Воскресная проповедь 23.08.2015 Печать

23 августа 2015 года, в Неделю 12-ю по Пятидесятнице, благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к прихожанам со словом проповеди на евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Мф 19:16-26):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

      Апостол и евангелист Матфей свидетельствует нам о эпизоде земной жизни Учителя: случилось Ему быть в некоем городе, и между прочих, тех людей, которые спешили навстречу ко Христу, подошел некий молодой человек (юноша). Он поклонился и задал Ему вопрос (видимо, вопрос немаловажен был для него, он не мог найти на него ответа и в Священных Писаниях, и в поучениях церковных), и вот, подвигнутый таким духовным состоянием, он поклонился и сказал: «Учитель благий! что же мне нужно сделать, чтобы наследовать жизнь вечную? Чтобы не лишиться вечных благ, чтобы жить всегда с Тобой, Господи?»

     И тогда Господь отвечает: «Почему же ты Меня называешь благим? Разве ты не знаешь, такое обращение позволительно только к Богу».

      Он сказал это потому, чтобы тот, кто Его вопрошает, действительно осознал, к Кому он обращается. На самом деле Спаситель присваивает Себе это свойство Божие, благость; и смысл Его вопроса, следовательно, таков: ты называешь Меня Благим, но никто не благ, кроме одного Бога; поэтому ты и ко Мне обращаешься не просто как к обыкновенному Учителю, но учителю благому и потому имеющему равное достоинство с Богом. Другими словами, в ответе Христа юноше мы встречаемся с прикровенным и чрезвычайно тонким, почти незаметным для окружающих Христа лиц учение Его о Своем Богосыновстве и о равенстве Богу Отцу.

      Учитель продолжает говорить: «Заповеди соблюдай, и войдешь в жизнь вечную».

      Этот же молодой человек снова не получает удовлетворительного ответа на свои мысленные вопросы. Он снова спрашивает: «Учитель! какие заповеди?»

      Видимо, он думал, что первый скажет что-то сверхъестественное, наверное, то, что в нём, может быть, сокрыто, или чего-то, как, казалось ему, не хватает ему для жизни, – а Учитель перечисляет заповеди, которые всем нам знакомы.

      Если мы посмотрим на иконостас – пожалуйста, Скрижали Завета. Причем они разделены на две части – не единая скрижаль, а две скрижали. И, вот, левая сторона – именно эту сторону Христос Спаситель ему и цитирует.

      Он говорит ему: «не убивай». Вы слышите? «не убивай; не прелюбодействуй, (иначе не сможешь войти в вечность); не прелюбодействуй; не кради (или «не воруй»); не лжесвидетельствуй; чти отца твоего и матерь твою; и: возлюби ближнего своего, как самого себя».

      Вот, шесть законов, которые сказал Учитель.

      Кажется, шестая – самая легкая: «возлюби ближнего своего, как сам себя».

      А как мы себя любим?.. Если вещь приобретаем для себя – то стараемся иметь лучшую, если обувь – то удобная, если кровать – то мягкая, если комфорт – то по последней моде.

      Вот таким же путем мы должны, исполняя заповедь нашего Бога, не гневаться и не роптать на ближнего, а любить его, как самого себя.

      Услышав такие слова, юноша несколько опечалился, он это выполняет с детства – об этом он и сказал Учителю: «всё это я выполняю с детства; что же мне еще нужно? Что мне нужно сверх того, чтобы действительно почувствовать – вот то, что мне нужно и тогда не лишусь вечных благ?» По тону рассказа и контексту совсем нельзя предполагать, чтобы юноша заражен был такими грехами, как убийство, прелюбодеяние, воровство, лжесвидетельство, непочтение к отцу и матери и вражда к ближним. Мог ли такой человек быть архонтом (начальником)? По всему видно, что он был не таков.

      Посмотрел на него Спаситель и сказал: «если хочешь быть совершенным, продай имение твое, раздай нищим и следуй за Мной; и будешь иметь сокровище на небесах».

       Прекрасные слова сказал Патриарх Кирилл, и я их зачитаю вам.

      «Каждый из нас в той или иной мере соприкасался с тем, что можно охарактеризовать как присутствие Божией благодати. Это происходит и во время богослужения, особенно совершения Таинства Святой Евхаристии и Таинства Крещения. Это происходит в моменты молитвенного уединения. Это и есть пребывание на Фаворе, переживание опыта Божественного присутствия.

      Особенно же сильно это чувство у тех, кто из неверия приходит к вере, кто, встретившись с Господом, реально чувствует Его присутствие и считает, что теперь он начнет новую жизнь, что все старое оставлено позади: не будет больше грехов, не будет больше измен; теперь он уже с Богом и никогда с Фавора не сойдет. А потом оказывается, что в жизни происходит другое, — мы сходим с Фавора и снова оказываемся в гуще повседневной жизни с ее соблазнами.

