Воскресная проповедь в День Святой Троицы, Пятидесятницы (31.05.2015) Печать

31 мая 2015 года, в День Святой Троицы, Пятидесятницы, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Ин 7:37-52; 8:12):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

«В последний день праздника, – как говорит сегодняшнее Евангелие, – Христос стоял в галерее храма  и, обращаясь ко всем приходящим и уходящим, которые шли не только в дом Божий, но и к силоамскому источнику воды, возгласил: «аще кто жаждет, приходи ко Мне и пей. Ибо сказано в Писании: всякий пьющий воду, которую Я дам, потекут в нем реки живой воды, приводящей в жизнь вечную». Сказал это о Духе, потому что не был еще прославлен Сын Божий и не было еще послано Духа Божия на верующих людей.

      Многие из народа, услышав слова, говорили: «Воистину это пророк», а другие говорили: «это Христос», некоторые говорили: «разве от Галилеи Христос приходит»? И между ними был спор. Не сказано ли в Писании, что Христос придет: «от семени Давида и от Вифлеемского города».

      Между тем, пришли священники к архиереям и архиереи говорили: «Почему вы не схватили Его, чтобы привести к нам?» – то есть арестовать. Служители ответили: «Никогда человек не говорил так, как говорит Этот Человек».

      Тогда архиереи сказали им: «И вы хотите быть Его учениками? Неужели Он и вас прельстил? Посмотрите – никто от фарисей и начальников за Ним не пошел. Но только безумный народ, потому что разума у них нет», – так они говорят. Они раздражаются этим заявлением и указывают служителям на то, что никто из начальства не признал Христа.

     Тогда член синедриона Никодим обращается к ним, говоря: «Ведь закон наш судит только после того, как выслушает Его и узнают Его учение, и что он делает. Только после этого можно рассуждать, хорошо он говорит или плохо».

      Никодим сказал это так, потому что уже уверовал в Него, как в Сына Божия, потому, что ночью приходил к Нему и слышал Его Божественное слово.

      И снова между ними происходит спор. Фарисеи говорят: «От Галилеи не может приходить пророк».

      Между тем, Спаситель снова обращается к народу, приходящему в церковный двор, со словами: «Аз есмь свет; кто последует за Мною, тот не будет ходит во тьме, но будет иметь свет жизни вечной». (Ин 8:12)

      Аминь.

 

Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 27 зач., VII, 37-52; VIII, 12.

37 В последний же великий день праздника стоял Иисус и возгласил, говоря: кто жаждет, иди ко Мне и пей.

38 Кто верует в Меня, у того, как сказано в Писании, из чрева потекут реки воды живой.

39 Сие сказал Он о Духе, Которого имели принять верующие в Него: ибо еще не было на них Духа Святаго, потому что Иисус еще не был прославлен.

40 Многие из народа, услышав сии слова, говорили: Он точно пророк.

41 Другие говорили: это Христос. А иные говорили: разве из Галилеи Христос придет?

42 Не сказано ли в Писании, что Христос придет от семени Давидова и из Вифлеема, из того места, откуда был Давид?

43 Итак произошла о Нем распря в народе.

44 Некоторые из них хотели схватить Его; но никто не наложил на Него рук.

45 Итак служители возвратились к первосвященникам и фарисеям, и сии сказали им: для чего вы не привели Его?

46 Служители отвечали: никогда человек не говорил так, как Этот Человек.

47 Фарисеи сказали им: неужели и вы прельстились?

48 Уверовал ли в Него кто из начальников, или из фарисеев?

49 Но этот народ невежда в законе, проклят он.

50 Никодим, приходивший к Нему ночью, будучи один из них, говорит им:

51 судит ли закон наш человека, если прежде не выслушают его и не узнают, что он делает?

52 На это сказали ему: и ты не из Галилеи ли? рассмотри и увидишь, что из Галилеи не приходит пророк.

12 Опять говорил Иисус к народу и сказал им: Я свет миру; кто последует за Мною, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни.


