Воскресная проповедь 01.03.2015 Печать

1 марта 2015 года, в день Торжества Православия, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Ин., 5 зач., I, 43-51):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Апостол и евангелист Иоанн благовествует нам о том случае, когда Христос решил идти в Галилею. По дороге в город Своего детства и отрочества, Спаситель встречает Филиппа, и сказал ему: «иди за Мной». Евангелист свидетельствует, что Филипп был из одного и того же города, где жил Андрей и Петр, который имел название Вифсаида (западная часть Палестины, пригород Капернаума).

Евангелист говорит это для того, чтобы мы знали, что Филипп не раз уже слышал о Иисусе, и потому, когда Учитель к нему обратился, он тут же принял Его слово.

По прошествии короткого времени, а скорее всего на следующий день, Филипп поделился сделанным открытием с другом и товарищем Нафанаилом, исполняя великую обязанность дружбы. Будущий апостол далее будет именоваться Варфоломей, но тогда, при первой встрече с Христом, он назывался Нафанаилом. Филипп сказал ему: «Мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета». В ответ услышанного, на Нафанаила произвело совсем иное впечатление, он сказал: «А что может быть доброго из этого города?» Ничтожный и бесславный город в своей маленькой недоступной долине не славился особой славой. Возможно, как передают легенды, Нафанаил был человеком более высокого положения, чем остальные апостолы, и поэтому дает определение тому, что услышал. И тогда Филипп говорит словами Спасителя, с которыми Учитель обращался к Иоанну и Андрею: «Пойди и ты сам увидишь». Посмотри Того, Который говорит, как никогда не говорил человек. Посмотри Того, Который одним присутствием раскрывает тайны сердец, в Котором все дышит неотразимым очарованием, недосягаемой красоты божественной жизни.

По приглашению Филиппа они шли вместе к Учителю. Презрительность Нафанаила скоро уступила место другому чувству. Иисус, Которого всегда окружало немалое количество людей, заметив идущего к Нему Нафанаила, сказал о нем: «Посмотрите, вот идет Израильтянин, в котором нет лукавства».

Заметьте, как это не просто, – если Спаситель подчеркивает в человеке такое достоинство: «В нем нет лукавства». Значит, во многих оно есть. Когда же Он говорил, то Нафанаил (Варфоломей) уже подошел к Спасителю, и со всей своей прямотой говорит: «Откуда Ты меня знаешь, Учитель?» Ведь Нафанаил никогда не встречался со Спасителем; и слышал о Нем только один раз. И тогда Учитель открывает ему тайны глубины его жизни или, может быть, поступков. Спаситель говорит: «Прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницей, Я видел тебя».

Что это за эпизод жизни, конечно же, никто не знает. Но слова, сказанные Спасителем, поразили Нафанаила. Он услышал от Учителя то тайное и сокровенное, что никто никогда знать не мог. У набожных иудеев был обычай читать молитвы на каждый день под смоковницей, и в превышняя небес молитва, задумчивое, уединенное сидение осязательно подействовало в сердце человеческом. В такие моменты человек переживает всю свою жизнь, потому что такие ощущения уничтожают рамки временного бытия; они «стесняют вечность в час, и час распространяют в вечность». В такие моменты мы находимся ближе к Богу; мы опознаем Его и Он опознает нас; и если человеку возможно было в такой момент взглянуть в нашу душу, он увидел бы все, что есть в нашем существе великого и бессмертного. Но видеть нас так невозможно человеку; это возможно только для Того, рука Которого будет направлять и десница Которого будет поучать нас.

А такое чувство, наверно, испытал израильтянин без лукавства, когда он сидел, молился и безмолвно размышлял под смоковницей. Но такие чувства известны Тому, Кому дано читать сокровенные тайны сердца, в присутствии Которого одержимые бесами впадали в бешенство и цепенели, враги Которого отступали назад и падали на землю в безумном исступлении, и взгляд Которого наполнил сердце Петра мукой покаяния.

Такая перемена мгновенно пронзила сердце Нафанаила и заставила его сразу пасть на колена и воскликнуть: «Равви! (что означает «Учитель!») воистину Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев!»

В ответ Учитель сказал ему: «Ты уверовал в Меня по слову, что Я открыл тайну  твоей жизни, видел тебя под смоковницей», Я тебе больше скажу, истинно говорю вам: отныне увидите небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому». Господь благоволил этими чудными словами выразить, что отныне впредь Он будет средоточием свободного общения и непрерывного единения между Богом и человеком. В Нем будет место сретения и примирения между небом и землею и установятся непрерывные сношения через этих блаженных духов, называемых Ангелами.  Аминь.

Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 5 зач., I, 43-51.

43 На другой день Иисус восхотел идти в Галилею, и находит Филиппа и говорит ему: иди за Мною.

44 Филипп же был из Вифсаиды, из одного города с Андреем и Петром.

45 Филипп находит Нафанаила и говорит ему: мы нашли Того, о Котором писали Моисей в законе и пророки, Иисуса, сына Иосифова, из Назарета.

46 Но Нафанаил сказал ему: из Назарета может ли быть что доброе? Филипп говорит ему: пойди и посмотри.

47 Иисус, увидев идущего к Нему Нафанаила, говорит о нем: вот подлинно Израильтянин, в котором нет лукавства.

48 Нафанаил говорит Ему: почему Ты знаешь меня? Иисус сказал ему в ответ: прежде нежели позвал тебя Филипп, когда ты был под смоковницею, Я видел тебя.

49 Нафанаил отвечал Ему: Равви! Ты Сын Божий, Ты Царь Израилев.

50 Иисус сказал ему в ответ: ты веришь, потому что Я тебе сказал: Я видел тебя под смоковницею; увидишь больше сего.

51 И говорит ему: истинно, истинно говорю вам: отныне будете видеть небо отверстым и Ангелов Божиих восходящих и нисходящих к Сыну Человеческому.

 

Проповедь по совершении Божественной литургии

И всех нас сохрани, Господи, на многая и благая лета. Сегодня окончание службы несколько необычное, потому, что совершился молебен Торжеству Православия. Это празднование установлено на первой неделе поста совершать благодарственный молебен Господу нашему за возвращение святых икон в дома Божии. Иконоборческую ересь осудили святые отцы на последнем VII Вселенском соборе в 787 году. Собор постановил, что святые иконы Господа нашего Иисуса Христа, Пресвятой Богородицы, святых Ангелов и всех святых и праведников должны благоговейно почитаться и подобно изображению Честного Животворящего Креста Господня полагаться во святых Божиих церквах и домах.

С того дня, когда Христос вознесся на небо и ниспослал Духа Своего Святого ученикам и апостолам, которые, в свою очередь, пошли с проповедью о Воскресшем Спасителе во все концы земли, с этого дня стала расти и Церковь Христова, вместе с Церковью росли храмы, украшались святынями и иконами, и так это было в течение 700 лет. Семь веков благо украшали Церковь Христову, как святыни так знамение силы Божией.

Во времена императора Льва Исавра, иконоборца, в начале VIII века в Византии возникла иконоборческая ересь. Император требовал, чтобы иконы вынесли из храмов и домов христианских и придавали огню. Эти гонения на иконы и на самих христиан, которых подвергали разного рода мучениям, продолжались не два дня, а более ста лет. За 700 лет свет Христов распространялся по всей вселенной, строились храмы, укреплялись приходы, а последующие сто лет святыни истреблялись. Ужас какой, если представить, какова была жизнь наших предков! Христиан преследовали, подвергали мучениям и смерти. Одних заключали в темницу, других бросали в море. Иным отрубали руки и ноги, а иным выкалывали глаза и отрезали язык.

Почитание святых икон было восстановлено при патриархе Мефодии, после смерти последнего царя-иконоборца Феофила. Святые иконы с подобающей честью были внесены в храмы Божии. Это торжество происходило на первой неделе поста.

Поклоняясь образу, взирая на икону, изображение Бога, мы кланяемся не краскам и доске, а покланяемся первообразу, потому что икона напоминает нам о Боге, о Его везде присутствии, о Его благодеяниях, о Его подвигах.

Нерукотворный Образ – Сам Господь Иисус Христос умыл лице Свое, отер полотнищем и передал слуге Эдесского князя Авгаря.

Князь Авгарь Эдесский страдал проказою – страшною болезнью, он надеялся, что Спаситель придет и воскресит его от болезни. Христос же, когда передал Образ, сказал: «Ученики Мои придут, и ты уврачуешься». Ему принесли Образ, он раскрыл, взглянул на него и тут же получил чудесное исцеление. Проказа почти оставила его. Лишь несколько мест на его теле едва показывали признаки болезни. Когда пришел один из апостолов к нему с проповедью о Божественной истине, то Эдесский князь принял крещение и проказа совершенно его оставила.

