Воскресная проповедь 12.07.2015 Печать

12 июля 2015 года, в Неделю 6-ю по Пятидесятнице, славных и всехвальных Первоверховных апостолов Петра и Павла, совершение Божественной литургии в нашем храме возглавил настоятель храма протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Мф 9:1-8):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

      Народ гергесинский не принял словá Божественной и спасительной истины.

      Сам Божий Сын пришел к гадарянам возвестить Божественные слова, но народ оказался не готов принять Его и не имел желания исправиться. Весь город встретил Сына Божия и с постыдным и настойчивым единодушием просил, чтобы Он удалился от них. А ведь Бог давал возможность этим людям не кануть в лета пакибытия… Дал возможность им жить вместе с Богом, – в том плане, что народ, принявший Его слово, приняли слово в свое сердце, и с этим словом живя, сподобились бы жизни вечной. Но народ считал, что любовь к свиньям, богатство земное и житейское удовольствие дороже слов Божественной истины. Нажива и алчность каждого отпавшего от веры своих отцов иудея и полудикого язычника в этой местности очевидно могла понести ущерб от присутствия такого человека, каким был Иисус. Христос смиренно удаляется от них. Он, ничего не говоря жителям той страны, садится в корабль вместе с учениками и переплывает во Свой град.

      Всё же Милосердный Бог даёт ещё раз этому неблагодарному народу возможность спастись: Он оставляет им для проповеди проповедника – этого некогда свирепого бесноватого, из которого изгнал бесов – другого они недостойны.

      Когда бесноватый поспешил за Христом и просил взять его в лодку, то Спаситель сказал ему: «Иди в дом свой и расскажи, как Спаситель помиловал тебя» (Лк 8:38-39).

     И некогда бывший весьма свирепым бесноватый, так что никто не смел проходить тем путем, здравомыслящим вернулся в свой дом. По слову Спасителя стал рассказывать народу, как «Сын Божий» (перед изгнанием из него свидетельствовали о том бесы), как вернул его к полноценной жизни. Таким образом бесноватый гергесинец стал первым благовестником в стране Десятиградия, нося в собственной личности подтверждение своих слов.

      Когда корабль переплыл на другую сторону Геннисаретского озера (Евангелие, которое вы только что слышали), как надо полагать, ранним утром, и, вероятно, был уже полдень, когда лодка причалила к равнинному берегу. Один из учеников, вероятнее всего Петр, просил, чтобы Спаситель ел с ним, и Иисус идет в город в дом Симона-Петра. Между тем, когда корабль подплывал к берегу, жители той страны уже собрались на берегу озера – в ожидании своего Учителя. Спаситель прежде всего пошел в город Капернаум, который уже считался для Него «Своим городом» к дому Петра и за Ним пошло множество людей. Народ собрался тут еще в большем количестве, наполняя дом и даже окружающий его двор так, что не было прохода в двери.

      Между тем, четыре друга и товарища взяли одр пятого, который лежал на одре и принесли его к дому Петра, чтобы Иисус возложил на него руки и исцелил от болезни, потому что все знали, что Спаситель творит величайшие чудеса. Когда же они пришли, оказалось, что войти даже во двор невозможно. Тогда, посоветовавшись с Петром, они раскрывают кровлю его дома и на воловьих жилах спускают расслабленного на постели.

      Иисус, беседовавший с окружившим Его народом, обратил Свой взор на расслабленного. Ему понравилась сила и непоколебимая смелость веры, обнаруженная этим поступком.

     И Он удостоил больного более богатого блага, чем какого тот искал сам. Расслабленный наверняка испытывал большое волнение, так как способ его вторжения к Спасителю был весьма неординарным. Но еще и страх одолевал его, так как могли товарищи кровать перевернуть во время спуска, и жилу упустить и могло случиться непоправимое. Больной встревоженно молчал.

      Одр коснулся пола, и Христос сказал: «чадо, дерзай! прощаются тебе грехи твои». (Мф 9:2)

      Из сидящих и стоящих людей некоторые из них стали роптать: «Что же Он делает? – говорили они. – Вы слышите? Он грехи прощает. А кто Он такой, чтобы говорить такие высокие слова?» Спаситель заметил во взглядах, которыми обменялись находившиеся здесь книжники, и в выражении гневного неудовольствия на их лицах.

