Воскресная проповедь 16.08.2015 Печать

16 августа 2015 года, в Неделю 11-ю по Пятидесятнице, настоятель нашего храма протоиерей Димитрий Осяк обратился к молящимся со словом проповеди на Евангельский отрывок, полагавшиеся к чтению в сегодняшний день (притча о двух должниках, Мф 18:23-35):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

На утреннем рассвете, с первыми лучами восходящего солнца, помимо учеников, которые всегда были со Спасителем, недалеко от Геннисаретского озера, в городе Капернауме (и, скорее всего, это был дом Петра), собралось множество народа. Жаждущий духовной пищи народ имел огромное желание слушать Слово Господне. А слова Его были таковы: Он говорил о том, что грешник, который приносит истинное покаяние, приятен Богу, и Бог ожидает всех, потому-то Сын Человеческий пришел взыскать и спасти погибшее (Лк 19:10).

       Один из учеников, а именно Петр, слушая наставление своего Учителя, спрашивает Его: «Учитель! А если брат меня обидел, сколько раз я должен простить его? Один раз? Два?.. А если он меня семь раз обидел, неужели я должен все семь раз его простить?»

      Отвечая ему на вопрос, Учитель сказал: «Я не сказал тебе: семь раз, но говорю: семьдесят седмерицею раз ты должен прощать брата твоего». (См. Мф 18:21-22).

      Чтобы достучаться до их сердец, Господь рассказывает им притчу, которая сейчас только что была прочитана. Он говорит им: «Царство Небесное подобно царю, который решил разобраться со своими рабами (должниками); он вызывает первого, который был ему должен тмою талант».

      Огромная сумма денег! Талант это счетная или разменная монета. Ее стоимость можно сравнить с шестьюдесятью минами, она равняется шести тысячам драхмам и равноценна трем тысячам церковных сиклей, – об этом упоминается в Евангелии. Но если перевести на наши современные деньги, то один динарий приравнивается к двум тысячам рублей, или около того. И вот этот должник был должен тмою талантов (десять тысяч талантов) – сумма немалая.

      Царь посмотрел расписки и сказал должнику: «Ты нарушил срок погашения долга», – и так как должник не имел, чем заплатить, то государь приказал слугам, чтобы продали и жену его, и детей, и рабов, и всё, что он имел, и вырученным погасили долг. Права римских граждан известны были под техническим названием «Раб», который был лишен всяких прав, и то имущество, которое он имел, а также жена и дети считались собственностью господина. Таким образом, последний мог поступать с ними, как хотел.

      Когда услышал должник такой приговор, он ужаснулся.

     Не стесняясь, хотя имел немаловажное звание и должность перед своим господином, опускается на колени и, кланяясь ему, говорит: «государь! Продли срок, и всё тебе заплачу». Он начал умолять господина и говорить ему об ужасе, который он в себе испытывает.

     Должник понимал, что может произойти то, что не получится больше никогда вернуть и восстановить. Что он потеряет материальное состояние – ладно, Бог дал, Бог взял. Что отберут рабов – и с этим можно смириться. Больше всего его пугало то, что его детей продадут в рабство, и они станут рабами. А самое страшное – продадут жену, и, возможно, он никогда ее больше не увидит!

      Рабство издревле существовало между людьми. Оно известно было и до потопа. Рабы через продажу переходили от одного хозяина к другому, и покупка была самым обыкновенным способом добывать себе рабов. Цена рабов в разные времена была различна, но в тяжебных делах Моисей определяет законную цену раба не свыше тридцати сиклей (Исх. ХХI, 32).

     Господин, выслушав его слезный рассказ, проникся болью должника и проявил к нему великое милосердие. Он подал ему руку, чтобы тот встал с колен, и когда должник поднялся, то вердикт господина был таков: «Прощаю тебе весь долг. Иди, ты мне ничего не должен!»

