ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Воскресная проповедь 03.05.2015 Печать

3 мая 2015 года, в Неделю 4-ю по Пасхе, о расслабленном, Божественную литургию в нашем храме возглавил настоятель, протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Ин 5:1–15):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Случилось Иисусу идти во Иерусалим. Близ Овечьих ворот был некий пруд-купальня, называемый Вифезда, то есть «дом милосердия», или «место милосердия». Этот бассейн имел пять крытых ходов для больных. А самое ценное, что было у этого пруда – он имел необычайную силу. По времени, а это могло быть разное время суток, в воду входил Ангел и он возмущал воду. И когда вода принимала такое состояние, то тот, кто первым опускался в воду, выздоравливал.Вода в известные периоды содержала в себе целительное и укрепляющее свойство, и по этому случаю там находилось много больных, хромых, сухих людей, чающих движения воды (Ин 5:3). Эти люди находились там под портиками, украшавшими пятиугольное здание; страждущим слепотой, хромотой, и расслабленным приходилось жить у этого чудесного источника – в надежде воспользоваться брожением и всплесками воды.

      Когда Иисус подошел к этому пруду, то среди прочих людей Он увидел одного тяжко страждущего человека, который был парализован. Бедняк едва-едва мог как-то передвигаться, давать движение своему телу. Он около тридцати восьми лет находился в расслаблении от паралича и жил в портиках этого пруда.

      Спаситель спросил: хочешь ли быть здоров? (Ин 5:6)

     Ради этого и жил человек у источника, чтобы броситься в пруд, пока не потерян был благоприятный момент. Но жизнь у бассейна была бесполезной, – так как он сам был беспомощен, то другие, более счастливые и менее слабые, всякий раз успевали раньше его бросаться в пруд. Почему же Спаситель спрашивает?

     Он спрашивает его волю, его желание.

     «хочешь ли быть здоров?»

     Если бы он сказал «нет», то наверняка бы Спаситель не сделал бы то чудо, которое сейчас было зачитано – Евангельское свидетельство. Но расслабленный сказал: «ей, Господи», то есть «да, Господин, конечно же, хочу быть здоровым; но не имею человека, который бы помог мне это сделать. Когда же возмутится вода, то иной вперед меня прыгает в воду и забирает всю чудодейственную силу, а я не успеваю. Я не имею человека, который бы помог мне опуститься в нее».

     Сначала слова эти едва ли вывели несчастного из его унылого оцепенения: он едва взглянул на спросившего. Но думая, может быть, незнакомец по сердечной доброте хочет помочь ему первым попасть в воду, когда она возмутится опять, он в ответ рассказал свою горькую повесть о долгом и тщетном ожидании.

     А ведь ради этого чуда и ради исцеления вокруг этого пруда было столько людей, и каждый из них желал первым войти в воду, каждый, находящийся у воды, нуждался в помощи, в помощи для исцеления своего тела.

     Но Путник сказал ему: «Вставай, бери постель твою и ходи».

     Слова были сказаны так, таким тоном, которому нельзя было не повиноваться. Расслабленный почувствовал, как к изможденным членам и разбитому организму прикоснулась божественная сила, как, подобно электрическому току, прошла она по его жилам. Руки и ноги уже стали слушаться болящего. Произнесенным голосом и повелительным тоном Путника вернулось к расслабленному здоровье!.. Но ведь он, расслабленный, просил ни один день, или месяц, и даже не один год Бога об исцелении!

     После тридцативосьмилетней расслабленности, он мгновенно встал, поднял свою постель и пошел. В радостном изумлении бедняк озирался кругом, чтобы увидеть своего неизвестного благодетеля; но толпа была велика, и Иисус, стараясь избежать возбуждения в народе, спокойно удалился.

     Иудеи посмотрели недоуменными и враждебными глазами на исцеленного, как он берет постель, и с негодованием сказали: «Нельзя тебе брать постель в субботу!» Это был вопиющий случай нарушения их закона. Иудеи под страхом даже смертной казни должны были оставлять всякий труд, посвящая все время этого дня богоустановленному покою. В позднейшее время, уже после плена Вавилонского понятие о покое субботнего дня было извращено. Но почему? Потому что суббота была учреждена в видах милосердия, предназначена для защиты подчиненных и угнетенных людей от тяжести непрерывной работы.