     Также прочувствовал нарастающую вражду против Него, и Он сказал им: «Какая разница, если Я сказал, что Я прощаю ему грехи? А если Я скажу: возьми одр твой, и иди в дом твой? Но вы должны понять, что Сын Человеческий имеет власть. Я не просто сказал слово, если Я говорю слово, в этом слове есть жизненно важная сила. Кто из вас может так сказать, чтобы больной смог встать с постели. Может ли кто-нибудь сказать первое, не имея возможности знать, прощены грехи или нет. Но кто может сказать последнее и дать силу своим словам без силы свыше.

      Даже если скажет кто из вас, разве выздоровеет этот человек, который не десять дней, и не месяц, даже и не год и не десять лет лежит на одре, а десятки лет! Сколько он передумал! Сколько он перемыслил, сколько перестрадал от своей немощи! Разве он не молился о том, чтобы руки и ноги стали здоровыми».

      Затем обращается к расслабленному, со словами: «Тебе говорю: встань, бери постель свою, и иди в дом свой».

      Расслабленный почувствовал, как Божественная энергия прошла сквозь всего его, словно электрический ток. Руки и ноги, которые не один десяток лет не слушались его, вдруг в расслабленных жилах восстановилась сила. Он встал, поднял на глазах у всех постель, вышел из толпы и пошел домой.

    Народ стоящий стал расходиться, обмениваясь взаимными восклицаниями изумления, увидев такое, сказали: «Чудные дела видели мы ныне! Воистину, Человек Этот от Бога, потому что ничего такого раньше не видели».

      Аминь.

 

Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 29 зач., IX, 1-8.

1 Тогда Он, войдя в лодку, переправился обратно и прибыл в Свой город.

2 И вот, принесли к Нему расслабленного, положенного на постели. И, видя Иисус веру их, сказал расслабленному: дерзай, чадо! прощаются тебе грехи твои.

3 При сем некоторые из книжников сказали сами в себе: Он богохульствует.

4 Иисус же, видя помышления их, сказал: для чего вы мыслите худое в сердцах ваших?

5 ибо что легче сказать: прощаются тебе грехи, или сказать: встань и ходи?

6 Но чтобы вы знали, что Сын Человеческий имеет власть на земле прощать грехи, - тогда говорит расслабленному: встань, возьми постель твою, и иди в дом твой.

7 И он встал, взял постель свою и пошел в дом свой.

8 Народ же, видев это, удивился и прославил Бога, давшего такую власть человекам.


      Проповедь по совершении Божественной литургии

      Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

      Сегодня Церковь прославляет великих Первоверховных апостолов –  Петра и Павла.

      Петр – совершенно не книжный человек, простой рыбак, живший в небольшом городке «Вифсаида». Старший сын Ионы Симон-Петр женился на дочери Аристовула и имел от нее сына и дочь. Вместе с отцом своим занимался рыбной ловлей, тем самым кормил свою семью. Однажды Иоанн Предтеча стоял недалеко от Иордана с двумя учениками своими, из которых один был Андрей, брат Симона-Петра. Увидев проходящего мимо Христа, Иоанн, указав на Него, сказал: «се, Агнец Божий». Оба ученика, оставив своего учителя, немедленно пошли вслед за Христом. Вскоре Андрей поспешил поделиться своими впечатлениями со старшим братом. Христос взглянул на Симона-Петра и, провидя твердость и силу веры его, сказал: «Ты – Симон, сын Ионин; ты наречёшься Кифа, или Петр (камень)». Когда Господь сказал Симону-Петру отплыть на глубину и закинуть сети свои для лова, то они поймали великое множество рыб, и даже сеть у них прорывалась. И сказал Симону-Петру Иисус: не бойся: отныне будешь ловить человеков. Оставили всё и последовали за Христом.

19 и говорит им: идите за Мною, и Я сделаю вас ловцами человеков.

(Мф 4:19)

9 Ибо ужас объял его и всех, бывших с ним, от этого лова рыб, ими пойманных;

10 также и Иакова и Иоанна, сыновей Зеведеевых, бывших товарищами Симону. И сказал Симону Иисус: не бойся; отныне будешь ловить человеков.

