Воскресная проповедь 22.03.2015 Печать

22 марта 2015 года, в Неделю 4-ю Великого поста, совершение Божественной литургии в нашем храме возглавил иерей Антоний Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Мк 9:17-31):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа. Аминь.

Всех вас, братья и сестры, приветствую с воскресным днем. В сегодняшний день, в сегодняшнюю Неделю, полагалось Евангельское Чтение о том, как к Господу подошел один человек и сказал: «Господи! я привел сына моего, одержимого бесом. Я подводил его к Твоим ученикам, они не смогли его изгнать. И если можешь, помоги нам, изгони его».

И Господь сказал: «о, роде неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.» (Мк 9:19).

Когда стали подводить его к Господу, то его скрутил бес, он упал, стал скрежетать зубами, пошла пена, и Господь спрашивает: «И давно ли с ним это?» Отец отрока ответил: «С самого детства», и он со слезами умолил Господа, чтобы Господь исцелил его сына: «Если можешь, помоги нам», – сказал отец Господу. Христос произнес такие слова: «Сколько есть веры, веруй и молись; и будет». На что отец со слезами ответил: «Господи, верую! Помоги моему неверию».

Господь, увидев, что стал стекаться, сбегаться народ, чтобы быть очевидцами этого чуда, сказал немому и глухому демону: «Выйди, и никогдаже в него входи», – то есть, мало того что Господь выгнал беса, Он еще сказал, чтобы бес не входил больше! (Беса можно выгнать, но он может и обратно войти…)

И тогда ученики наедине подошли к Спасителю и спросили: «Господи! почему же мы не смогли изгнать беса?» А Господь сказал, что «сей род бесóв изгоняется только лишь постом и молитвой», – вот эти два крыла, которые помогают нам немножко возвыситься, отогнать нечистую силу… Казалось бы, это было сказано (эти слова, это повествование было написано 2000 лет тому назад), и можно подумать: «Это было давно, как актуально в нашей жизни это сейчас?» Но, к сожалению, это очень актуально. Эта проповедь, это Евангельское Чтение и к нашей жизни очень применимо, – мы можем быть очевидцами, как воочию уже в открытую дьявол мучает не только детей, но и людей – когда такие люди соприкасаются к святыни, бес себя обычно проявляет, это можно очень часто видеть в монастырях, на богослужениях. Но есть бес, который скрытный, не такой очевидный, но он проявляется в делах, – в делах нашей молодежи: в том жестокосердии, в тех поступках, которые совершает сейчас молодежь. Даже далеко ходить не надо, можно просто войти в подъезд и увидеть поведение молодежи. Ведь этого же не делают пожилые люди или бабушки, это делает в основном молодежь… Появляется жестокосердие – это и есть то беснование, которое сейчас мы видим. И такое одержимое состояние кругом и везде. Начиная с самого рождения дети подвержены воздействию бесовскому. Если же они не исповедуются, не причащаются, если их родители с рождения не причащают, то ребеночек остаётся незащищенным от нападения бесовского. И грех родительский тяготеет над ребеночком, и он попадает под влияние. К сожалению, это везде и всюду полным-полно.

Также сегодняшняя Неделя именуется Неделей Иоанна Лествичника, преподобного, который описал 40 ступеней восхождения к спасению души, восхождения к Божией благодати. Эти 40 ступеней, описанные им, помогают человеку по одной, по маленькой ступенечке восходить и приближаться к Божией благодати. На прошлой неделе была Неделя Крестопоклонная: напоминание нам о том, что Христос нёс крест, и нам повелевает терпеть и нести свой крест, а сегодня Неделя Иоанна Лествичника, и она говорит о том, чтобы мы задумались о своей жизни и начали духовное восхождение к Спасителю. А также сегодня еще один праздник – вспоминание Сорока Севастийских мучеников. Издревле существует такая традиция – испекать жаворонков в честь, в память этих святых. Казалось бы, подвиг, который совершили Сорок Севастийских мучеников, произошел очень давно, но их память ежегодно празднуется и сейчас, она по сей день живет в людях, передается и из уст в уста, и через описание их жизни. Это событие совершилось в начале IV века – тогда уже правил православный император Константин. В 313 году он издал Миланский эдикт, который провозгласил православную религию государственной. Но до многих еще не дошел этот указ, или нечестивые правители отказывались принимать православие, отказывались принимать этот указ императора, и вот один из таких маленьких правителей Ликиний, у которого были сорок славных воинов, которые уходили из множества войн победителями, были знаменитыми, и вот их военачальник сказал, чтобы они принесли жертву идолам в знак благодарности за победы. Но они отказались, ответив: «Мы православные христиане, мы не можем этого сделать», и он, невзирая на все их заслуги, заключил их в темницу и надел на них оковы. Когда мученики сказали, что он не имеет права надевать на них оковы, так как, во-первых, они имеют множество наград, а во-вторых, нет прямого указания от императора, тогда нечестивый военачальник отправил их на озеро. Так как это была зима, они стали на льду, и чтобы их искусить, на берегу растопили баню: для того, чтобы если кто не сможет выдержать лед, мороз, холод, чтобы они смогли прийти в баню погреться. Этим мучители хотели искусить мучеников и сломить их волю. И вот ночью один из мучеников не выдержал такой муки – он обледеневший побежал к бане, но когда он пришел в баню, из холода резко в жар, то, вполне естественно, что он умер. И когда ночью мучеников сторожили воины, один из воинов по имени Аглаий увидел, насчитал, что над мучениками засияли сорок венцов, но один из этих венцов пуст. Он увидел, что лед растаял, увидел, что мученики стали прославлять Бога, и воин разбудил остальных воинов, разделся и сказал: «Я тоже православный христианин и верую в Того, в Кого веруют эти воины» и стал под этот сороковой венец, он также стал одним из сорока мучеников. Наутро по распоряжению им перебили голени, и они скончались. И вот сегодня празднуется память этих святых Сорока Севастийских мучеников.

