ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Воскресная проповедь 17.05.2015 Печать

17 мая 2015 года, в Неделю 6-ю по Пасхе, о слепом, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Ин 9:1-38):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Выходя из храма, проходя по дороге, Иисус увидел человека, слепого от рождения, просящего милостыню. Слепой скромно протягивал ладонь и выпрашивал милостыню у прохожих, довольствовался полученным, и тем самым продлевал свое жалкое существование. Ученики удивленно спрашивают: «Учитель! – или, точнее, как говорит сегодняшнее прочитанное Евангелие, «Равви!», скажи нам, за чьи грехи он страдает? кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?»

     (Так уж было в Ветхом Завете, что иудеи с детства воспитывались во взглядах, по которым каждое страдание и несчастье было необходимым и прямым следствием соответствующего греха.)

     Христос в купальне Вифезда на глазах учеников исцелил расслабленного, а также другого в Капернауме, и это было понятно, так как Господь сказал исцеленному: «прощаются тебе грехи твои». Исходя из этого, ученики, пожалуй, могли заключить, что и Он держится такого же взгляда, поэтому они спросили, отчего этот человек родился слепым. В данном случае ученики были удивлены потому, что в первом случае предположение было бы жестоким, в последнем невозможным.

      Учитель отвечает им: «Не за грехи родителей, и уж тем более не за свои грехи, но слава Божия должна просиять на нём».

     Это не значит, что человек страдает и ждет, пока Христос совершит над ним чудо. Из сказанного мы должны понимать, что милосердие Божие простирается над каждым, и в данном случае здесь обнаруживается попечение Божие о всяком человеке. Христос хочет сказать только, что вообще на слепом обнаружилось попечение Божие о людях, которое большею частью остается сокрытым от человеческих очей. Да, дела промышления Божия не были чем-то ясно наблюдаемым для людей в течении долгого времени, а теперь они обнаруживаются в деятельности Сына Божия. Исцеление слепого Господь рассматривает как одно из обнаружений Божественного попечения о людях, исцеление слепого есть только одно звено в цепи многих дел. Таких дел нужно совершить много, а времени остается очень мало. «Пока есть день, Мне надобно делать дела Пославшего Меня и исполнять волю Его; приходит ночь, когда никто не может делать. Доколе Я в мире, Я свет миру».

      Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому. Дорожной пылью, по которой всегда и все ходили и ходят, взял грязь и этой грязью, или, как говорит Евангелие, брением, помазал ему глаза. Затем говорит слепому: «Иди в купель Силоамскую, умойся, и будешь видеть».

     Посланный тут же пошел, как сказал ему Некто. К этому его убеждало естественное желание воспользоваться всяким средством для излечения своей болезни, а с другой стороны до него могли дойти слухи о Христе как о чудесном Целителе. Таким образом, начатки веры в нем уже были.

     Удивительный факт, который сегодня предлагает нам Евангельское чтение! Оказывается, исцеление лежало у ног этого слепца.

     Сколько лет он стоял у стен храма, прося милостыню; он даже и не надеялся видеть глазами, потому что родился слепым, испокон веков не было такого, чтобы слепец мог прозреть. Этот факт весьма поучителен для всех нас, чтобы мы не искали помощь где-то из вне, куда-то бежать, кого-то догонять. Мы должны понимать, что спасение – под нашими ногами, оно – вот оно, его только нужно взять, его нужно увидеть. А чтобы увидеть его, нужно иметь чистое сердце и светлые глаза, и тогда всё увидим, где спасение и как его нужно взять.

     Когда посланный умылся, то прозрел. Он вернулся в свой дом, и было великое диво среди народа. Соседи говорили: «Неужели это тот, который сидел и просил милостыни на протяжении многих лет?..» Одни говорили, это он, другие отвечали: «это похожий на него».

     Тогда спросили у него: «как открылись у тебя глаза?»

     Слепец сказал в ответ: «Человек, называемый Иисус, сделал брение из плюновения, помазал очи мне и сказал: «пойди в купель Силоам умойся – и прозреешь». Я сделал так, как Он сказал и прозрел».