      В такой радости, в таком поднятии духа вышел окрыленный должник! Скорее всего, прежние действия происходили в самых чертогах или во дворце царя, а может быть и вне царских палат. Но смысл в том, что прощенный должник не проявил милосердия к своему должнику и товарищу. Случайно встретив должника своего, он взял его за грудки и стал душить и требовать, говоря: «Из-за тебя я чуть сам не оказался в темнице! Из-за таких должников я чудом ли не лишился жены и детей! Верни мне весь долг!» (сто динариев).

      Клеврет пал ему на колени и стал молить его, чтобы он продлил срок по возврату долга. Но, озлобившись, первый даже не стал слушать его и не пожелал проникнуться его болью. Он пошел и посадил его в темницу – пока не вернет весь долг!

     Бывшие с ним товарищи услышали отчаянный вопль клеврета и невольно стали явными свидетелями всего происходящего; очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее. (Мф 18:31)

      Слушая Евангелие, скажем мы: «А мы тут причем? У нас динариев нет… Мины, церковные сикли или полсикля – мы даже не знаем, что это за монеты». Это монеты римские, греческие прошлого времени.

      Притча говорит о следующем: когда мы с вами обращаемся в молитве к Господу, просим у Него прощения – за убийство нерождённых детей, за нарушение Заповедей Его, за наши пути порока и беззакония. Грех – это горчайший виноград, от употребления которого бывает сильная оскомина (Блаж. Августин), и есть хмель, пробуждение после которого весьма неприятно (Прот. И. Толмачев).

       Каждый из нас пусть посмотрит в глубину своего сердца – всё то, что он делает правильно или неправильно. Есть ли в его жизни место для лести, лицемерия, обмана, лжи, хитрости и неправды. Путь каждый посмотрит сам в себя, – не надо, чтобы кто-то другой обличал вас! – ведь каждый знает свою внутреннюю сторону жизни, свои поступки, и нам необходимо прислушаться к этому голосу.

       Мы постоянно обращаемся к Богу, прося прощение грехов и помощи! Сколько раз мы говорили Ему: «Господи, Ты же знаешь наш путь, Ты же знаешь, почему мы так делаем!» Мы просили Его о милосердии и нисхождении к нам. Но когда нас обидит ближний или прохожий, а может и сосед – сколько времени мы помним зло! Сколько ненавидим его! У нас помрачается весь жизненный строй! У нас то и дело мысли о ненависти к нему! Какая-то чепуха или ссора с товарищем, а она мешает нам жить и мы не можем совладать с собой, чтобы простить мелочь какому-то обидчику. Куда девается наше милосердие, и где наше снисхождение к нашему должнику, ведь Господь прощает нам куда больше, чем мы своим должникам.

      Один старец сказал: «чудное дело! Мы приносим молитвы так, что представляем Бога присущим и слушающим слова наши; а когда грешим, то делаем так, как бы Он не видит нас» (Древний Патерик). Если кому трудно простить кого-либо, тот должен вспомнить, что он христианин. Истинно христианская любовь в том и состоит, что удерживается даже от справедливой мести, предоставляя мщение Богу: «Мне отмщение, глаголет Господь, аз воздам!» (Сир. 28,1; Римл. 12,19) и христианская победа состоит не в отмщении, но в кротости и терпении.

      Когда закончил Христос Свою притчу, Он обращается не только к ученикам, но и ко всем стоящим, говоря: «Слышите? Так и Отец Мой Небесный не простит вам, если вы не прощаете от сердца своего согрешений ближним своим».

        Аминь.


Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 77 зач., XVIII, 23-35.

23 Посему Царство Небесное подобно царю, который захотел сосчитаться с рабами своими;

24 когда начал он считаться, приведен был к нему некто, который должен был ему десять тысяч талантов [1];

25 а как он не имел, чем заплатить, то государь его приказал продать его, и жену его, и детей, и всё, что он имел, и заплатить;

26 тогда раб тот пал, и, кланяясь ему, говорил: государь! потерпи на мне, и всё тебе заплачу.

27 Государь, умилосердившись над рабом тем, отпустил его и долг простил ему.

28 Раб же тот, выйдя, нашел одного из товарищей своих, который должен был ему сто динариев, и, схватив его, душил, говоря: отдай мне, что должен.

