Воскресная проповедь 10.05.2015 Печать

10 мая 2015 года, в Неделю 5-ю по Пасхе, о самаряныне, совершение Божественной литургии в нашем храме возглавил настоятель храма протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Ин 4:5-42):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

     Слова божественной проповеди надлежало услышать и людям, живущим в небольшом городе Сихарь, – так об этом сегодня говорит евангельский отрывок.

     Иисусу надлежало идти в Галилею, и, проходя через Самарию, приходит к городу Сихарь. Утрудившись в пути сел у колодца, близ участка земли, данного патриархом Иаковом любимому сыну своему Иосифу. Время было полуденное, жаркое, а на Востоке в таких местах как Иерусалим сложно переносить палящее солнце, тем более что в такое время суток люди сидят дома. Он сел при дороге у колодца, а ученики отлучились в город, чтобы купить что-нибудь кушать. Голодный и жаждущий, неся на Себе все наши немощи, томно сидел в ожидании их. Когда же Он сидел у студенца, то к этому колодцу пришла женщина из Самарии, чтобы почерпнуть воду. Спаситель сказал: «Женщина, дай Мне воды».

     Самарянка удивилась. Она тут же обличила Путника, говоря: «Ты жидовин, – как говорит Евангелие, или что в переводе означает «Иудей», – просишь у меня пить? А разве не знаешь, что Иудеи не прикасаются к Самарянам, или точнее, «не общаются с Самарянами»? Между иудеями и самарянами была такая непримиримая ненависть, до того порваны были все сношения между ними, что просьба эта вызвала у самарянки только выражение крайнего удивления.

      Кротко, без всякого упрека, сидящий у колодца Иисус сказал: «О женщина, если бы ты имела дар Божий и знала, Кто у тебя спрашивает: «дай Мне пить», то сама бы попросила у Него, и Он бы дал бы тебе воду живую». Она невольно сделала жест рукой по направлению к колодцу, который был во сто футов глубиной, и Ему нечем было почерпнуть, и сказала: «господин! Так у тебя нет почерпала, а студенец глубокий; как ты можешь достать эту живую воду, чтобы дать мне?» Затем, может быть, с улыбкой недоверия и чувством народной гордости, она спросила: «Господин! Или Ты больше отца нашего Иакова, который пил из этого колодца, и пила вся его семья, и даже скот».

     Женщина говорит это, потому что колодец считался ключевым, вода в нем не иссякала. В колодце хватало воды для всех, и это было удивительно, тем более для той восточной страны, где весьма не хватает воды, так как она не только необходимость, но и восхитительная роскошь, и уроженцы Палестины знатоки в ее качествах. 

     На что Спаситель сказал: «всякий, кто пьет от этого колодца, паки вжаждет и снова будет приходить к этому источнику, чтобы пить. А кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную».

     Что-то поразило и устрашило ее в этих Его простых словах, она обращается к Нему уже с почетным титулом, которого не было в ее первом обращении: «дай мне воды такой, о которой ты говоришь, чтобы я не приходила и не нуждалась больше». Женщина посчитала, как и все люди: чтобы воды напиться и больше не нуждаться в воде и не иметь жажды. Женщина разумела обыкновенную воду, а то, о чем Он говорит, есть источник воды внутри самого сердца, который утоляет жажду на веки и течет в жизнь вечную.

     Спаситель решил, что для назидания бедной и изумленной женщины уже и так много сказано, Он повелевает ей пойти, и сказал: «пригласи мужа твоего и приходи сюда».

     Он сказал эти слова с любовью к ней, без всякого осуждения. Он поступил с ней так же, как поступил при подобной же непонятливости ученого Никодима, стараясь возвести ее мысли в возможно высшую область, сказал это с той целью, чтобы тронуть ее каменное сердце и пробудить спящую совесть.

     Женщина ответила: «Я не имею мужа».

     И снова Спаситель посмотрел ей в глаза и сказал: «правду ты говоришь, ибо тех, что ты имела пять мужей, и сейчас который у тебя, ну какой же он тебе муж?» В сугубое подтверждение ее грубого признания раскрыл пред ней тайну ее распущенной и преступной жизни.