Это дано нам всем в напоминание – как и Евангельское Чтение, которое сегодня полагалось, как и сегодняшний Иоанн Лествичник, в назидание нам описавший сорок ступеней восхождения к спасению души, так и молитва мучеников да поможет нам всем быть немножко лучше, исправить свою жизнь, начать восходить по этим ступеням, чтобы Господь, видя наши старания, вознаградил нас, даровал Благодать Святаго Духа. Аминь.

На предстоящей седмице вспоминается Мариино стояние, – следующая седмица, то есть эта неделя, будет называться Мариино стояние, а следующая Неделя – память Марии Египетской. Сегодня в 16:00 в нашем храме будет чтение Страстного Евангелия, то есть Пассия, также на предстоящей седмице будет служба во вторник в 16:00, и в среду в 07:30 Часы с чтением Евангелия от Луки и Литургия Преждеосвященных Даров. Затем в среду вечером будет вечернее богослужение, и во время этого богослужения будет читаться житие преподобной Марии Египетской. Это единственный случай, когда в богослужение входит чтение жития святых, это посвящается именно Марии Египетской. В течение всего года нет святых, которым Церковь положила читать житие во время богослужения, а вот житие Марии Египетской читается – именно в Великом посту – в назидание, как из глубин греховных она вознеслась на высоту духовную. Каждому человеку дана возможность победить грех. И вот на примере Марии Египетской, на примере ее жития, мы это видим. Вы придёте в среду вечером к 16:00, и можете послушать ее житие.

В четверг в 07:30 Литургия Преждеосвященных Даров, затем в четверг в 16:00 вечернее богослужение, и в пятницу также будет Литургия Преждеосвященных Даров с чтением Евангелия. В пятницу – вечернее богослужение, где полагается во время богослужения чтение Акафиста Божией Матери, называется Суббота Богородицы, и в субботу утром в 07:30 будет Литургия.

С миром Божиим, Ангела всем Хранителя. Причастников поздравляю с принятием Тела и Крови Господа нашего Иисуса Христа.

 

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.


Евангельское Чтение

Лит. - Мк., 40 зач., IX, 17-31.

17 Один из народа сказал в ответ: Учитель! я привел к Тебе сына моего, одержимого духом немым:

18 где ни схватывает его, повергает его на землю, и он испускает пену, и скрежещет зубами своими, и цепенеет. Говорил я ученикам Твоим, чтобы изгнали его, и они не могли.

19 Отвечая ему, Иисус сказал: о, род неверный! доколе буду с вами? доколе буду терпеть вас? Приведите его ко Мне.

20 И привели его к Нему. Как скоро бесноватый увидел Его, дух сотряс его; он упал на землю и валялся, испуская пену.

21 И спросил Иисус отца его: как давно это сделалось с ним? Он сказал: с детства;

22 и многократно дух бросал его и в огонь и в воду, чтобы погубить его; но, если что можешь, сжалься над нами и помоги нам.

23 Иисус сказал ему: если сколько-нибудь можешь веровать, всё возможно верующему.

24 И тотчас отец отрока воскликнул со слезами: верую, Господи! помоги моему неверию.

25 Иисус, видя, что сбегается народ, запретил духу нечистому, сказав ему: дух немой и глухой! Я повелеваю тебе, выйди из него и впредь не входи в него.

26 И, вскрикнув и сильно сотрясши его, вышел; и он сделался, как мертвый, так что многие говорили, что он умер.

27 Но Иисус, взяв его за руку, поднял его; и он встал.

28 И как вошел Иисус в дом, ученики Его спрашивали Его наедине: почему мы не могли изгнать его?

29 И сказал им: сей род не может выйти иначе, как от молитвы и поста.

30 Выйдя оттуда, проходили через Галилею; и Он не хотел, чтобы кто узнал.

31 Ибо учил Своих учеников и говорил им, что Сын Человеческий предан будет в руки человеческие и убьют Его, и, по убиении, в третий день воскреснет.