Воскресная проповедь 19.04.2015 Печать

19 апреля 2015 года, в Неделю 2-ю по Пасхе (Антипасха), совершение Божественной литургии в нашем храме возглавил настоятель храма протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к собравшимся со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Ин 20:19-31):





     Христос Воскресе!

     – Воистину Воскресе!

     Христос Воскресе!

     – Воистину Воскресе!

     Христос Воскресе!

     – Воистину Воскресе!

     В тот же вечно памятный день, когда ученики были собраны вместе в одном из домов Иерусалима и двери их были заперты страха ради Иудейска (Ин 20:19), потому как Иудеи искали видеть тех, кто исповедовал Распятого Сыном Божиим.

     Ученики находились вместе и делились радостными уверениями, передавая друг другу радостную весть, что «Господь истинно воскрес и явился Симону». Лука и Клеопа рассказывали о том, как встретили Иисуса на пути. Жены-мироносицы свидетельствуют о видении ангелов, которые возвестили им, что Христос воскрес. Мария рассказывала свой рассказ о встрече со Спасителем... И в такой радости, какую они при этом чувствовали, в такой беседе, вдруг их осиял Невещественный Свет. Посреди их стал Иисус и сказал им: «мир вам»! (Ин 20:19)

     Ученики увидели Спасителя; возымели трепет и ужас. Они даже подумали, что видят духа. Необычайный вид прославленного тела, страшное значение самого факта воскресения из мертвых – смутили и испугали их.

37 Они, смутившись и испугавшись, подумали, что видят духа.

(Лк 24:37)

      Тогда Учитель говорит им: «почто помышления входят в сердца ваша; Посмотрите на Мои руки и на Мои ноги; это Я есмь:» (Лк 24:38-39) И еще им, верующим, но удивляющимся от радости, говорит: «Нет ли что у вас кушать?» И они дали Ему то, что имели, и Он пред ними ел, дабы засвидетельствовать, что не дух, а именно Он, Бог во плоти, явился пред ними. (см. Лк 24:41-43).

      Затем сказал им: «приимите Дух Свят: и коим вы отпустите грехи, отпустятся им; а на ком оставитеостанутся.» (Ин 20:22-23). Христос восстанавливает их в их достоинстве своего права быть апостолами и уничтожает всякие возникшие в них  сомнения относительно оставления своего Учителя и Господа в часы Его страданий, посылает их так же, как Его Самого послал Отец.

      В это время Фомы Близнеца не было между ними. Волею случая он не был в доме вместе с учениками – видимо, не находился в Иерусалиме и не удостоился видеть Воскресшего. Свидетели Воскресшего с радостью сообщают Фоме, что видели Господа – и не просто видели, но даже Он с ними ужинал. Имея прямой, но сумрачный характер, добрую волю, чистое сердце и отзывчивость, Фома с сильной настойчивостью заявил: «Пока я сам не увижу язв от гвоздей на руках и на ногах Его, а также сам не вложу собственной руки в ребра Его, не поверю».

      Мы помним, что, будучи на кресте, Спаситель мира Христос, возле Которого стоял молодой ученик по имени Иоанн, то Иоанн услышал слово Спасителя, Который сказал: «Сын! се, Мати твоя», а Матери сказал: «се, сын Твой» – и тогда ученик и он, последний отошел от Христа, уйдя во своя си (см. Ин 19:26-27). Поэтому ученики не могли видеть, как един от воин пробил Ему ребра копием. (Ин 19:34) Об этом Голгофском событии поведали женщины, которые были у креста. Из этого рассказа Фома знал, что Спасителю не только пробили руки и ноги, но даже и ребра. И сам же говорит: «Пока я не увижу этих язв, я не поверю». Прошла неделя, и правдиво переданные сомнения апостола оставались не опровергнутыми.

      И по днех осмих – а если говорить по-нашему, то семь дней, потому что воскресение стал первым днем недели, – ученики были все вместе в горнице, среди них и был Фома, глаголемый Близнец. Собрались вместе вечером, двери у них были заперты, и в беседе о Воскресшем Христе вдруг им является Сам Спаситель! Иисус явился им опять и после обычного приветствия и благословения подозвал Фому: «принеси перст твой», то есть, «Дай свой палец, коснись Моих ран; дай свою руку и вложи в ребра Мои; и не будь  неверующим,  но верующим!»

      И когда увидел Фома Христа, с пылом убежденности воскликнул недоверчивый апостол: «Господь мой и Бог мой!» Он свидетельствует, что это воистину Бог, Который пострадал ради нас и ради нашего спасения. Фома не ограничивается словами, как раньше говорили апостолы до крестных страданий, называя Учителя Сыном Божиим, – он забыл о своем прежнем требовании и не хочет уже осязать ран на теле Христа.

      И тогда Учитель говорит ему: «Фома, ты увидел Меня и уверовал и хорошо сделал. Но блаженны, – то есть, счастливые, – те, которые не видели Меня, но уверовали».

      «Много и еще знамений сотворил Иисус пред учениками Своими, которые не записаны в Евангелии, всё невозможно записать, – так говорит евангелист. – Но то, что записано, дано нам, чтобы мы веровали в Иисуса Христа Сына Божия, и за веру имели жизнь во имя Его». Аминь.

Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 65 зач., XX, 19-31.

19 В тот же первый день недели вечером, когда двери дома, где собирались ученики Его, были заперты из опасения от Иудеев, пришел Иисус, и стал посреди, и говорит им: мир вам!