     Тогда сказали ему: «Где Он, покажи Его нам!»

     Но как слепец может показать, если он только ушами слышал и уверовал в то, что сказал ему Путник? Бывший слепой говорит о своем благодетеле как о человеке ему почти неизвестном: он знает только, как зовут его исцелителя, а где Тот находится – неизвестно.

     Его повели к фарисеям, чтобы засвидетельствовать великое чудо, а была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

     Фарисеи, увидев его, спросили: как ты прозрел? Слепец отвечал: «брение положил Он на мои глаза и сказал мне, чтобы я пошел в купель и умылся, и я, умывшись, прозрел».

     Тогда некоторые из Фарисеев говорили: «Не от Бога Этот Человек, Он не хранит субботу!» Он трудится – делает мазь, мажет грязью глаза в день субботний – освященный, Божественный. Разве можно в субботу такое делать? Раввины запрещали вообще мазать брением в субботу даже один из своих глаз, кроме случаев смертельной опасности. Иисус не только помазал оба глаза слепцу, но даже мешал слюну с пылью!

     Дышащие злобою и завистью (а ведь это очень большая опасность – зависть!), дышащие завистью на Иисуса, они не видят самого факта – то, что совершилось великое чудо – исцеление. Чудо милосердия побуждало в них меньше изумления и благодарности, чем негодования за нарушение их суеверного почитания субботы.

     Другие говорят: «Если Этот Человек не от Бога, разве может творить такие чудеса?» Настаивать на нарушении субботы значит допускать самое чудо, а допустить чудо значит признать факт, что совершивший его не может быть преступником. И между ними был спор.

      Затем, став совершенно в тупик, они снова спросили самого исцеленного, что он сам думает о своем благодетеле. Он сказал: это пророк.

     Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, «позовите родителей его», сказали они. В надежде найти опору для их безумного утверждения, они пригласили родителей исцеленного. Спрашивают у отца и матери: «Скажите нам, ваш ли это сын? И кто открыл ему очи?» Но родители слепца знали, что фарисеи дышат злобою на Иисуса из Назарета, Синедрион постановил: кто будет чтить Иисуса Христом, будут отлучены от общения церковного.

     Родители сказали им в ответ: то, что это сын наш, мы свидетельствуем, и родился слепым, подтверждаем, но как открылись у него очи, мы не знаем. Ведь он в совершенных летах; спросите его, и он сам о себе расскажет».

     И тогда вторично призвали человека, который был слеп и сказали ему: «воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник». Бывший слепец сказал им в ответ: «Грешен Он или нет, не знаю я; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу».

      Снова спросили его: что сделал Он с тобою? Как открыл очи твои? Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

     Фарисеев ответ не удовлетворил. Они почувствовали себя оскорбленными ответом, сказанным от человека, принадлежащего к черни. Их раздражение побуждает их обратиться с бранью к исцеленному. Иудеи называют его учеником Христа, хотя на самом деле он не был таковым, а себя гордо величают учениками Моисея.

     «Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог, говорили они; а «Этого не знаем, откуда Он».

     «Воистину удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он открыл мне очи. Но мы знаем, что грешников Бог не слышит; но кто Бога чтит и исполняет волю Его, того Бог слушает. Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего». Нужно было иметь много смелости, чтобы иронически спросить важных членов синедриона, действительно ли они с искренним желанием расспрашивают о Назаретском пророке, чтобы признать Его высокое достоинство.

     Не в силах более сдержать взрыва своего негодования, фарисеи стали ругаться: «Ты во грехах родился и учишь нас!» И выгнали его вон из заседания и отлучили от синагоги.

     Иисус услышал, что бывший слепец изгнан, Он приближается к нему, чтобы помочь ему достигнуть полной веры в Него, и говорит: «веруешь ли ты в Сына Божия?»

     Слепец услышал знакомый голос, голос, который некогда послал его в купель Силоам. Этот знакомый тембр исцелил слепого, он понял, что перед ним стоит именно Тот, Которого он раньше не видел, но слышал величайший спасительный голос.

     Он замер. В глубоком уважении и смирении произнес: «а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?»

