ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Воскресная проповедь 08.02.2015 Печать

8 февраля 2015 года, в Неделю о блудном сыне, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Лк 15:11-32):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

К Господу Иисусу старались приблизиться очень многие. Это были мытари и грешники. Среди них были также книжники и фарисеи. Между собой они роптали на Иисуса, говоря: «Он разговаривает с мытарями и с грешниками ест».

Спаситель, полон любви ко всему человечеству, потому что Бог есть Любовь, Он обращается к книжникам и фарисеям, говоря: «Кто из вас, имея сто овец и потеряет одну из них, разве не оставит девяносто девять и не пойдет искать потерявшуюся овцу? И будет искать ее невзначай на любые, сложившиеся трудности. В пустыне, и по расщелинам, и когда найдет, будет иметь большую радость, что отыскал овцу. Возьмет ее на свои плечи и принесет в свое стадо, скажет друзьям и соседям: у меня радость, я нашел отбившуюся от стада мою овцу! Придите ко мне, и порадуйтесь вместе со мною».  Спаситель говорит: «более радости будет на небесах, когда заблудший грешник приходит к покаянию, ибо девяносто девять, находящиеся в чистоте и верности пред Богом, которые не нуждаются в покаянии, но об едином бывает радость больше, нежели о тех праведниках».

Фарисеи размышляют о услышанном, о чём говорит им Иисус, а Он в притчах даёт ответ на их возражение, говорит так, чтобы коснуться сердец их, для того, чтобы они прочувствовали слова Божественной истины на примере их повседневной жизни. Спаситель говорит притчу, по поводу благосклонного отношения Христа к мытарям и грешникам. Евангельский отрывок только что был сейчас прочитан: некий человек имел двоих сыновей; один из них, юнейший (то есть, младший), сказал: отче! неужели мне нужно ждать твоей смерти, чтобы получить наследство? отдай мне принадлежащую часть имения, и я поступлю так, как будет мне угодно. И отец не прекословит сыну, хотя мог и не давать заранее его часть, но все-таки, по своему соображению, нашел нужным удовлетворить просьбу сына, разделил им имение.

Пробыв еще несколько дней в доме отца, сын удаляется в другую страну с тем, что унаследовал. И так начинаются его будни, живя распутно. Предпочтение распутству, свобода воли, удаление от той мирной области, которая несомненно называлась родным домом, всецело толкнуло юношу отдаться низким страстям безумных наслаждений и порывам запретных удовольствий.

Через недолгое время младший сын обнаружил, что кошелёк его пуст. Всё, что было у него, закончилось; он спешит к своим друзьям и товарищам, которые помогли за короткое время промотать ему его состояние: «Разве вы не поможете мне? Ведь у меня ничего нет», но друзья только посмеялись.

Из гостиницы его выселили, а спутниками его жизни стали нужда и голод. Блудный сын встречает одного из бывших своих товарищей, который посылает его: «пасти свиней»; он вынужден подчиниться жалкой и грязной доле свинопаса и рад был уже питаться вместе со свиньями, наполнить желудок свой рожками, но в той стране был голод, и их никто не давал ему.

В конце концов, он посмотрел в себя, – к чему привела его распутная жизнь: он осознал, что согрешил пред Богом, как предал отца и обидел родных, и нашел в себе силу воли, чтобы с покаянием вернуться к отцу. Он вспоминал о довольстве даже последних рабочих в доме отцовском: «сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода».  Его чистосердечное признание, смиренная, сокрушенная и отчаянная жалоба вызывали покаяние и слезы.

Встану, пойду к отцу моему и скажу ему: «Согрешил против неба и пред тобою, недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих».

Блудный сын встал и пошел на свою родину в дом отца. Когда он был еще далеко, слуги сообщили господину о возвращении сына. Отец, не имея на своего сына, за его предательство никакой обиды, но все это время ждал его, вышел ему навстречу. Сын упал на колени и сказал: согрешил я пред небом и пред тобою и недостоин называться сыном твоим.

Отец обнял его. Сказал слугам: принесите одежду первую и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги его; выберете лучшего упитанного теленка, заколите; и будем есть и веселиться! потому что сын был мертвый и ожил, он был потерян для меня, но вдруг нашелся.

К вечеру клонился день, старший сын был на поле; и возвращаясь, спрашивает слуг: что за веселье, пение и ликование в доме отца моего? А ему говорят: брат твой пришел, и отец распорядился заколоть упитанного тельца и приготовить ужин, потому что принял его здоровым, то есть на радостях, что тот вернулся в полном здравье.

Старший сын даже не захотел заходить в дом, – обиделся на отца, выразил недовольство, разгневался на скорое прощение расточительного сына, упрекал отца за нежное сердце, в самом худшем виде выставил уже прощенные грехи своего брата и не хотел признавать, что вернувшийся сын становится снова членом отцовского дома.

