Воскресная проповедь о Мытаре и Фарисее 01.02.2015 Печать

Воскресная проповедь настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерея Димитрия Осяка на прочитанное за богослужением Евангелие (Лк 18:10-14):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

– Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Случилось, что когда находясь в одном месте с учениками, Он молился, и перестал, один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться, как и Иоанн научил учеников своих. Иисус, исполняя их просьбу, сказал им: когда молитесь, говорите так. Просьба учеников состояла в том, чтобы Учитель научил их молитве, дал им какую-либо определенную формулу молитвы. И молитва была такой: «Отче наш, Иже еси на небесех! Да святится имя Твое, да приидет Царствие Твое, да будет воля Твоя, яко на небеси и на земли. Хлеб наш насущный даждь нам днесь; и остави наш долги наша, якоже и мы оставляем должникам нашим; и не введи нас во искушение, но избави нас от лукаваго».

Этой молитвой до сего дня все мы обращаемся к Богу, и она называется Молитва Господня. Она даем нам уверение в том, что будет услышана Богом. Если молитва согласована с разумом, а также не наглядная, и славословится от сердца чистого и из глубины души, то просящий получает, и ищущий находит, и стучащему отворят. И, заходя в храм на молитву, мы должны оставить житейское попечение, всю суету земной жизни. Пусть пройдет некоторое время, в душе наступит покой, и сосредоточенно произнесите про себя те слова, ради которых пришли. Надобно понимать, куда мы приходим и с Кем мы разговариваем, потому что «дом мой, – говорит Господь, – дом молитвы наречется». (Ис 56:7)

7 введу я в гору святую мою и возвеселю я в дому молитвы моея: всесожжения их и жертвы их будут приятны на требнице моем: дом бо мой дом молитвы наречется всем языком,

(Ис 56:7)

Послушайте рассказ из книги «Пролог». Случилось так: корабль с проповедниками двигался по водным просторам, неся слово Божие во все концы земли (корабль был греческим). Вдруг путешественники неожиданно наткнулись на необитаемый остров. На этом острове жил один-единственный человек. Путешествуя со своими родителями, его корабль потерпел крушение, и мальчик, спасенный от смерти, волнами был выброшен на берег необитаемого острова. Он являлся членом верующей семьи и от своих родителей был научен азам православия. И в таком одиночестве прошла его вся сознательная жизнь.

Корабль спустил якоря и команда вместе с проповедниками сошла на песчаный берег. После нескольких дней гостеприимного отдыха христианские проповедники спросили хозяина острова: «А как ты молишься?» – но молитв он не помнил, или не знал их вообще. Он рассказал им: «Молюсь так: если я приготовил себе обед, то одну часть, говорю, Господи, это Тебе, а это мне»; и если приготовил дрова для обогрева хижины, то я делил так: «Это, Господи, Тебе, а это, Господи, мне», и так я делаю это уже много лет», – сказал обитатель острова.

Пробыв некоторое время на острове, проповедники научили его обитателя молитве Господней – «Отче наш», и путешествие путников продолжалось. Они отчалили от берега и корабль все дальше и дальше уносил их от необитаемого острова и его жителя в дальние страны, проповедовать Божие слово.

Прохаживаясь по берегу, провожая гостей, отшельник с большой любовью вторил слова молитвы: «И остави нам долги наша», как вдруг забыл, что дальше? Корабль еще виднелся и он побежал по воде к путешествующим. Добежав до корабля, отшельник обращается к ним, произнося слова молитвы Господней: «И остави нам долги наша», «А дальше как?» И все присутствующие на корабле в один голос сказали: «Молись так, как ты молился».

Из этого рассказа мы должны понимать, что молитва должна быть сердечной и  нелицемерной. Лицемерная молитва никому не нужна, тем более Господу Богу. Кого же вы обманываете? Если только самого себя, а Бога не обманешь...

Если вы готовы молиться, то молитесь от сердца с крепостью и умом. Не надо, как говорит Господь, «во многоглаголании». Не думайте – если вы много читаете книг и акафистов, будете чисты перед Богом. Молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.

7 Молящеся же не лишше глаголите, якоже язычницы: мнят бо, яко во многоглаголании своем услышани будут:

(Мф 6:7)

Сегодня нам Церковь предлагает поразмыслить над отрывком Евангельского повествования на примере мытаря и фарисея, где Господь учит нас, с каким расположением духа нужно молиться в церкви или где бы то ни было. Два человека вошли в храм на молитву: один из них фарисей, а другой мытарь. Фарисей стал ближе к месту алтаря и молился, как и подобает, со всей своей полнотой: «благодарю Тебя, Господи…» – начально эта молитва излагалась правильно, но затем, – «благодарю Тебя, Господи, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь». И десятину я отдаю на храм, и дважды пощусь в неделю.

Фарисей, стоя на молитве, рассматривал окружающих его людей, оценил одного, и другого, и третьего и сейчас же переходит к осуждению ближних и возвеличению себя самого. Кроме отрицательных качеств, он говорит теперь о своих положительных заслугах пред Богом. Это не Бог дал ему силы совершать добрые дела, а он сам все сделал.

В это время мытарь стоял позади храма и далеко от фарисея. Он понимал, что грехи его огромны, ему стыдно было приближаться и смотреть на Божественные предметы. Он молился Богу только о том, чтобы Бог был милостив к нему, грешнику. При этом со скорбью в сердце и из глубины души ударяя себя в грудь – в знак печали, он думал только о себе, ни с кем себя не сравнивал и ничем себя ни оправдывал, хотя, конечно, и мог бы сказать что-нибудь в оправдание, но он говорил: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк 18:13)

После такой молитвы мытарь пошел домой оправданным: «Воистину, сей мытарь оправдан вернулся в свой дом более, нежели тот». Он вынес достойный плод молитвы. Бог признал его праведным, дал ему это прочувствовать особою радостью сердца, особым  чувством умиления, умиротворения и успокоения. Ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится. Пусть каждый из нас, собираясь в храм или стоя на молитве, заботится преимущественно о том, как благоуспешно молиться, чтобы выйти из церкви оправданным, как мытарь, а не осужденным, как фарисей.