     Иисус сказал ему: «и видел ты Его, и говорит с тобою».

     Слепца осенило теплым жаром, по рукам прошла дрожь. В мгновение ока ему стало все понятно, перед Кем он стоит! Он припал пред Ним на колени и сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.

     Аминь.


Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 34 зач., IX, 1-38.

1 И, проходя, увидел человека, слепого от рождения.

2 Ученики Его спросили у Него: Равви! кто согрешил, он или родители его, что родился слепым?

3 Иисус отвечал: не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии.

4 Мне должно делать дела Пославшего Меня, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать.

5 Доколе Я в мире, Я свет миру.

6 Сказав это, Он плюнул на землю, сделал брение из плюновения и помазал брением глаза слепому,

7 и сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам, что значит: посланный. Он пошел и умылся, и пришел зрячим.

8 Тут соседи и видевшие прежде, что он был слеп, говорили: не тот ли это, который сидел и просил милостыни?

9 Иные говорили: это он, а иные: похож на него. Он же говорил: это я.

10 Тогда спрашивали у него: как открылись у тебя глаза?

11 Он сказал в ответ: Человек, называемый Иисус, сделал брение, помазал глаза мои и сказал мне: пойди на купальню Силоам и умойся. Я пошел, умылся и прозрел.

12 Тогда сказали ему: где Он? Он отвечал: не знаю.

13 Повели сего бывшего слепца к фарисеям.

14 А была суббота, когда Иисус сделал брение и отверз ему очи.

15 Спросили его также и фарисеи, как он прозрел. Он сказал им: брение положил Он на мои глаза, и я умылся, и вижу.

16 Тогда некоторые из фарисеев говорили: не от Бога Этот Человек, потому что не хранит субботы. Другие говорили: как может человек грешный творить такие чудеса? И была между ними распря.

17 Опять говорят слепому: ты что скажешь о Нем, потому что Он отверз тебе очи? Он сказал: это пророк.

18 Тогда Иудеи не поверили, что он был слеп и прозрел, доколе не призвали родителей сего прозревшего

19 и спросили их: это ли сын ваш, о котором вы говорите, что родился слепым? как же он теперь видит?

20 Родители его сказали им в ответ: мы знаем, что это сын наш и что он родился слепым,

21 а как теперь видит, не знаем, или кто отверз ему очи, мы не знаем. Сам в совершенных летах; самого спросите; пусть сам о себе скажет.

22 Так отвечали родители его, потому что боялись Иудеев; ибо Иудеи сговорились уже, чтобы, кто признает Его за Христа, того отлучать от синагоги.

23 Посему-то родители его и сказали: он в совершенных летах; самого спросите.

24 Итак, вторично призвали человека, который был слеп, и сказали ему: воздай славу Богу; мы знаем, что Человек Тот грешник.

25 Он сказал им в ответ: грешник ли Он, не знаю; одно знаю, что я был слеп, а теперь вижу.

26 Снова спросили его: что сделал Он с тобою? как отверз твои очи?

27 Отвечал им: я уже сказал вам, и вы не слушали; что еще хотите слышать? или и вы хотите сделаться Его учениками?

28 Они же укорили его и сказали: ты ученик Его, а мы Моисеевы ученики.

29 Мы знаем, что с Моисеем говорил Бог; Сего же не знаем, откуда Он.

30 Человек прозревший сказал им в ответ: это и удивительно, что вы не знаете, откуда Он, а Он отверз мне очи.

31 Но мы знаем, что грешников Бог не слушает; но кто чтит Бога и творит волю Его, того слушает.

32 От века не слыхано, чтобы кто отверз очи слепорожденному.

33 Если бы Он не был от Бога, не мог бы творить ничего.

34 Сказали ему в ответ: во грехах ты весь родился, и ты ли нас учишь? И выгнали его вон.

35 Иисус, услышав, что выгнали его вон, и найдя его, сказал ему: ты веруешь ли в Сына Божия?

36 Он отвечал и сказал: а кто Он, Господи, чтобы мне веровать в Него?

37 Иисус сказал ему: и видел ты Его, и Он говорит с тобою.