20 Сказав это, Он показал им руки и ноги и ребра Свои. Ученики обрадовались, увидев Господа.

21 Иисус же сказал им вторично: мир вам! как послал Меня Отец, так и Я посылаю вас.

22 Сказав это, дунул, и говорит им: примите Духа Святаго.

23 Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся.

24 Фома же, один из двенадцати, называемый Близнец, не был тут с ними, когда приходил Иисус.

25 Другие ученики сказали ему: мы видели Господа. Но он сказал им: если не увижу на руках Его ран от гвоздей, и не вложу перста моего в раны от гвоздей, и не вложу руки моей в ребра Его, не поверю.

26 После восьми дней опять были в доме ученики Его, и Фома с ними. Пришел Иисус, когда двери были заперты, стал посреди них и сказал: мир вам!

27 Потом говорит Фоме: подай перст твой сюда и посмотри руки Мои; подай руку твою и вложи в ребра Мои; и не будь неверующим, но верующим.

28 Фома сказал Ему в ответ: Господь мой и Бог мой!

29 Иисус говорит ему: ты поверил, потому что увидел Меня; блаженны невидевшие и уверовавшие.

30 Много сотворил Иисус пред учениками Своими и других чудес, о которых не писано в книге сей.

31 Сие же написано, дабы вы уверовали, что Иисус есть Христос, Сын Божий, и, веруя, имели жизнь во имя Его.


      Проповедь по совершении Божественной литургии

      Христос Воскресе!

      – Воистину Воскресе!

      Христос Воскресе!

      – Воистину Воскресе!

      Христос Воскресе!

      – Воистину Воскресе!

      Воистину Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот дарова.

      Нужно иметь такую веру, как имели веру апостолы и свидетели воскресения Христова, и те, которые уверовали по слову своих друзей и товарищей.

      Христос воскрес, и падоша демони.

      Христос воскрес, и мир торжествует.

      Христос воскрес, и жизнь жительствует.

      Христос воскрес, и жизнь всем дарова.

      Нас призывает Святая Церковь иметь твердую веру в воскресение Христово, именно об этом пишет евангелист: «То, что сделал Сын Божий, свидетельствует Евангелие, веруем в Сына Божия, и по вере имеем жизнь во имя Его».

      Об этом засвидетельствовали святые апостолы, об этом свидетельствовал и Петр – он несколько раз говорил Ему: «Ты Сын Божий. Куда нам идти?» Господь отвечал ему: «Петр, Я не явил еще тебе плоти и крови, а ты уже свидетельствуешь обо Мне. Ты и вера твоя тверда как камень, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют до скончания века».

68 Симон Петр отвечал Ему: Господи! к кому нам идти? Ты имеешь глаголы вечной жизни:

69 и мы уверовали и познали, что Ты Христос, Сын Бога живаго.

(Ин 6:68-69)

15 глагола им (Иисус): вы же кого Мя глаголете быти;

16 Отвещав же Симон Петр рече: Ты еси Христос, Сын Бога Живаго.

17 И отвещав Иисус рече ему: блажен еси, Симоне, вар Иона, яко плоть и кровь не яви тебе, но Отец Мой, Иже на небесех:

18 и Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей:

 (Мф 16:15-18)

      И сейчас, находясь здесь, в доме Божием, свидетельствуем о воскресении Господа нашего Иисуса Христа.

    Сегодня Неделя называется Антипасха. Это означает прославление двух недель: первой недели или первого воскресения – когда Христос воскрес от мертвых – мы называем Пасха Христова, – и вечером того дня явился апостолам. Второе воскресение, когда Христос снова явился ученикам, и это был уже шестой раз. Ученики вечером находились в комнате, а дверь была закрыта, Христос стал посреде (их) и сказал «мир вам!», и обратился к Фоме, просил его палец и руку, чтобы он коснулся Его жертвенного тела, – чтобы засвидетельствовал не только в себе веру в Воскресшего, но и всему человечеству передал, что Христос, распятый ради нас и ради нашего спасения, победил смерть и всем нам дал путь к спасению. Поэтому мы можем напоминать себе, и друг другу, и каждому, говоря:

      Христос Воскресе!

      – Воистину Воскресе!

      Христос Воскресе!

      – Воистину Воскресе!

      Христос Воскресе!

      – Воистину Воскресе!

     Воистину Христос воскрес! Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин.

      Напоминаю: служба – в понедельник вечерня в 16:00, затем панихида.

     Это особая служба, а в Церкви она называется Радоница, или «радость», а еще называют ее Пасха мёртвых, поэтому в церкви особое поминовение о всех наших почивших сродниках, о всех почивших христианах православных.

      Во вторник – 08:00 – начало Божественной литургии, а затем братская панихида.

      В пятницу в 09:00 молебен водосвятный с чтением акафиста Божией Матери «Умиление», вечерня в пятницу 16:00, в субботу – 08:00 – начало Божественной литургии. Вечерня в субботу в 16:00, и, не забываем – воскресение – малая Пасха, – 08:00 – начало Божественной литургии.

     Вам же, Господи, дай телесного здравия, душевного спасения, помощи Господней на предстоящей неделе и сохранять великую радость о Христе Распятом и о Христе Воскресшем, и иметь об этом глубокую веру. Бог распялся ради нас, чтобы нам дать жизнь вечную.

      Аминь.

      Слава Тебе, Боже.

      Слава Тебе, Боже.

      Слава Тебе, Боже.