Воскресная проповедь 22.02.2015 Печать

Воскресная проповедь настоятеля храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерея Димитрия Осяка на прочитанное за богослужением Евангелие (Мф 6:14-21):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Если вы прощаете человеком согрешения их, и Отец ваш Небесный простит вам согрешения ваши» (Мф 6:14). Об этом говорит сегодня слово Евангельское. Простые человеческие вещи, которые мы должны выполнять, – и через эти христианские поступки, не нарушая заповедь верности Богу, будем спасаться.

Кажется нам – что тут сложного, простить обидчика? Но мы должны простить не только словами, – тогда не будет никакого нам вознаграждения от Бога, если мы устами говорим, что прощаем согрешение, а в сердце продолжаем иметь злобу и ненависть, то от этой же злобы и ненависти сами будем пострадать, потому что в Священном Писании написано: «Злые во зле погибнут». Если мы имеем злобу на ближнего своего, и храним зло в сердце своем, то мы, прежде всего, сами от этого страдаем. «А нет ничего проще, – говорит нам Спаситель. – Если вы прощаете грехи своим обидчикам, то по милосердию Своему, Господь, и вам простит прегрешения ваши, перед Отцом Небесным». Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними (Мф.7,12): хотите быть прощенными – прощайте; хотите быть любимыми – любите; хотите быть не обиженными – не обижайте.

«Когда же поститесь, или вступаете в дни поста, – говорит сегодняшнее Евангелие, – не будьте унылы как лицемеры, которые сетуют, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы явиться и показаться людям, что они постятся. Аминь говорю вам, – так говорит Господь, – они уже получают награду свою. А ты, когда постишься, то помажь главу твою и умой лице твое, чтобы явиться постящимся не перед людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно».

По учению Спасителя пост должен быть во всех случаях тайным, внутренним расположением человека в его отношениях к Богу, постом для Бога, а не для человека. Нисколько неудивительно, что грубое лицемерие, которое обличает Христос, развивалось в поступках мнимых постящихся. Вместо смирения и сокрушения сердечного, они пользовались разного рода грубого лицемерия, чтобы привлечь внимание на свои посты и сделать их заметными.

И не собирайте сокровища на земле, где тля и воры подкапывают и крадут, но собирайте богатство, где нет воров, где не может тля или ржа истребить ваше богатство. (Мф 6:16-20).

О каком богатстве говорит Господь? Неужели о том материальном состоянии, которое мы с вами имеем?..

То, что мы имеем, это необходимость нашей жизни. Отец Небесный говорит нам о другом, о нашем внутреннем сердечном состоянии и привязанности к разного рода вещам, – когда мы чрезмерно ценим, дорожим, страдаем, – так не должно быть! Но должно быть так: проснувшись, говорим «Благодарим Тебя, Господи, за свет солнечный, за мирное небо и утро доброе». А ложимся спать, мы говорим: «Благодарим Тебя Господи, что этот день не прошел даром, а послужил нам и нашей семье своим благополучием».

Жизнь человеческого сердца сосредоточивается на том и около того, что человек любит. Смотря по тому, какие сокровища человек любит, земные или небесные, и жизнь его бывает или земною или небесною. Если в сердце человека преобладает любовь к земным сокровищам (вещам), то небесные отходят на задний план и наоборот.  

Как часто мы заботимся, по-видимому, только о небесных сокровищах, но сердцем своим привязаны бываем только к земным, и самые наши стремления к небу бывают только видимостью. Поэтому привязываться к земному: страдать, накапливать, пересчитывать то, что мы имеем, какой смысл всего этого? – говорит Господь. Потому Отец наш Небесный предупреждает нас: «Там, где будет ваше сокровище, там будет и сердце ваше» (Мф 6:21). Аминь.

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 17 зач., VI, 14-21

14 Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный,

15 а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.

16 Также, когда поститесь, не будьте унылы, как лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица, чтобы показаться людям постящимися. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою.

17 А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой лицо твое,

18 чтобы явиться постящимся не пред людьми, но пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно.

19 Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,

20 но собирайте себе сокровища на небе, где ни моль, ни ржа не истребляют и где воры не подкапывают и не крадут,

21 ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

И вас всех сохрани, Господи, на многая и благая лета. Дай вам, Господи, сил, крепости духа, твердости веры, – так как с завтрашнего дня начинается Великий пост. Начиная с завтрашнего дня, или, точнее, после полуночи, начинается новый день – следовательно, это первые часы нового дня и начало поста, а пост очень строг. Согласно шестьдесят девятого апостольского правила Церковь предписывает нам в святую четыредесятницу пред Пасхой поститься. А если не постится священник, да будет извержен священнического сана, а мирянин, да будет отлучен от общения церковного. Согласно с правилами св. Церкви: «Два дня никакоже дерзнем ясти». Означает, что: «Два дня – понедельник и вторник, мы не вкушаем ничего». И только в среду, после Литургии Преждеосвященных Даров, трапеза поставляется. Мы вкушаем хлеб и снеди овощные, то есть вареные овощи. Это может быть вареная картошка, либо суп или борщ, но не заправлен растительным маслом. Но если кто может, говорит Устав, то пребудет постящийся до пятницы, и только в пятницу вкушает продукты растительного происхождения, но масло постное мы не вкушаем. Пища с растительным маслом и вино  разрешается в субботний и воскресный день. В последующие недели четыредесятницы  вкушаем пищу с растительным маслом, кроме среды и пятницы. В среду и пятницу строгий пост или сухоядение (Настольная книга священно-церковнослужителя, том 1, стр. 558).