Икону Богородицы написал апостол и евангелист Лука – лик Божией Матери. И так до сегодняшнего дня мы имеем изображение Господа нашего Иисуса Христа, Богородицы, святых Ангелов, а также всех святых от века почивших. Потому что иконы свидетельствуют о нашем единении Церкви земной с Церковью Небесной. В почитании святых икон выражается единство земной и Небесной Церкви. Мы помним слова Господа Иисуса Христа, Который сказал: «Для Бога нет мертвых, для Бога все живые».

38 Бог же не есть Бог мертвых, но живых, ибо у Него все живы.

(Лк 20:38)

Мы все здесь странствуем на этой стороне жизни временной, ибо вечность впереди. Через несколько воскресных дней почитание памяти сорока Севастийских мучеников. За веру, за непоколебимую преданность Господу, Христос вознаградил святых мучеников небесными венцами.

В царствование нечестивого императора Ликиния воины числом сорок – почетная дружина, подверглась мучениям за веру во Христа. После ночного стояния в многоводном зимнем озере, воинам перебили молотом голени. Святые воины, претерпевая, страшные муки и не ослабевая в ревности, предали души свои Богу. Едва живого, чуть дыша, Мелитона вместе с телами мучеников положили на колесницы и по приказу мучителя вывезли правителя за город, на сожжение. Сделано это для того, чтобы родственники не собрали тела своих чад. Но злоба мучителей не успокоилась, кости останки от мучеников были выброшены в море, чтобы навсегда истребить память их, – так надеялись мучители. Но Бог поруган не бывает. (Гал 6:7)

Господь не попустил ни одной частице их погибнуть в воде, все сохранились в целости. В третью ночь святые мученики явились епископу города Севастиии блаженному Петру и сказали ему: чтобы ночью изнесли их из реки, собрали их останки. Епископу и клиру под покровом ночи, при свете луны, представилось дивное зрелище. Кости святых сияли в воде как звезды, светлы были и те места в реке, где лежали и малейшие частицы их. Вода несколько отошла, и православные во главе с епископом, собрав останки, положили в честном месте. Так пострадавшие за Христа и от Него увенчанные, как светила сияют в мире. После этого трогательного события по благословению епископа, была написана икона – изображение этих сорока страдальцев. Икона святых мучеников – это свидетельство той верности и преданности нашему Господу, которые своим подвигом мученичества дали назидание всем верующим в Отца и Сына и Святого Духа. И сколько бы ни прошло времени, эта икона будет всегда свидетельствовать о беззаконии нечестивых и о верности праведных. Эта икона будет всегда соединять нас, земных, с небесным. И, поклоняясь иконе сорока мученикам, мы не доске покланяемся, и не краскам, и не бумаге, на которой они изображены, мы кланяемся святым, просим их святых молитв, потому что они своей верой засвидетельствовали веру в Господа нашего Иисуса Христа и от Него получили венцы спасения.

7 Не обманывайтесь: Бог поругаем не бывает. Что посеет человек, то и пожнет:

8 сеющий в плоть свою от плоти пожнет тление, а сеющий в дух от духа пожнет жизнь вечную.

(Гал 6:7-8)

А нам же дай, Господи, телесного здравия, душевного спасения, помощи Божией в дни Великопостные, чтобы пост нам был не в тягость, но в радость, чтобы мы могли набраться сил телесных и духовных. Напоминаю, что сегодня начинается первая Пассия в 16 часов. Не со второй недели, потому что на второй неделе Пассия служиться не будет, а будет служба Обретения главы честнаго славного Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна, поэтому Пассия начинается с сегодняшнего дня – в 16 часов вечерня и чтение Страстных Евангелий и акафиста Страстям Христовым.

Затем на неделе служба – во вторник вечерня в 16:00, в среду Литургия Преждеосвященных Даров. В четверг вечерня в 16:00, и в пятницу Литургия Преждеосвященных Даров.

Напоминаю, что со второй недели поста начинается полное чтение Евангелия – от Матфея. Я думаю, нам необходимо набраться духовных сил, ведь дома не всегда мы читаем Евангелие, а может быть, и не всегда понимаем весь смысл Евангельского повествования, поэтому надо быть на богослужении в церкви, и Господь откроет вам, во что вы верите, откроет вам всю ту полноту Божественной милости, когда Сын Божий пришел в мир спасти всякого человека.

В пятницу вечерня в 16:00 с поминовением усопших, и в субботу в 08:00 начало Божественной литургии, а затем панихида по всем от века почившим христианам православным, которая называется Поминальной родительской субботой. Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже. Слава Тебе, Боже.