38 Он же сказал: верую, Господи! И поклонился Ему.


      Проповедь по совершении Божественной литургии

      Христос Воскресе!

      – Воистину Воскресе!

      Христос Воскресе!

      – Воистину Воскресе!

      Христос Воскресе!

      – Воистину Воскресе!

      Воистину Христос воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим, – то есть «ожидающим». «Ожидающим» – те, кто стоит по ту сторону жизни, ведь для Бога нет мертвых, для Бога все живы. Мы делимся на эту жизнь, потому что мы здесь работаем, трудимся, зарабатываем, приобретаем… Но ведь всё это временное, потому что придет наше время и мы пойдем в вечность, в то место, где… Для Бога нет мертвых, для Бога все живы.

     Дай Бог, чтобы мы с вами понимали сердцем, понимали, что земная жизнь это отрезок времени, в котором Церковь учит нас жить с Богом. Иной уходит раньше, кто-то уходит позже, кто-то уходит в глубокой старости… Но в любом случае мы идем в вечность. Если мы с вами об этой вечности думали сегодня, и вчера, и завтра, и всегда будем думать, как нам стать пред лицом Божиим, готовы ли мы смотреть на нашего Бога?.. Для этого Бог и даёт нам земную жизнь, вот этот малый отрезок времени, и мы должны за этот малый отрезок пути научиться жить с Богом.

     Ведь не зря сегодня Церковь нам предложила чтение Евангелия. Шестая Неделя по Пасхе. Еще вчера казалось нам – мы с вами готовились к Светлому Христову Воскресению, еще вчера мы тянули тягость поста, нам казалось, как бы выдержать, не нарушить пост, а уже пробежало шесть недель; сегодня «Неделя о слепом».

     Тот, который всю жизнь топтал землю, но в один из дней, он, слепец, даже не ожидал, что случится великое чудо! – под его ногами лежит именно та мазь, которая дарует ему зрение.

     Иисус, идущий из Назарета (в данном случае Он выходил из храма), Он сотворил бреновение от Своего плюновения и грязью помазал слепому глаза. Послал его в купель Силоамскую, дал ему надежду – и веру! – если бы он не уверовал, он бы не пошел умываться именно туда, куда послал его Путник. Он поверил Его слову и пошел в то место, куда был направлен и получил исцеление: умылся и прозрел.

     Церковь призывает нас, чтобы мы прозревали. На каждой Божественной литургии: для чего мы здесь живем?

     Имею желание рассказать некий рассказ из церковной книги «Пролог», вторая часть. Рассказ о царе и шуте.

    

     Шут скачет возле царя, выкрикивает какие-то реплики, а царь не всякого настроения. Тогда он говорит:

     – Шут! Ты настолько безумный, что даю тебе трость. Она как раз под стать к твоему шутовскому колпаку, и будешь ходить с этой тростью день и ночь. Если найдешь человека глупей себя, передай ему трость. Если не найдешь глупее себя – вовеки тебе быть с ней.

     Проходит время. День, месяц, год… Через три года заболевает царь. Приезжают разные лекари, врачи того времени, но увы, от смерти лекарства нет.

     Он зовет к себе, как казалось царю, самого дорогого и близкого человека, который всегда был с ним, и открывает ему тайну своего сердца:

     – Друг, мне предстоит иная дорога. Мне надлежит идти в далекий путь.

     А шут заскакал возле царя, машет палкой и говорит:

     – Царь! Какая дорога? Какой путь? О чём ты говоришь? Когда ты шел в свои апартаменты, я видел, как тебе дорогу готовили! Когда ты осматривал свои владения, тебе готовили дорогу! Когда ты шел на трапезу, тебе готовили дорогу! О каком пути и дороге ты говоришь? Я почему-то ее не вижу!

     А царь говорит:

     – Шут, туда дороги я еще не приготовил!

     Шут достает палку и говорит:

     – Царь! Воистину эта палка принадлежит тебе! Я не видал человека глупей, который в своей жизни имел всё, а не приобрел главного!

    

      Из этого рассказа я пожелаю, чтобы вы положили его в своё сердце и приготовили в своей жизни самое главное.