Хочу обратить ваше внимание на то, что в храм «Умиление» пребывает икона Божией Матери «Умиление» Локотская – чудотворный образ Матери Божией. 7 марта нам предстоит встречать образ Богородицы, и в течение месяца эта икона будет находиться в храме «Умиление». Волею Божией так всё происходит, что Пресвятая Дева Богородица  пожелала быть в нашем храме. Конечно же, сам образ это литография, бумага, но чудеса, которые исходят от этой иконы, несоизмеримы ни с чем. Согласно летописи, перед образом Божией Матери Локотской молился Михаил Александрович Романов, брат царя Николая II, она и была обретена в его имении. В наше время с нее была снята копия, которую напечатали на печатном станке, (литография), выпустили календари, и реализовывали в местах, где продают светскую литературу, газеты и журналы.

В 1994 году жительница поселка Локоть Брянской области Наталья Шишкова пошла в местный универмаг, и на прилавке среди прочих книг, журналов, газет, она заметила, как небрежно лежат два календаря с изображением Божией Матери «Умиление», именуемая «Локотская». Наталья сделала замечание продавщице о том, что та небрежно относится к иконе (хоть календари и не церковные, так как иконы не освящали, но раз есть изображение Богородицы, нужно хранить подобающим образом). На что продавщица сказала: «Календарь уже просрочен и его нужно будет все равно выбрасывать». На этом и разошлись спорщицы. Когда Наталья возвращалась домой, по дороге она размышляла: «Я обличила продавщицу, а ведь могла выкупить эти календари, и стоимость небольшая, и не было бы поругания над святыней». Так она и сделала. Она принесла календари домой, обрезала числа, и повесила на стену у себя дома и на работе, прикрепив обычными канцелярскими кнопками. И так прошло 5 лет.

В 1999 году она читает книгу «Россия перед Вторым Пришествием» – издательство Троице-Сергиевой Лавры, и там находит слова, где сказано: икона Иверская Божия Матерь Монреальская, от нее совершаются чудесные исцеления и истекает миро. И в это же самое время она почувствовала необычный аромат, благоухание в своем доме. Мысль пришла ей в голову, что кто-то  разлил одеколон или открыл духи. И этот запах не проходил. Тогда она стала искать источник аромата, откуда же идет это благоухание. Обнаружила на лике Божией Матери, что на стене в доме образовалось жирное пятно.  Великое чудо! Она пригласила священника, и батюшка сказал: «Сейчас такое часто бывает, когда не только в храмах, но и в домах у мирских людей начинают мироточить иконы. Давайте помолимся, наступает время Великого поста, – (как, вот, сегодня), – если это не от Бога, то чудо прекратится». В день Светлого Христова Воскресения все находящиеся в доме иконы, замироточили. Стало понятно, что это действительно чудо и решили этот образ поместить в киот, в оклад. От этой иконы стали происходить исцеления. И люди, которые со своими иконами приезжали в этот дом, после чтения акафистов, не всегда, но большей частью покрываются миром.

По сей день икона обильно мироточит сама, мироточат также выставляемые перед нею иконы многочисленных паломников. На заседании круглого стола, проведенного 2 февраля 2006 года в рамках XVI Международных Рождественских чтений в Москве, работала экспертная рабочая группа по описанию чудесных событий, происходящих в Русской Православной Церкви при Синодальной богословской комиссии Московского патриархата, исследуемые события – мироточения, были единодушно признаны чудом двадцать первого века.

В истории иконы, начиная с 1999 года по сегодняшний день, зафиксировано свыше 860 чудесных исцелений.

Волею Божией эта икона должна прибыть в храм «Умиление» и пробыть здесь один месяц. Еще говорится в летописи, что во время поста икона не мироточит. У нас будет такая возможность, мы сможем вознести молитвы у этой иконы, и надеюсь, что Пресвятая Богородица окажет помощь всем тем, кто с верою к ней притекает. А вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

Сегодня вечернее богослужение в 16:00 с чином прощения, завтра, в понедельник, 07:30 начало утрени, затем чтение великопостных часов – Изобразительные, и вечерня. Вечерня в понедельник в 16:00… Одним словом, каждый день служба в нашей храме на первой неделе поста – вечерня в 16:00, а в 07:30 начало утреннего богослужения.

Очень хочется с вами поделиться вот чем: в дни моей молодости, когда я был еще ребенком и мы стояли на первой неделе поста в нашем Кафедральном соборе на богослужении, а управлял епархией в то время, архиепископ Иоасаф (Овсянников), – человек настолько богобоязненный и набожный архиерей, что всегда проявлял милосердие ко всем и всегда. В конце первой недели поста он выходил из алтаря, и, обращаясь к молящимся, произносил: «Всем, кто находится здесь, в храме, прощаются грехи от рождения и до сего дня». Так на первой неделе Великого поста он отпускал грехи всем, кто был на службе, основываясь на том, что на первой неделе служится  особая молитва, читается покаянный канон преподобномученика Андрея Критского и молитва Ефрема Сирина, которая сопровождается коленопреклонением. Это богослужение занимает примерно 30-40 минут. Если кто из вас не располагает временем для полной службы, то обязательно должен быть на чтении канона, а потом уже, когда священник войдет в алтарь, пусть отправляется по своим рабочим или домашним делам – но только тот, кому это необходимо. Остальные же должны быть на богослужении, и, согласно этого церковного канона, произнесем слова покаяния «Помилуй мя, Боже, помилуй мя». Кто будет на первой неделе поста на богослужении, то, я думаю, Господь Спаситель пошлет всем нам Свои богатые милости, укрепляющие нас и обновляющие, дарующие нам прощение и радость жизни временной и вечной, а также простит нам наши прегрешения от рождения и до сего дня.

Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.