     «Кто меня исцелил, – отвечал счастливец, – Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи». Злобное коварство иудейских властей не давало им признать факт исцеления расслабленного от болезни, продолжавшейся в течение целой его жизни. Они говорят: «кто Тот Человек, который сказал тебе взять постель», подвигнул на незаконное повеление. Бедняк в действительности не знал, кто был его благодетель.

      По прошествии некоторого времени исцеленный пришел в дом Божий, – видимо, чтобы совершить благодарение Богу за исцеление, и в доме Божием встречает Того, Кто даровал ему жизненную силу. Он услышал знакомый голос, Спаситель обратился к нему с простым, но важным предостережением: «вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже». Господь хочет исцелить и душу его, угрожая ему большими страданиями в случае, если больной снова начнет греховную жизнь. Он призывает к перемене жизни, к покаянию, которое приведет к спасению.

      Расслабленный поспешил к Иудеям и сказал: «Человек, Который меня исцелил, есть Иисус».

     Может быть, он сказал это в возвышенной радости и простоте сердца, чтобы поделиться с другими, чтобы они признали во Христе истинного пророка. А может быть, здесь сказалась его низкая натура. Но результатом этого открытия, когда он сказал Иудеям об Иисусе, стало то, что началось гонение на Спасителя. Иудеи стали искать осквернителя субботы, чтобы умертвить Его, или даже камнями забросать. Не тронутые делом человеколюбивого сострадания, равнодушные к проявлению чудодейственной силы Иудеи стали гнать Иисуса и искали убить Его за то, что Он делал такие дела милосердия в субботу.

     Эта история служит не только символом того, что в Святом Крещении водою исцеляется весь человек и телом и душою, но и ясным указанием на то, что нельзя терять надежду на помощь Божию, сколько бы ни пришлось ждать.

     Аминь.


Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 14 зач., V, 1-15.

1 После сего был праздник Иудейский, и пришел Иисус в Иерусалим.

2 Есть же в Иерусалиме у Овечьих ворот купальня, называемая по-еврейски Вифезда, при которой было пять крытых ходов.

3 В них лежало великое множество больных, слепых, хромых, иссохших, ожидающих движения воды,

4 ибо Ангел Господень по временам сходил в купальню и возмущал воду, и кто первый входил в нее по возмущении воды, тот выздоравливал, какою бы ни был одержим болезнью.

5 Тут был человек, находившийся в болезни тридцать восемь лет.

6 Иисус, увидев его лежащего и узнав, что он лежит уже долгое время, говорит ему: хочешь ли быть здоров?

7 Больной отвечал Ему: так, Господи; но не имею человека, который опустил бы меня в купальню, когда возмутится вода; когда же я прихожу, другой уже сходит прежде меня.

8 Иисус говорит ему: встань, возьми постель твою и ходи.

9 И он тотчас выздоровел, и взял постель свою и пошел. Было же это в день субботний.

10 Посему Иудеи говорили исцеленному: сегодня суббота; не должно тебе брать постели.

11 Он отвечал им: Кто меня исцелил, Тот мне сказал: возьми постель твою и ходи.

12 Его спросили: кто Тот Человек, Который сказал тебе: возьми постель твою и ходи?

13 Исцеленный же не знал, кто Он, ибо Иисус скрылся в народе, бывшем на том месте.

14 Потом Иисус встретил его в храме и сказал ему: вот, ты выздоровел; не греши больше, чтобы не случилось с тобою чего хуже.

15 Человек сей пошел и объявил Иудеям, что исцеливший его есть Иисус.

 

     Проповедь по совершении Божественной литургии

     И вас сохрани, Господи, на многая и благая лета. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств, всех вас с воскресным днем и 4-й Неделей по Святой Пасхе. Церковью она называется Неделя о расслабленном.