    В глазах женщины пробежала вся ее недалекая жизнь. Может быть, за какие-то три, пять секунд в голове перевернулось всё ее мировоззрение: как она жила, как поступала, что делала…

     Теперь она уже ясно видела, что перед нею пророк, но от собственной жизни – на которой ей, конечно, хотелось останавливаться как можно меньше, быстро переводит разговор к другому великому вопросу: «Отцы наши поклонялись Богу на этой горе в Самарии, или, а вы говорите, что место поклонения находится в Иерусалиме?» На что Спаситель ответил: «поверь Мне, наступает время и настало уже, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу. Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев. Истинные поклонницы будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таковых поклонников Отец ищет Себе. Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине».

     Прекрасные слова на этот евангельский отрывок сказал Патриарх Кирилл. Я вам с удовольствием их зачитаю.

     «Добрые дела, к которым Господь нас призывает, — это и есть поклонение в духе и истине.

     Давайте зададим самим себе простой вопрос: а как я поклоняюсь Богу? И тогда сразу отойдут на второй план такие понятия, как количество совершаемых молитв, количество посещаемых богослужений. Это не значит, что первое и второе незначительны для дела  человеческого спасения. Но это значит, что без духа и истины все это превращается в пустословие и некое обрядоверие.

     Как мы поклоняемся Богу? Насколько мы живем Божественной истиной? Насколько мы готовы эту истину защищать? Насколько мы готовы в соответствии с этой истиной творить добрые дела, чтобы в истине и в духе поклоняться Богу? Это очень критические вопросы, которые каждый пред собой должен поставить, потому что эти же вопросы и Бог поставит перед нами на Страшном суде».

    Женщина была глубоко тронута и поражена услышанным; но как можно было по простому случайному слову неизвестного чужестранца отказаться от своей крепкой веры, в которой она и ее отцы родились и воспитались? Со вздохом сказала: «придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все». На это последовал ей ответ: «это Я, Который говорю с тобою».

    Самарянка оставила свой водонос и поспешила в город, сообщила о чудесной встрече: «пойдите, посмотрите Человека, Который сообщил мне всё, раскрыл самую тайну всей моей жизни, не Он ли Христос?»

     Этим временем ученики пришли и удивились, что Он разговаривает с женщиной, не стали задавать Ему вопросов, но сказали: «Равви! кушай».

     Учитель ответил: «Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его». «Кто накормил Его?», – говорили ученики между собой.

     «Посмотрите, – говорит ученикам, – вы говорите, что еще четыре месяца до жатвы: взгляните на эти поля, они уже пожелтели и поспели к жатве, – жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут. Вы будете радостно пожинать жатву, которую Я посеял трудом и страданьем; а Я, сеятель, радуюсь при мысли об этой радости грядущей».

     Этим временем пришла женщина вместе с народом, которые уверовали слову этой женщины.

     Тогда жители той страны попросили, чтобы Христос побыл с ними; и Он пробыл там  два дня.

     Личная беседа с Иисусом убедила многих из самарян гораздо глубже, чем рассказ женщины: «Мы веруем не за слово женщины, которая сказала нам о чудесном Путнике, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос». Замечательно, что самаряне верили только одному учению Христа, не прося у Него чудесных удостоверений в истинности Его божественного посланничества, и этим показали себя лучшими иудеев, которые, если и веровали Христу, то только потому, что видели совершавшиеся Христом чудесные знамения.

     Аминь.


Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 12 зач., IV, 5-42.

5 Итак приходит Он в город Самарийский, называемый Сихарь, близ участка земли, данного Иаковом сыну своему Иосифу.

6 Там был колодезь Иаковлев. Иисус, утрудившись от пути, сел у колодезя. Было около шестого часа.

7 Приходит женщина из Самарии почерпнуть воды. Иисус говорит ей: дай Мне пить.

8 Ибо ученики Его отлучились в город купить пищи.