29 Тогда товарищ его пал к ногам его, умолял его и говорил: потерпи на мне, и всё отдам тебе.

30 Но тот не захотел, а пошел и посадил его в темницу, пока не отдаст долга.

31 Товарищи его, видев происшедшее, очень огорчились и, придя, рассказали государю своему всё бывшее.

32 Тогда государь его призывает его и говорит: злой раб! весь долг тот я простил тебе, потому что ты упросил меня;

33 не надлежало ли и тебе помиловать товарища твоего, как и я помиловал тебя?

34 И, разгневавшись, государь его отдал его истязателям, пока не отдаст ему всего долга.

35 Так и Отец Мой Небесный поступит с вами, если не простит каждый из вас от сердца своего брату своему согрешений его.

[1]  Вес серебра

 

 

 

 

 

 



       Проповедь по совершении Божественной литургии

      Спаси, Господи. Ангела Хранителя призываю на всех вас и на предстоящую неделю. Вам же дай, Господи, телесного здравия, душевного спасения, помощи Господней.

     Напоминаю о том, что начался Успенский пост. Пост строгий, в котором мы не вкушаем не только продуктов животного происхождения, а также молочного, но даже не вкушаем и рыбу. Пища у нас растительная – две недели, за исключением великих праздников, такие как Преображение Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа – в этот день послабление поста – на трапезе мы вкушаем пищу с рыбой. Поэтому и служба у нас будет: во вторник вечерня в 16:00, а в среду – 08:00 – начало Божественной литургии. По окончании Божественной литургии – освящение плодов. То есть, после освящения мы можем вкушать фрукты нового сбора – это виноград, а к ним присовокупляем яблоки и груши. Иногда люди вкушают виноград, яблоки и груши и говорят, что это не грех, но ведь мы должны помнить: что потерпится – то возлюбится. Если себя удержали от искушения и не позволили себе до освящения вкушать плоды нового сбора, то тем самым мы выразили в своем поступке любовь к Богу.

     Что мы можем дать Богу, когда мы постоянно у Него просим?.. Мы всякий раз прибегаем к Нему с молитвой и говорим: «Подай, Господи!» Освящение плодов является характерной чертой праздника Преображения – яблочного Спаса. Люди, которые живут согласно с церковной традицией, не вкушают яблок до этого праздника.

      Поэтому в среду после Божественной литургии – освящение плодов нового сбора урожая, которые после освящения можно будет вкушать.     

      Затем среда – вечерня в 16:00 и в четверг – 08:00 – начало Божественной литургии, память святителя Митрофана, епископа Воронежского.

      Затем в пятницу в 09:00 молебен водосвятный с чтением акафиста Божией Матери «Умиление», в пятницу вечерня в 16:00, в субботу – 08:00 – начало Божественной литургии, в субботу вечерня в 16:00, и в воскресение – 08:00 – начало Божественной литургии.

      Сегодня у нас вечерня в 16:00 с чтением акафиста Соловецким чудотворцам.

      Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.

      И еще – прошу вашего внимания – призываю вас, дорогие братья и сестры, снова обращаюсь к вам – как вы часто обращаетесь к Господу, так и я обращаюсь к вам с просьбой о том, что Кафедральный собор в честь Рождества Пресвятой Богородицы – главный собор всей Ростовской епархии, нуждается в нашей помощи и поддержке. Идет глобальная реконструкция. Я прошу вас, у кого есть возможность – Владимир станет с жертвенной кружкой, и если есть возможность, опустите туда монету, чтобы Господь принял от вас ваш дар, и надеюсь, что Милосердный Господь исполнит сказанное Им: «Дающего рука да не оскудеет».

      Пусть Милосердный Бог и вам всем помогает, чтобы вы никогда не знали ни нужды, ни нищеты, но хлеб и соль всегда были у вас на столе.

      Ангела Хранителя и Божие благословение.

 

      Слава Тебе, Боже.

      Слава Тебе, Боже.

      Слава Тебе, Боже.