что приближается Царство Небесное». Проповедь этих слов, как видно из Евангелия, должна принести добрые плоды: побудить в народе стремление к Царству Небесному. Следуя порядку постепенности сказанных Его слов, Он не выставляет Себя перед народом Мессией, а проповедует как пророк и Его проповедь скоро сделалась Евангелием Царства. Аминь.

Евангельское Чтение:

Лит. - Недели по Богоявлении: Мф., 8 зач., IV, 12-17.

12 Слышав же Иисус, яко Иоанн предан бысть, отиде в Галилею,

13 и оставль Назарет, пришед вселися в Капернаум в поморие, в пределех Завулоних и Неффалимлих:

14 да сбудется реченное Исаием пророком, глаголющим:

15 земля Завулоня и земля Неффалимля, путь моря об он пол Иордана, Галилеа язык,

16 людие седящии во тме видеша свет велий, и седящым в стране и сени смертней, свет возсия им.

17 Оттоле начат Иисус проповедати и глаголати: покайтеся, приближися бо Царство Небесное.

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи всех вас, православные. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств, с воскресным днём и с памятью святыя мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших.

Святая мученица Татиана родилась в Риме в семье знатного сановника, тайного христианина, воспитавшего дочь в благочестии и вере. Достигнув брачного возраста, святая Татиана не пожелала выйти замуж, а решила посвятить себя всецело служению Церкви. Она была поставлена диаконисой в одном из римских храмов и все свои силы отдавала исполнению церковных обязанностей. Вступивший на императорский престол шестнадцатилетний Александр Север не был гонителем христиан, но в первые годы его царствования власть сосредоточилась в руках врага и гонителя христиан – Ульпиана. Святая Татиана была схвачена и приведена в капище Аполлона, где ее принуждали к принесению жертвы языческому идолу. Она отказалась и была подвергнута пыткам. В мученичестве святой Татианы Господь показал Свою безграничную мощь: по ее молитве трижды разрушались статуи языческих богов или как бы сами собой, или по видимым естественным причинам, сопровождаемые землетрясением, громом и молнией. Зверские мучения, которым подвергали святую Татиану или не причиняли ей вреда, или за ночь следы их бесследно исчезали, или сами мучители страдали от ударов, наносимых невидимой рукой. Потрясенные ее стойкостью, палачи тут же в застенке открыто обращались ко Христу, превращаясь из гонителей, из палачей, в жертвы, и принимали Крещение в собственной крови. Голодный лев, выпущенный на святую Татиану на арене цирка, не причинил ей ни малейшего вреда. Знамения силы и истины Господней, явленные в мученичестве святой Татианы, многих привели к вере во Христа. Уставшие судьи прекратили жизнь святой мученицы ударом меча; вместе с ней казнили и ее отца.

В этот особо торжественный праздник, – потому что это праздник считается всей нашей молодежи православной, так как мученица Татьяна уже издревле признана Церковью как помощница всем студентам и учащимся, и поэтому и сегодня в нашем храме молодежью и активом приходской молодежи храма «Умиление» подготовлен концерт. Он приурочен к дню памяти мученицы Татианы и с нею в Риме пострадавших.

Когда мы входим в храм, все страсти мира как бы остаются за стенами храма, мы входим в иное миробытие. И это не просто эмоциональное восприятие музыки, изображений или архитектуры. Это реальное восприятие нашим умом и сердцем иного миробытия, потому что в храме присутствует благодать Божия. Мы сознаем, что Бог рядом с нами, что Он видит наши дела, и, если мы верим в Него, то мы вверяем Ему свою жизнь. И неслучайно сегодняшний концерт посвящён в знаменательный радостный день в честь святой Татианы, прославившей свое имя истинным целомудрием, глубокой верой в Господа Бога нашего Иисуса Христа, принявшей за Него страдания и смерть.

Святая мученица Татиана считается в России покровительницей студенчества, а день ее памяти, 25 января – любимый праздник всех учащих и учащихся. Ведь именно в день  ее   памяти  в 1755 году императрица Елизавета Петровна подписала Указ об основании Московского университета.

Поэтому сегодня, братья и сестры, приглашаю всех вас в 13 часов в этот необычный день снова вернуться в храм и послушать концертное пение нашей молодежи.

Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.