9 Женщина Самарянская говорит Ему: как ты, будучи Иудей, просишь пить у меня, Самарянки? ибо Иудеи с Самарянами не сообщаются.

10 Иисус сказал ей в ответ: если бы ты знала дар Божий и Кто говорит тебе: дай Мне пить, то ты сама просила бы у Него, и Он дал бы тебе воду живую.

11 Женщина говорит Ему: господин! тебе и почерпнуть нечем, а колодезь глубок; откуда же у тебя вода живая?

12 Неужели ты больше отца нашего Иакова, который дал нам этот колодезь и сам из него пил, и дети его, и скот его?

13 Иисус сказал ей в ответ: всякий, пьющий воду сию, возжаждет опять,

14 а кто будет пить воду, которую Я дам ему, тот не будет жаждать вовек; но вода, которую Я дам ему, сделается в нем источником воды, текущей в жизнь вечную.

15 Женщина говорит Ему: господин! дай мне этой воды, чтобы мне не иметь жажды и не приходить сюда черпать.

16 Иисус говорит ей: пойди, позови мужа твоего и приди сюда.

17 Женщина сказала в ответ: у меня нет мужа. Иисус говорит ей: правду ты сказала, что у тебя нет мужа,

18 ибо у тебя было пять мужей, и тот, которого ныне имеешь, не муж тебе; это справедливо ты сказала.

19 Женщина говорит Ему: Господи! вижу, что Ты пророк.

20 Отцы наши поклонялись на этой горе, а вы говорите, что место, где должно поклоняться, находится в Иерусалиме.

21 Иисус говорит ей: поверь Мне, что наступает время, когда и не на горе сей, и не в Иерусалиме будете поклоняться Отцу.

22 Вы не знаете, чему кланяетесь, а мы знаем, чему кланяемся, ибо спасение от Иудеев.

23 Но настанет время и настало уже, когда истинные поклонники будут поклоняться Отцу в духе и истине, ибо таких поклонников Отец ищет Себе.

24 Бог есть дух, и поклоняющиеся Ему должны поклоняться в духе и истине.

25 Женщина говорит Ему: знаю, что придет Мессия, то есть Христос; когда Он придет, то возвестит нам все.

26 Иисус говорит ей: это Я, Который говорю с тобою.

27 В это время пришли ученики Его, и удивились, что Он разговаривал с женщиною; однакож ни один не сказал: чего Ты требуешь? или: о чем говоришь с нею?

28 Тогда женщина оставила водонос свой и пошла в город, и говорит людям:

29 пойдите, посмотрите Человека, Который сказал мне все, что я сделала: не Он ли Христос?

30 Они вышли из города и пошли к Нему.

31 Между тем ученики просили Его, говоря: Равви! ешь.

32 Но Он сказал им: у Меня есть пища, которой вы не знаете.

33 Посему ученики говорили между собою: разве кто принес Ему есть?

34 Иисус говорит им: Моя пища есть творить волю Пославшего Меня и совершить дело Его.

35 Не говорите ли вы, что еще четыре месяца, и наступит жатва? А Я говорю вам: возведите очи ваши и посмотрите на нивы, как они побелели и поспели к жатве.

36 Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную, так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут,

37 ибо в этом случае справедливо изречение: один сеет, а другой жнет.

38 Я послал вас жать то, над чем вы не трудились: другие трудились, а вы вошли в труд их.

39 И многие Самаряне из города того уверовали в Него по слову женщины, свидетельствовавшей, что Он сказал ей все, что она сделала.

40 И потому, когда пришли к Нему Самаряне, то просили Его побыть у них; и Он пробыл там два дня.

41 И еще большее число уверовали по Его слову.

42 А женщине той говорили: уже не по твоим речам веруем, ибо сами слышали и узнали, что Он истинно Спаситель мира, Христос.


     Проповедь по совершении Божественной литургии

    Спаси, Господи. Ангела-Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств. Всех вас с Воскресным днем и 5-й Недели по Святой Пасхе.