      Проповедь по совершении Божественной литургии

      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

      Сегодня великий и праздничный день, мы с вами стоим пред лицом Божиим, держа в руках букет цветов, а также храм преисполнен разного разнотравья. Всё это следствие того, что соблюдали наши предки, ведь история праздника Пятидесятницы давно перевалила за тысячи лет. Так сохраняли веру в Бога и любовь к Отцу Небесному наши праотцы, так было и в ветхозаветной Пасхе – в память освобождения народа Израильского. Каждый год пятидесятый день был особым днем: народ, любящий Бога, собирался вместе в этот день, строили шалаши из ветвей деревьев и этот день особо почитался; и до сегодняшнего дня мы с вами свидетельствуем о любви Бога к Своему творению: мы украшаем дóмы, храмы живой травой, мы свидетельствуем о Живом и Вечном Боге, мы свидетельствуем о жизни вечной, мы свидетельствуем, наконец, о том, что Господь Бог ниспослал Духа Своего Святаго на учеников и Апостолов и они получили власть не только вязать грехи людские, ибо сказано «Кому простите грехи, тому простятся; а на ком удержите, на том останутся» (Ин 20:23), – так сказал Бог, повелевая ученикам и Апостолам просвещать народ Божий.

      Апостолы, имея благодать Духа Святаго, Который излился на них в видении огненных язык, свидетельствуют всему миру. Как свидетельствуем мы в праздник Святой Пятидесятницы в Новом Завете – полный храм народу. Многие из людей пришли во Иерусалим, дабы собраться в храме и вознести Богу молитву, и именно в это время, в пятидесятый день ученики единодушно были в Сионской горнице. «внезапно сделался шум с неба, как бы от несущегося сильного ветра, и наполнил весь дом, где они находились» (Деян 2:2).

      Свидетельство этому было то, что набожные люди, пришедшие в Иерусалим –  Парфяне, и Мидяне, и Еламиты и жители Месопотамии. Греки, и даже Арабы пришли на поклонение Богу в храм Иерусалимский, но вдруг слышат свое наречие и свой родной язык! Народ был весьма удивлён: «Что же мы слышим? Как мы можем слышать от Иудеев свой родной язык, слышим их нашими языками говорящих о великих делах Божиих?»

      Некоторые из стоящих поспешили рассказать присутствующим свои мысли. Насмехаясь, они сказали: «Видимо, эти Иудейские юноши напились сладкого вина».

     Петр, став с одиннадцатью Апостолами, возвысил голос свой о том, что Дух Святый почил на них в видении огненных язык, о том, что Бог ниспослал им благодать Духа Святаго, чтобы они возвестили Воскресение Христово всему миру. И свидетельство благодати Духа Святаго заключалось в том, что Апостолы могли беседовать с каждым на его родном языке. Они говорили обычно, но тот, с кем они беседовали, понимали их слова, и это было свидетельство Божественной благодати Святаго Духа. Петр сказал: Сего, по определенному совету и предведению Божию преданного, вы взяли и, пригвоздив руками беззаконных, убили.

      Тогда мужие стоящие сказали: «что нам делать, мужи братия?» (Деян 2:37)

      Петр сказал: «покайтесь и да крестится каждый из вас во имя Иисуса Христа для прощения грехов; и прúмите Духа Святаго и жизнь вечную».

      В этот великий день, в день сошествия Святаго Духа на Апостолов в пятидесятый день, в день первой проповеди, крестилось около трех тысяч человек. (См. Деяния святых апостолов, глава 2).

      Вас же всех поздравляю с величайшим праздником и с началом, или с рождением Церкви Христовой, ибо с этого дня ученики на полном основании поспешили проповедовать Слово Божие во все концы земли. На этом основании и мы, священники, стоя у престола Божия, сколько бы ни прошло времени, свидетельствуем о Божественной истине и призываем всех вас ко спасению.

      Вам же дай, Господи, телесного здравия, душевного спасения, помощи Господней.

      Сегодня вечерня в 16:00 и завтра 08:00 – начало Божественной литургии.

      Наступает сплошная неделя: в среду и в пятницу мы не постимся, послабление в пище – потому что в следующее воскресение заговенье на Петров пост.

     На неделе служба во вторник вечерня в 16:00, в среду – 08:00 – начало Божественной литургии, память Владимирской иконы Божией Матери; установлено в память спасения Москвы от нашествия крымского хана Махмет-Гирея.

     Затем в пятницу молебен водосвятный в 09:00, в пятницу вечерня в 16:00, в субботу – 08:00 – начало Божественной литургии.

      В субботу вечерня в 16:00, в воскресение – 08:00 – начало Божественной литургии.

      Вам же Ангела-Хранителя и Божие благословение.

 

      Всех вас поздравляю с великим праздником Святой и Живоначальной Троицы!


      Слава Тебе, Боже.

      Слава Тебе, Боже.

      Слава Тебе, Боже.