Гневный ропот фарисеев и книжников показал, как мало они в своем холодном очерствении и надменности знали то, что в очах Божиих слеза одного истинно кающегося грешника бесконечно дороже бессердечного и бесплодного формализма тысячи фарисеев. Они не подозревали, что покаяние может даже блудницу и мытаря привести в более тесное общение с Господом, чем вся изысканность выдохшегося и благопристойного лицемерия.

Небесный Отец, на примере отца двоих сыновей показывает Свою любовь к нам грешникам:  сам хозяин дома выходит к старшему сыну и говорит: сын, заходи к нам! Но он сказал в ответ отцу: я столько лет работал тебе, всегда исполнял твои приказания, но  ты не разрешал мне даже козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; этот же сын твой (не называет его своим братом, но укоряет отца), сын твой промотал все состояние с блудницами, ты заколол ему лучшего теленка.

Тогда отец говорит: сын мой! всё, что мое, оно всегда твое, но о том надо радоваться и веселиться, что брат твой, казалось нам, умер, и ожил, был потерян и нашелся.

В этой притче четко выяснено отношение Спасителя к мытарям и грешникам, а также крайний антагонизм между духом Его учения и той дутой набожностью книжников и фарисеев, которая составляет жалкую и пустую подделку всякой действительной религиозности. Они должны были узнать в притче Спасителя, себя, что они бедны, нищие, жалкие и слабые. В их служении давно уже не было смирения, ни правдивости, ни преданности, ни любви, а праведность заменили пустыми формами и бессмысленными обрядами.

Этой притчей Господь Иисус показывает верующему человеку, в каких отношениях мы должны находиться с Богом и в каких действительно находимся. Аминь.

1 Приближались к Нему все мытари и грешники слушать Его.

2 Фарисеи же и книжники роптали, говоря: Он принимает грешников и ест с ними.

3 Но Он сказал им следующую притчу:

4 кто из вас, имея сто овец и потеряв одну из них, не оставит девяноста девяти в пустыне и не пойдет за пропавшею, пока не найдет ее?

5 А найдя, возьмет ее на плечи свои с радостью

6 и, придя домой, созовет друзей и соседей и скажет им: порадуйтесь со мною: я нашел мою пропавшую овцу.

7 Сказываю вам, что так на небесах более радости будет об одном грешнике кающемся, нежели о девяноста девяти праведниках, не имеющих нужды в покаянии.

8 Или какая женщина, имея десять драхм, если потеряет одну драхму, не зажжет свечи и не станет мести комнату и искать тщательно, пока не найдет,

9 а найдя, созовет подруг и соседок и скажет: порадуйтесь со мною: я нашла потерянную драхму.

10 Так, говорю вам, бывает радость у Ангелов Божиих и об одном грешнике кающемся.

(Лк 15:1-10)


Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 79 зач., XV, 11-32.

11 Еще сказал: у некоторого человека было два сына;

12 и сказал младший из них отцу: отче! дай мне следующую мне часть имения. И отец разделил им имение.

13 По прошествии немногих дней младший сын, собрав всё, пошел в дальнюю сторону и там расточил имение свое, живя распутно.

14 Когда же он прожил всё, настал великий голод в той стране, и он начал нуждаться;

15 и пошел, пристал к одному из жителей страны той, а тот послал его на поля свои пасти свиней;

16 и он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему.

17 Придя же в себя, сказал: сколько наемников у отца моего избыточествуют хлебом, а я умираю от голода;

18 встану, пойду к отцу моему и скажу ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою

19 и уже недостоин называться сыном твоим; прими меня в число наемников твоих.

20 Встал и пошел к отцу своему. И когда он был еще далеко, увидел его отец его и сжалился; и, побежав, пал ему на шею и целовал его.

21 Сын же сказал ему: отче! я согрешил против неба и пред тобою и уже недостоин называться сыном твоим.

22 А отец сказал рабам своим: принесите лучшую одежду и оденьте его, и дайте перстень на руку его и обувь на ноги;

23 и приведите откормленного теленка, и заколите; станем есть и веселиться!

24 ибо этот сын мой был мертв и ожил, пропадал и нашелся. И начали веселиться.

25 Старший же сын его был на поле; и возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование;

26 и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?

27 Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым.

28 Он осердился и не хотел войти. Отец же его, выйдя, звал его.

29 Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего, но ты никогда не дал мне и козлёнка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими;

30 а когда этот сын твой, расточивший имение своё с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка.

31 Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и всё мое твое,

32 а о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся.