Сегодняшняя Неделя именуется Неделя о мытаре и фарисее. Церковь подготавливает нас к дням покаяния и молитвы – так как следующая неделя называется сплошная (в среду и пятницу поста нет – вкушаем скоромную пищу), поэтому Церковь призывает нас на молитвенный настрой и воздержание от скоромной пищи и житейских страстей, чтобы мы достойно вошли в постные дни: без всякого лицемерия, без всякой кривизны, потому что ложь никому не нужна. Богу нужна истинная правда. И те «мытари», которые будут стоять в этом храме с сокрушением в сердце, – не подымая головы, ударяя себя в грудь и говорить: «Господи, прости меня, ибо много грехов во мне, так как оступаюсь, делая дела незаконной правды, но будь милостив ко мне грешнику!» Аминь.

Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 89 зач., XVIII, 10-14.

10 два человека вошли в храм помолиться: один фарисей, а другой мытарь.

11 Фарисей, став, молился сам в себе так: Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или как этот мытарь:

12 пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю.

13 Мытарь же, стоя вдали, не смел даже поднять глаз на небо; но, ударяя себя в грудь, говорил: Боже! будь милостив ко мне грешнику!

14 Сказываю вам, что сей пошел оправданным в дом свой более, нежели тот: ибо всякий, возвышающий сам себя, унижен будет, а унижающий себя возвысится.


Проповедь по совершении Божественной литургии

Ангела-Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств. Всех вас с воскресным днём, и напоминаю, что эта Неделя именуется неделей о мытаре и фарисее. Она называется так, потому что предлагает нам готовиться к вступлению в начальные дни Великого поста. Пост – это терпкое воздержание (ягода кислая, незрелая. Отцы ядоша терпкое, а зубом чад их оскомина быша – была такая пословица, заимствованная с халдейского языка, то есть отцы согрешили, а детей наказывают). Пост – это проявление нашей любви к Богу. Пост – это наша безмолвная молитва к Творцу.

Что мы можем дать Богу? Если всё, что мы имеем, мы получаем от Бога!.. День и ночь, свет и тьму, силы и здоровье, материальные блага, и наконец наших детей и детей наших детей – всё даёт Бог нам! Что же мы можем дать Богу? Только искреннюю любовь к Творцу, которая проявляется в воздержании в дни Великого поста.

Использование в богослужение Богослужебной книги «Постная Триодь» – вызывает особые покаянные чувства, призывающие нас к воздержанию: и наставляет нас на всякое дело благое и доброе, укрепляет в вере и дает твёрдость нашему духу. Пост это подвиг покаяния и приготовления нас к духовному торжеству.

Я надеюсь, что многие, стоящие в храме, слышат церковное песнопение. Не лучше  ли пролить слезу сокрушения о грехах своих, не лучше ли вознести теплую молитву  ко Господу и Тому возвестить печаль свою, «яко зол душа моя исполнися, и живот мой аду приближися» (Ирм.8гласа,песнь 6). Находясь в храме, случается, что душой и мыслями далеко за церковной оградой, – но так не должно быть. Тогда это не молитва, это развлечение. Это как театр, или если хотите, можно сказать, вы пришли в какой-нибудь клуб, получили удовольствие, пообщались, пообсуждали и пошли домой с полными карманами или мешками грехов. Грош цена такой молитвы. Если зашли в дом Божий, оставляйте всякое житейское попечение за порогом церковного двора, а в дом Божий войдите так, как вошел мытарь со словами: «Боже! будь милостив ко мне грешнику!» (Лк 18:13) – и тогда вы вынесете из дома Божьего прекрасные плоды покаяния, и сердце, и душа, и тело прочувствуют Божественную благодать Святого Духа, она проявится во всех наших делах и повседневных христианских поступках.

Дай, Господи, всем нам, в последующие недели, которые служат нам подготовкой к Великому посту, достойно, без всякого труда и тягости, придя в трезвость, подумать о своей душе, о своей земной жизни и о жизни будущего века. Этому способствует наступающий святой Великий пост.

А сегодня – вечернее богослужение в 16:00 с чтением акафиста Божией Матери, затем на неделе: в понедельник вечерня в 16:00, и во вторник – 08:00 – начало Божественной литургии, память преподобного Максима Грека.

Служба в четверг – вечерня в 16:00, в пятницу – 08:00 – начало Божественной литургии. В пятницу Церковь прославляет память преподобной Матери нашей блаженной «Ксении Петербургской».

В Восточном благочинии зарегистрирован в отделе Юстиции приход, который носит имя блаженной «Ксении Петербургской», но нет земельного участка, поэтому в четверг и в пятницу мы будем служить здесь в приходе храма «Умиление», и испросим Господа Нашего и Матерь Его Богородицу, а также матушку блаженную Ксению, чтобы все управилось в созидание прихода. И чтобы сердце власть имущих умягчилось на предмет выделения земельного участка под строительство прихода храма блаженной «Ксении Петербургской», в районе аэропорта, где должен стоять православный храм.

Затем в пятницу вечерня в 16:00 и в субботу – 08:00 – начало Божественной литургии. Вечерня в субботу в 16:00, в воскресение – 08:00 – начало Божественной литургии.

Я обращаю ваше внимание на то, что следующая неделя сплошная: в среду и в пятницу поста нет.

Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.