(Лк 5:9-10)

      Также сегодня Церковь напоминает нам и о втором Первоверховном апостоле Павле.

     Римский подданный, по происхождения своему принадлежал к колену Вениаминову. Человек великого знания родился в Тарсе, главном городе Киликии, цветущей приморской области. Тарс славился в древности своею образованностью и спорил в этом отношении с самыми просвещенными городами тогдашнего мира. Родители Савла-Павла, естественно, воспользовались для образования своего сына теми средствами, какие были у них под руками. Но главное прекрасное и окончательное образование их сын получил в Иерусалиме. Если сказать сегодняшним языком, то можно так сказать – приобрел три высших образования. Учился в лучших школах, и имел наставника и учителя знаменитого Гамалиила, и был строгий ревнитель отеческого закона. Из училища Гамалиила Савл вышел тем, чем надлежало выйти ученику фарисея, – пламенным ревнителем отеческих преданий и горячим приверженцев фарисеев. Испросил письменное разрешение-предписание у первосвященников к дамасским синагогам для того, чтобы пойти в Дамаск и там арестовать людей, верующих во Христа. Получил не только документ, но даже небольшое количество воинов, примерно двадцать пять человек, с которыми, исполненный ярости и дыша угрозами, двинулся выполнять то, что задумал. Но как в первом, так и во втором случае – Бог поруган не бывает. В первом случае Бог призвал совершенно не книжного человека, но великого духом, горячей душой, пламенной верой и любовью к Иисусу Христу. Симон-Петр воспылал горячей любовью к Иисусу, он даже уверовал, что видит пред собою Христа, посланного Богом для спасения мира. Он один из первых сказал: «Ты Сын Божий», на что Господь ответил: «Петр, Я еще не явил тебе ни плоти, ни крови, а ты свидетельствуешь обо Мне, что Я Сын Божий. За твою твердую веру, как камень, Я тебе дам ключи от Царства Небесного. Аще кому отпустишь согрешения на земле, отпущено будет на небе, а на ком оставишь грехи, на том останутся».

16 Симон же Петр, отвечая, сказал: Ты - Христос, Сын Бога Живаго.

17 Тогда Иисус сказал ему в ответ: блажен ты, Симон, сын Ионин, потому что не плоть и кровь открыли тебе это, но Отец Мой, Сущий на небесах;

18 и Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее;

19 и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах, и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах.

(Мф 16:16-19)

     Апостолу же Савлу-Павлу казалось, что он принесет Богу отцов своих самую приятную жертву, если будет преследовать новую ересь, которая, по его мнению, имела целью ниспровержение иудейской религии. Но Господь, благоволивший уготовать в нем сосуд, избранный Себе, чудесно призвал его к обращению, такое дал предназначение: когда он спешил в Дамаск, то Господь явился ему на пути идущему вместе с воинами исполнять свое кровавое поручение.

     Среди дня явился необычайный свет, свет такой силы, что превосходил солнечное сияние. Савл-Павел пал на землю и закрыл глаза рукой, потому что этот Божественный свет невозможно воспринять человеческими глазами. Свет поразил его до такой степени, что Павел почти ослеп. «Савл! Савл! – раздался кроткий голос. – Что ты гонишь Меня?» «Трудно тебе идти против рожна». «Кто Ты, Господи?» – спросил потрясенный Савл. «Я Иисус, Которого ты гонишь», – отвечал ему Господь.

      И тогда Павел разумел, он уже уверовал в божественность Того, Кого гнал, он осознал всю тяжесть вины своей пред Ним. Он открыл сердце свое, чтобы принять Высшее Божество. «Встань и стань на ноги твои, – сказал Господь поверженному на землю Савлу, – ибо Я теперь посылаю тебя открыть глаза им, чтобы они обратились от тьмы к свету и от власти сатаны к Богу, и верою в Меня получили прощение грехов и жребий с освященными». С сердечным трепетом он промолвил: «Господи! а что же мне делать?» Ответ последовал: «Иди в Дамаск; священник Анания скажет, что тебе делать». Спутники Савла-Павла все это время были в оцепенении, они не понимали, что такое происходит, слышали, что Савл что-то с Кем-то говорит, но никого не видали.