      В среду у нас важнейшее событие – в среду, согласно объявления, которое висит на дверях нашего храма, я думаю, читали вы информацию: в 18 часов 6 мая, в День Победы – ведь в 1945 году День Победы пришел на 6 мая. 9-го мая уже в России было объявлено, а Европа празднует День Победы 8-го мая, 6-го мая – закончились военные действия. Именно на память Георгия Победоносца.

      Война началась 22 июня, в День Всех святых, а победа пришла к нам через 4 года.

      И ведь Русские воины освободили всю Европу от страшного ига фашизма. Сколько людей пострадало!.. Я думаю, не измерить ни сýдьбы, ни те слезы, которые были пролиты и матерями, и отцами, и мужьями, женами, детьми… Страшно подумать, – когда у матерей отбирали детей, а их посылали в печь, откуда они уже никогда не возвращались!.. Я думаю, страшнее того, что пережили наши сродники и соотечественники, не было никогда и не будет. Родина призвала защищать свое Отечество, и жена, провожая мужа, заливалась слезами расставания. Первая мысль, которая ее посещала: «А вернется ли он? Увижу ли я еще его?..»

     Тем не менее, мы выстояли. Благодаря наших дедов, отцов и матерей, и тех людей, которые ковали победу в тылу, работая день и ночь на станках, полях, копая окопы… И дети войны, помогали своим родителям исполнять долг перед Родиной. Одним словом, это Великий Праздник, и мы не должны забывать то, что было на Земле Русской.

     Поэтому, 6 мая прибывает точный список иконы Божией Матери «Донская». По благословению Патриарха Кирилла и молитвами Митрополита Меркурия написана икона – точный список с иконы «Донская», которая до сего времени хранится в Третьяковской галерее. Монахи Данилова монастыря в течение двух лет писали образ Божией Матери «Донская».

     Икона готова, в Москве, в храме Святителя Николая, ее освятили, к ней изготовлен оклад: точный оклад, который некогда был на этой иконе. Во времена богоборчества драгоценнейший оклад с иконы сорвали. Сама икона чудом сохранилась, как я уже сказал, находится в Третьяковской галерее.

    И вот благодаря стараниям Митрополита Меркурия точная копия иконы Божией Матери «Донская» с окладом возвращается к себе домой на Донскую землю, в Донскую митрополию.

     В 17:40 из Москвы прибывает икона в сопровождении Митрополита Меркурия. На вокзале встречает губернатор Ростовской области, и затем в 18 часов икона прибывает на переулок Соборный – улицу Большую Садовую. Духовенством Ростовской-на-Дону епархии и прихожанами встречаем икону, и на руках с крестным ходом понесем ее в Собор Рождества Пресвятой Богородицы. На Соборной площади служится первый благодарственный молебен, и затем каждый сможет приложиться к этому списку, к этой чудотворной иконе Божией Матери «Донская».

      Поэтому, пожалуйста, не пропустите это историческое событие. У кого есть силы, возможности, в среду, 6 мая, в день памяти святого Великомученика и Победоносца Георгия, будет принесен точный список иконы Божией Матери «Донская».

     Еще бы хотел обратить ваше внимание на особое событие обстоятельств: по Церковному Уставу, если припадает на Пасху память святого, согласно Типикона, то есть Устава, праздник святому переносится на третий день.

     Так вот, впервые в истории Земли Русской, в 1945 году, когда Пасха припала 6 мая, а это было воскресенье, память Георгия Победоносца, то, согласно Устава Церкви (а это готовится за год, то есть в 1944 году священноначалие определило, что память Георгия Победоносца будет праздноваться 9 мая). Так и случилось: окончание войны и Пасха – 6 мая, а День Победы 1945 года праздновался вместе с память Георгия Победоносца.

     Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

     Служба во вторник – вечерня 16:00, в среду – память Георгия Победоносца.   Божественная литургия – 08:00.

     В пятницу – 09:00 – водосвятный молебен с чтением акафиста Божией Матери.

     В пятницу вечерня 16:00, в субботу – 08:00 – начало Божественной литургии.

     В субботу вечерня 16:00, воскресение – 08:00 – начало Божественной литургии.

     Слава Тебе, Боже.

     Слава Тебе, Боже.

     Слава Тебе, Боже.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"