     Нужно жить и благодарить Бога. Так должен начинаться каждый день. Господь, видя нашу любовь к Себе, дарует нам просимое, и, проживая эту жизнь, мы не лишимся жизни с Богом.

     Аминь.

     Диакон Алексий Ряжских:

     – Ваше Высокопреподобие, разрешите предоставить слово атаману Аксайского юрта, войсковому старшине.

     Протоиерей Димитрий Осяк:        

     – Христос Воскресе!

     Атаман Аксайского казачьего юрта Марков Сергей Иванович:

     Уважаемый отец настоятель и благочинный, уважаемые прихожане, братья казаки, священнослужители. От всей души хочу поздравить всех вас с Великой Пасхой и Днем Великой Победы. Особенно в этот прекрасный день после службы хотелось поздравить прекрасных людей, которые прославляют нашу Родину. Служат Отечеству, вере православной и тихому Дону, наградить знаком «70 лет Победы», потому что более подвига, который на нашей памяти всех здесь присутствующих, наших отцов, дедов, – более нет. Мы живем в мире семьдесят лет, русский народ это великий народ, и потому люди, которые прославляют наше Отечество, должны быть отмечены знаками внимания.

     Ваш настоятель, отец Димитрий Осяк, действительно прославляет и веру православную, и наше Отечество, и Дон, и хотел бы от всех казаков Аксайского юрта наградить его юбилейным знаком «70 лет Победы».

     Протоиерей Димитрий Осяк:

     – Спаси, Христос!

     Марков С.И.:

     – Любо! Также хотел бы наградить священника, отца Владимира Осяка – духовника казаков.

     Иерей Владимир Осяк:

     – Спаси, Господи.

     (Аплодисменты).

     Марков С.И.:

     – И также хотим наградить прихожанина храма, который помогает церкви много лет, старшего урядника Саенко Юрия Ивановича.

     Протоиерей Димитрий Осяк:

     – Христос посреди нас.

     Марков С.И.:

     – Любо!

     (Аплодисменты).

     Протоиерей Димитрий Осяк:

     Спаси, Христос. Всех вас, православные, поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств и с воскресным днем. Напоминаю, что сегодня вечернее богослужение в 16:00 с чтением акафиста Божией Матери «Неупиваемая Чаша», затем службы:

     вторник – вечерня в 16:00, в среду – 08:00 – начало Божественной литургии. В среду отдание Пасхи, служба будет Пасхальным чином – именно так, как было в Великую Пасху по «Цветной Триоди». Кто готовится ко Причастию, то может каноны читать согласно Церковному уставу Пасхальным чином.

     Затем в среду вечерня в 16:00, в четверг – один из величайших праздников – Вознесение Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. В четверг – 08:00 – начало Божественной литургии. В четверг вечерня в 16:00, а в пятницу – 08:00 – литургия – великий праздник. Пусть он не двунадесятый, но праздник величайший, так как на Руси этот святой особо чтимый – перенесение мощей Святителя Николая, Архиепископа Мирликийского, Чудотворца.

     Святителя Николая чтут не только в России, но и в ближнем и в дальнем зарубежье, где бы я ни был, везде встречал икону Святителя Николая, и все ему молятся, а он – скорый помощник и великий заступник.

     Затем в пятницу вечерня в 16:00, в субботу – 08:00 – начало Божественной литургии. Вечерня в субботу в 16:00, и в воскресенье – 08:00 – начало Божественной литургии.

     Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

     Владимир Николаевич, Кафедральный Собор нуждается в нашей помощи.

     Помощник благочинного по социальной работе Восточного округа г. Ростова-на-Дону Владимир Николаевич Саввич:

     – Дорогие братья и сестры, сегодня мы собираем деньги на реконструкцию Кафедрального собора. Работа идет, и все, кто там был, видели, как много уже сделано, но еще много предстоит сделать, поэтому я вас прошу пожертвовать на реконструкцию собора. Спаси, Господи.

     Ангела-Хранителя и Божие благословение.

    

     Слава Тебе, Боже.

     Слава тебе, Боже.

     Слава Тебе, Боже.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"