      И как тут не вспомнить слова апостола Петра, который прошел через отречение от Спасителя и удивительным образом выразил свой духовный опыт присутствия на Фаворе и последующего отречения: «Братия, будьте тверды, – говорит апостол Петр, – будьте тверды в своем намерении и призвании, и тогда никогда не поколеблетесь».

     Следующая цитата: «Для чего же потребовалось Преображение буквально накануне, совсем незадолго до страданий Спасителя? Дабы страдание видя вольное, миру бы проповедовали. Почему же нужно было в преддверии этих страданий вольных показать славу Господа? Чтобы не помрачилась вера апостолов, чтобы, взирая на Христа окровавленного, униженного, распятого, они, помня о Преображении на Фаворе, верили, что распятие – вольное, и чтобы распятие не помешало им проповедовать этот образ уничиженного Спасителя миру во спасение».

      Сегодняшний Евангельский юноша, который спешно спешил на встречу с Учителем и преклоняя пред Ним колени пытался достичь того совершенного, о котором говорит Патриарх, увы, ничему не внял из того, что сказал Спаситель. Он имел большое имение, (богатство) и, имея большое состояние, скорбно удалился от Спасителя.

     Посмотрев ему вслед, как говорит сегодняшнее Евангелие, Спаситель сказал: «Легче верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Небесное».

     Я снова повторюсь: не богатство губит человека, вы слышите? – не богатство, а страсть или привязанность к богатству! Иной имеет сто рублей, а трясётся за них хуже, чем за что-либо, а иной, имея немалое состояние, помогает многим. Праведный отец наш Авраам (отец множества) ведь был богатым человеком! У него было несчетное число серебра и золота, рабов и скотины, но какой он был? Ведь добрей его никого не было! Без возражений и ропота, с покорностью Авраам во всем повиновался Богу и потому Господь преумножал его богатства.

      Мы должны понимать, что привязываться нужно не к богатству и не к земным благам. Об этом говорил и царь Давид: «Если богатство течет – не прилагай к нему сердце».

11 Не уповайте на неправду, и на восхищение не желайте: богатство аще течет, не прилагайте сердца.

(Пс 61:11)

      Есть у тебя состояние – слава Богу! Но не привязывайся к нему, потому что не богатством мы будем оценены перед Богом! Всё это временное! Мы всё оставим! Имеем мы – слава Богу! Нет – Бог дал, Бог взял! Нельзя прилепляться к этому земному, потому что ровным счетом оно ничего не стоит, ничего с собой мы не возьмем! Ничего! Я много раз об этом говорил: кроме слёз родных и любовь близких – больше ничего мы не возьмем с собой.

      Услышав это, ученики весьма опечалились, а, в частности, Петр, сказал: «Господи, а кто же может спастись?»

      Спаситель, воззрев, сказал им: «От человека невозможно», – то есть, «невозможное от природы, – возможно для благодати; невозможное человеку возможно Богу».

     Для этого мы с вами приходим на Богослужение, мы подкрепляемся Божественной благодатью. Когда диакон возносит молитву, призывая нас на молитву «Миром Господу помолимся», призывает нас, чтобы мы молились о христианской кончине живота нашего, безболезненной, непостыдной, мы просим Бога избавить нас от всякой скорби, гнева и нужды, соглашаясь с диаконом, крестимся и преклоняем свою голову перед Богом. Соединение веры и причастие Святого Духа испрашиваем себе – вот это и есть, когда Господь сказал ученикам «От человека невозможно, а от Бога – всё возможно».


Евангельское Чтение

Лит. - Мф., 79 зач., XIX, 16-26.

16 И вот, некто, подойдя, сказал Ему: Учитель благий! что сделать мне доброго, чтобы иметь жизнь вечную?

17 Он же сказал ему: что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Если же хочешь войти в жизнь вечную, соблюди заповеди.

18 Говорит Ему: какие? Иисус же сказал: не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не лжесвидетельствуй;

19 почитай отца и мать; и: люби ближнего твоего, как самого себя.

20 Юноша говорит Ему: всё это сохранил я от юности моей; чего еще недостает мне?

21 Иисус сказал ему: если хочешь быть совершенным, пойди, продай имение твое и раздай нищим; и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи и следуй за Мною.

22 Услышав слово сие, юноша отошел с печалью, потому что у него было большое имение.

23 Иисус же сказал ученикам Своим: истинно говорю вам, что трудно богатому войти в Царство Небесное;

24 и еще говорю вам: удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царство Божие.

25 Услышав это, ученики Его весьма изумились и сказали: так кто же может спастись?

26 А Иисус, воззрев, сказал им: человекам это невозможно, Богу же всё возможно.