     Еще недавно мы с вами считали постные дни Великого поста, готовились к Пасхе… а уже прошло пять Недель по Пасхе. Нынешняя неделя называется о самарянке. Именно для этого Господь показывает всем нам о том, что мы должны быть милосердны друг к другу, и не надо осуждать. Из Евангельского чтения Господь показывает нам ясный пример: женщина имела пять мужей, и сейчас, как сказал ей Учитель, «тот, которого ты имеешь, ну какой же он тебе муж? Ты правду сказала», – но ведь Бог не осудил ее…

    Вспомним Евангельский отрывок, когда к Христу привели женщину, взятую в прелюбодеянии, закон Моисеев повелевал таковую побивать камнями, – Господь что сказал? Он пальцем на пыли написал: «кто без греха, пусть первый бросит в нее камень», – и каждый подошедший прочитал надпись на земле, был обличаем своей совестью, ведь каждый знает свой внутренний мир, – и прочитавши  надпись, уходил. Как он мог бросить в нее камень, когда сам был подвержен этому греху?..

      И Бог сказал ей: «и Я не осуждаю тебя; иди и больше не греши, больше так не поступай». (см. Ин 8:2-11)

     И сегодня, – Господь пришел в совершенно незнатный город – малое селение, которое называется Сихарь, – пришел, чтобы слово Божие коснулось сердец жителей и этого города. Он преподал им слова Божественной истины. Господь не осуждает и эту женщину, потому что только Бог ведает тайны человеческой жизни, только Бог знает, по какой причине у нее было пять мужей, или тех сожителей, с которым она жила, и тот, который у нее сейчас – один Бог знает, какой земной крест несёт эта женщина.

     Только Бог ведает все радости и скорби человека! И не осудил ее, а милостиво сказал: «Пойди, приведи того, с кем ты живешь, и Я дам вам воду живую – слово Божественной истины, которое будет течь внутри вас и сделается источником воды, приводящей в жизнь вечную».

     Вот на такой ноте, православные, призываю вас к любви друг другу и не осуждать ближнего своего. Мы не знаем, почему он живет в таком состоянии. Если мы увидели низость человека, – не надо осуждать. Мы не знаем, что подвигло его сделать это.

     Нам кажется, что так-то и так, а это может быть совершенно по-другому, и, может быть, человек грешен в одном, но в другом стоит выше нас с вами пред лицом Божиим. Поэтому нам говорит Бог: «Не осуждай. Не суди, и не судим будешь». Но будьте такими, как говорит Евангелие, Бог есть дух, и ищет, которые поклоняются Ему в духе и истине.

     Нелицемерное поклонение, а в духе и истине, – кто искренним сердцем и чистыми помыслами славит Бога – тот есть истинный поклонник Богу. Бог создал Церковь,  обратившись к Петру: «созижду церковь Мою, и врата ада не одолеют до скончания века». Церковь – дом Божий, Он живет в ней Духом Святым, не отступая и не удаляясь, но всегда наполняя и освящая ее Своим присутствием.

18 и Аз же тебе глаголю, яко ты еси Петр, и на сем камени созижду церковь Мою, и врата адова не одолеют ей:

(Мф 16:18)

     Для этого Бог дарует нам дом Божий, в котором мы с вами спасаемся, в котором мы с вами должны поклоняться Богу в духе и истине. Вот таких Бог ищет, и для этого существует мир, чтобы хоть какая-то душа, живя в духе и истине, спаслась.

     Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

     Служба на неделе будет: сегодня вечерня в 16:00 с чтением акафиста Георгию Победоносцу.

    Вторник вечерня в 16:00, в среду – 08:00 – начало Божественной литургии, отдание праздника Преполовение Пятидесятницы.

     В четверг вечерня в 16:00, в пятницу – 08:00 – начало Божественной литургии. В пятницу – память перенесения мощей Бориса и Глеба.

     Затем вечерня в пятницу 16:00, в субботу – 08:00 – начало Божественной литургии.

     В субботу вечерня в 16:00, и в воскресение – 08:00 – начало Божественной литургии.

 

     Слава Тебе, Боже.

     Слава Тебе, Боже.      

     Слава Тебе, Боже.

<