      Видение кончилось, оставив глубокие следы на глазах Савла и еще глубже в его сердце, и едва видящий силуэты, поддерживаемый своими путниками, Савл пришел в Дамаск. В то же время последовало откровение священнику Анании. Ангел явился к Анании и сказал: «Не бойся римского воина, он идет для того, чтобы ты совершил над ним таинство крещения и преподал ему слова Божественной истины» и для возвращения ему зрения. Анания ужаснулся, начал прекословить, представлял всю жестокость Савла, его ненависть к христианам; но Господь успокоил его, возвестив ему, что прежний гонитель христиан – теперь уже избранное орудие славы Христовой.

      Священник Анания вышел навстречу Савлу-Павлу, возложив руки на него. После Божественного благовестия, – «Бог отцов наших предыизбрал тебя, крестись и омой грехи твои, призвав имя Господа Иисуса», Анания совершил над ним крещение. Когда же совершилось над ним крещение, то не только Божественная благодать, врачующая и исправляющая всё, но тотчас как бы чешуя спала с глаз его, зрение вернулось и он прозрел.

      После трех лет проповедничества Павел возвращается в Иерусалим уже не гонителем христиан, а ревнителем веры Христовой. Красноречивая, одушевленная и сильная проповедь апостола Павла о Христе приводила первосвященников и членов синедриона в исступление. Иудеи были озлоблены против него более, чем против кого-либо из апостолов, но Павел не знал страха в деле проповеди и бестрепетно возвещал вслух всем и каждому, что распятый Иисус, прозванный Назореянином, Которого он прежде гнал, есть истинный Сын Божий: «Того, Которого отцы наши распяли, и есть Сын Божий». (См. Деян 9)

      И на протяжении всего времени апостол Павел вместе с Петром и Варнавою проповедовали Слово Господне во всех концах земли.

      Апостол Петр после Воскресения Господа нашего Иисуса Христа возымел такую Божественную силу (не только силу проповеди, потому что в первую проповедь он крестил до трех тысяч человек), но даже тень апостола Петра совершала над недужными врачевание.

      Почему так? Ведь мы знаем по учению святых отцов, что человек – трехсоставной, то есть душа, дух, и тело. Когда Бог творил Свое творение, то Он в него, в Адама, вдунул дух жизни – это часть Самого Себя. Душа человека – бессмертная струя дыхания Божества, как говорит святитель Григорий Богослов.

7 И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою.

(Быт 2:7)

      Ведь недаром в Церкви называется всякий человек «храм Духа Святаго». Ведь мы с вами носители в себе частицы Бога, потому что Бог даровал часть Себя всем нам. Почему человек бессмертен? Потому что Бог вечен, а человек – Его творение.

      Другое дело, когда мы можем развивать в себе Божественный Дух или же, наоборот, – гасить в себе Божественный Дух беззаконием и грехами. Святой Иоанн Дамаскин говорит: «Из сотворенного уже вещества взяв тело, а от Себя вложив жизнь (душу)… творит как бы второй мир, в малом великий. Поставляет на земле иного ангела, который занимает середину между величеством и низостью. Один и тот же дух и плоть. Дух – ради благодати, плоть – ради превозношения (в предупреждение гордости). Дух – чтобы пребывать и благословлять Благодетеля, плоть – чтобы страдать и, страдая припоминать и поучаться, сколько ущедрен он величием».

      Вот, к примеру, апостол Петр развил в себе такую благодать Духа Святаго, что даже не только его руки или его молитва, но даже тень совершала исцеления!

      Два великих Первоверховных апостола. Один совершенно не книжный, а другой высокого ума, но два проповедника и два друга, которые вместе ходили во все концы земли и проповедовали Слово Божие, Евангелие всей твари.

     И вам всем дай, Господи, телесного здравия, душевного спасения, спасибо большое за ваше внимание ко мне недостойному, потому что двадцать два года назад, в 1993 году, когда мне было двадцать три года, я принял сан священства. Господь меня призвал служить на ниву Христову, пасти овец Божиих, что я и делаю.

      Вам Ангела Хранителя и Божие благословение.

      Хор пропел «Многая лета».

 

      Слава Тебе, Боже.

      Слава Тебе, Боже.                      

      Слава Тебе, Боже.

 

      После богослужения по традиции был отслужен водосвятный молебен, совершение которого возглавил иерей Игорь Козуб.