 

 

 

 

 

 









Проповедь по совершении Божественной литургии


Циркуляр «О праздновании Успения Божией Матери на месте Успенской соборной церкви города Азова».

Благочинным и настоятелям приходов Ростовской-на-Дону епархии,

наместнику Старочеркасского Донского монастыря,

наместнице Свято-Иверского женского монастыря г. Ростова-на-Дону

       На протяжении нескольких лет Господь дает нам возможность совершения молитвы на месте порушенной соборной Успенской церкви города Азова. Этот храм, созданный трудами и усилиями жителей города, был поруган в годы лихолетий, но память о нем сохранилась, как и сохранились его исторические фундаменты.

      Полагаю необходимым вознести сугубую соборную молитву о скорейшем возрождении Успенской церкви в день ея престольного праздника на том месте, где наши предки некогда воздвигли святыню в богоспасаемом граде Азове.

      Призываю паству Ростовской-на-Дону епархии 28 августа 2015 года, в день Успения Божией Матери, помолиться вместе со мной на месте Успенской соборной церкви города Азова (г. Азов, Петровский спуск). Для участия в Божественной литургии под открытым небом приглашаются благочинные, руководители епархиальных отделов, настоятели многоклирных приходов города Ростова-на-Дону, духовенство Азовского благочиния. Начало Божественной литургии в 7:30.

      В целях обеспечения возможности прибытия паломников из всех благочиний Ростовской-на-Дону епархии, благочинным благословляется:

      1. Организовать 28 августа 2015 года отправку автобусов с паломниками благочиний в город Азов (прибытие транспорта на стоянку по улице Дзержинского строго с 6:30 до 7:00).

       2. Назначить священнослужителей для сопровождения каждого автобуса с группой паломников. Священник должен иметь при себе епитрахиль, поручи, крест и евангелие, необходимые для принятия исповеди у желающих причаститься Христовых Таин за Божественной литургией. При этом необходимо напомнить пастве о том, что Таинство Исповеди должно совершаться накануне, а не во время Литургии.

    3. Благочинным и настоятелям приходов епархии озаботиться оповещением прихожан и общественности о праздновании Успения Божией Матери в городе Азове, для чего необходимо также сделать соответствующие объявления.

+Меркурий

митрополит Ростовский и Новочеркасский,
Глава Донской митрополии

     Из озвученного документа следует понимать, что в пятницу в нашем храме будет совершаться Божественная литургия – служить ее будет отец Игорь, а мы поедем в город Азов. В 5 часов утра подадут автобус к нашему храму. За проезд деньги платить не нужно, оплату проезда берет на себя приход, поэтому ваша задача обратиться к Маргарите Леонидовне Чемышевой, которая составит список, сколько поедет прихожан в пятницу в город Азов. Автобус повезет вас в Азов, и таким же маршрутом вернет вас в храм в честь иконы Божией Матери «Умиление». Ваша задача – записаться, потому что нам нужно знать количество, – то есть, какой вместимости готовить автобус: микроавтобус, автобус, или большой автобус, который будет иметь два этажа.

      Напоминаю, что сегодня вечерняя в 16:00 с чтением акафиста Божией Матери, затем на неделе служба во вторник вечерняя в 16:00, и в среду – 08:00 – начало Божественной литургии.

    В среду Отдание праздника Преображение Господне, а также обретение мощей святителя Тихона, епископа Воронежского, Задонского чудотворца.

      Затем в четверг вечерняя в 16:00, в пятницу – 08:00 – Божественная литургия.

      В пятницу праздник величайший, потому что прославляется день Успения Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии. В пятницу окончание Успенского поста, но, так как припадает на пятницу, то мы разговляемся рыбой. Мясных продуктов животного происхождения и молочных не вкушаем, а разговляться на скоромные продукты будем в субботу.

      Затем в пятницу вечерняя в 16:00, и в субботу – 08:00 – начало Божественной литургии.

      В субботу вечерняя в 16:00, в воскресение – 08:00 – начало Божественной литургии.

      Воскресенье в 16:00 – вечернее Богослужение с чином погребения Божией Матери.

    Чин погребения можно совершать только в соборных храмах. Соборный храм считается, когда служат три священнослужителя. Наш храм по праву можно называть соборным, потому что в нём служат три священнослужителя, а точнее даже четыре – отец Владимир болеет, просит ваших молитв, но я надеюсь, что через неделю или две он будет стоять у Престола Божия и вместе с нами служить Господу нашему Иисусу Христу.

     Напоминаю, что в следующее воскресение состоится молебен для школьников – молебен перед началом нового учебного года. Он будет утром, начнется сразу по заамвонной молитве.

      Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.

 

      Слава Тебе, Боже.

      Слава Тебе, Боже.

      Слава Тебе, Боже.