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи. Ангела-Хранителя и Божие благословение призываю на вас и на предстоящую неделю, в которой нам предстоит жить. Я напоминаю вам, что уже вторую неделю Церковь подготавливает нас к началу Великого поста. Повторюсь – пост это любовь, пост это немая молитва, пост это то, что верующий человек может предложить своему Господу Богу. Пост это не тягость, пост это не какое-нибудь изнурение человека – потому что человек вправе сам выбирать, поститься ему или нет, никто не может заставить, и даже священник, находясь здесь, на солее – каждый раз напоминаю вам о том, что не могу заставить, но по долгу своего служения, так как на таинстве хиротонии на меня одели крест, я обязан проповедовать, и поэтому мои слова служат вам  наставлением, вразумлением – такими же словами, когда Христос обращался к мытарю и фарисею, и сегодня в Своей притче, Христос обращается ко всем присутствующим – сидящим книжникам, фарисеям, к мытарям, к грешникам, Он сказал им всем притчу о блудном сыне: о том, как отец любит сына, который был ему верен и исполнял все его повеления, а также любит того, кто его предал, кто его обидел, кто потребовал часть своего имения, но стоило сыну осознать своё греховное состояние, осознать то, что он совершил, а вследствие греха он пришёл в ничтожность, но как только увидел отец своего сына (а он его ждал на протяжении долгого времени), он приказал слугам, не дожидаясь глубокого покаяния своего сына, он уже одел его в первые одежды (то есть, в одежды богача), он надел на руку его перстень – знак символа власти, и одел на ноги его обувь – а обувь служила знаком человека, который имеет власть, потому что рабы обувь не носили. Об этом и говорит Господь: «И одел на руку его перстень и на ноги его обувь» (Лк 15:22). Облобызал сына, не помня никакой обиды, которую когда-то причинил ему сын. А также и старшему сказал: «И ты должен радоваться вместе со мной, потому что твой брат, а мой сын, был мертвый, но ожил, и мы думали, что потеряли его, но он нашелся» (Лк 15:32).

Так и нас с вами Господь призывает в лоно Отца, впереди пост, и Бог ждёт, что мы осознáем всю свою греховность, осознáем свой грешный путь, принесём сердечное покаяние нашему Небесному Отцу, исправимся, вернёмся в то состояние, которое приведёт нас к Богу, нам нужно прийти наконец в себя и, поняв истинную цену вещей и событий, окружающих нас, вернуться в отчий дом.

Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств, а особенно поздравляю причастников солдат и офицеров. Это особая «элитная часть», которая несёт послушание пред родиной и народом Божиим, потому в Великом посту будем слышать слова особого великопостного прокимна, хотя, я думаю, многие даже не обращали внимания, когда на богослужении диакон возносит: «Приложи им зла, Господи, приложи зла славным земли». (Ис 26:15)

«Приложи им, Господи, зла». «Зла» – силы, крепости духа. «Славным земли» – «нашим воинам», потому что они оберегают рубежи нашей Родины. И сейчас время такое, что не только оружием можно победить. Вот эта военная часть «радиоэлектронной борьбы» – которая оберегает нас, охраняет рубежи нашей Родины, и если все военные части будут такими – где в воскресный день солдаты посещают храм, участвуют в богослужений, то, действительно, Россия станет мощнейшим государством и никто никогда нас не победит! Первые шаги военной части – присутствие солдат в храме, эти солдаты уже второй раз в приходе, точнее, каждые полгода новый призыв. 10 лет мы окормляем военную часть. Солдаты меняются – возвращаются домой уже сынами Отечества, отслужившие и отдавшие свой долг Родине. Создают свои семьи, и, как говорится, живя «на гражданке», имеют частицу веры в Бога, которую получили в храме «Умиление».

Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

У нас следующая неделя обычная – в среду и в пятницу пост. В следующее воскресение у нас заговенье на мясо – то есть, всю неделю вкушаем мясо, кроме среды и пятницы, в воскресный день последний раз вкушаем мясо, и со следующего понедельника начинается масленица – то есть, вкушаем молочные продукты, а также сыр и яйца, а ещё через неделю, начнётся Великий пост, и он не должен быть нам в тягость.

На неделе служба: в среду в 16:00 – начало вечернего богослужения, в четверг – 08:00 – начало Божественной литургии – память Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста – учителей Вселенских церковных.

В пятницу вечерня 16:00,

В субботу Вселенская родительская суббота – 08:00 – Литургия и панихида.

Вечерня в 16:00 и в воскресение – 08:00 – начало Божественной литургии.

Прошу вас, братья и сестры, снова обращаюсь к вам, призываю вас на милосердие к нашему Кафедральному собору. Раз в месяц мы собираем лепту и отдаём её на реконструкцию Кафедрального собора. Поэтому я вас прошу, дорогие мои, если есть у кого возможность, соберём копеечку, –  надо, чтобы Кафедральный собор стоял. Он много лет требовал серьёзных строительных вмешательств. Владыка, митрополит Меркурий делает всё, чтобы Кафедральный собор простоял ещё минимум лет пятьсот. Потому что мы – лично я, получал в нём Божественный сан, меня рукополагали во диаконы и в пресвитеры, и почти всех священнослужителей рукополагали в Кафедральном соборе. Так что не забудем: наши дети, наши внуки – продолжение наше. Кто знает?.. Надеемся, что наши дети будут лучше нас. Веру, которую мы имеем, мы должны передать нашим внукам, а они, будучи духовно крепкие, будут служителями Церкви, и принимать сан будут именно в этом соборе, в реконструкции которого мы с вами участвуем.

Ангела-Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"