Воскресная проповедь 06.09.2015 Печать

6 сентября 2015 года, в Неделю 14-ю по Пятидесятнице, в день перенесения мощей святителя Петра, митрополита Московского, всея России чудотворца, клирик нашего храма иерей Игорь Козуб обратился к прихожанам со словом проповеди на тему сегодняшнего праздника:

Спаси Господи всех, поздравляю всех с праздником, причастников поздравляю с принятием Святых Животворящих Таин Христовых.

Сегодняшний праздник посвящен святителю Петру, святителю Московскому.

Есть такая служба, которая называется «лития», с греческого она переводится как «особое моление». В этом особом молении диакон поминает Первосвятителей Российских. Самым первым в этом списке нам возглашается святитель Пётр, митрополит Московский.

      Это имя в настоящее время как нельзя актуальней звучит, и своим житием он является, как и тогда, в 13-ом веке, соединителем земель русских. Это очень станет понятно, если мы вспомним: святитель Пётр родился на теперешней Западной Украине, Московский святитель! – родился на Волыни, там, где сейчас находится Ровенская и Луцкая область. Северо-запад Украины. Будучи наученным основам веры своими родителями, имея хорошее образование, он уже в двенадцать лет, – стоит только задуматься! – в двенадцать лет он решил посвятить себя Господу и ушел в монастырь. Взял благословение у родителей и ушел в монастырь.

      Живя в послушании у игумена, он использовал свои таланты, которые Господь дал ему. Одним из талантов это было иконописание. Его так и звали в обители – «чудесный иконописец». Его иконы и до сих пор можно видеть в Успенском соборе Московского Кремля. В ряду нашего иконостаса есть две иконы руки святителя Петра – икона Успение и еще одна икона.

      Шло время, и, как говорится в Евангелии, «невозможно укрыть город на верху горы и свечу невозможно укрыть, да светит всем», так и светил святитель Пётр всем.

14 Вы - свет мира. Не может укрыться город, стоящий на верху горы.

15 И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на подсвечнике, и светит всем в доме.

(Мф 5:14-15)

      Будучи сначала монахом, потом иеромонахом, в определенное время он удалился для пустынножительства на речку Рать – такая речка есть в Курской губернии, теперешней Курской области. На этой речке был основан им монастырь возле урочища Новый Двор, монастырь так и называется – Новодворский монастырь.

      Если мы знаем об иконах Богородицы, то можно вспомнить, что есть такая икона – Новодворская икона, и эту икону тоже приписывают руке святителя Петра.

      В тот период было тяжелое время монголо-татарского ига (нас учили в школе, так это называлось). Князья, русские князья – крещенные, православные, тем не менее, противоборствовали с друг другом и убивали друг друга. В это время и существовал этот Новодворский монастырь, в котором Пётр был игуменом.

      Святой Михаил Тверской имел своего ставленника на митрополичий престол (в то время, когда митрополит Максим почил о Господе). В то же время, те области, в которых жил игумен Пётр, тоже хотели выдвинуть своего митрополита. Так получилось, что это соперничество княжеское перекинулось и на соперничество между двумя митрополитами. К Патриарху, а в то время был один Патриарх – Иерусалимский, отправились две делегации: делегация Геронтия, ставленника Михаила Тверского, и делегация Юрия Галичского с митрополитом Петром.

     Так случилось по Божией воле, что буря не пустила Геронтия, а на своих кораблях прибыл Пётр, и Патриарх благословил Петра быть митрополитом Российским, назвал его – зная, что он будет, митрополия находится во Владимире, назвал его Киевским митрополитом. Это было то начало, которое, с точки зрения патриархов греческих, могло объединить рвущуюся на части Русь.

      Так, можно выразиться, «скандально», но мы-то понимаем, что всё происходит по воле Божией, был поставлен на митрополичью кафедру Первосвятитель Пётр.

      Прибыв на кафедру, он встретился со многими проблемами.

      Имея высокое благочестие и образование, он боролся с междоусобицей, боролся еще и с ересью, потому что в его время в Золотой Орде стал править хан Узбек, первый из ханов Орды ярый мусульманин, и в России начала зарождаться особая ересь – некий симбиоз мусульманства и православия (само по себе невозможно), святитель Пётр противодействовал этому и победил это движение.

      Конечно, силы бесовские восставали на святого человека, и партия отринутого митрополита воздвигла гонения на митрополита Петра и оклеветала его.

      Здесь очень интересный исторический эпизод: был созван суд, суд церковный, и он был не в престольном граде, которым являлся тогда Владимир, и не в Киеве, и не в Москве, суд был в Переяславле-Залесском, в котором был тогда князем Иоанн Калита. Иоанн Калита – тот, который впоследствии стал князем Московским. Когда в Переяславле-Залесском Иоанн Калита впервые услышал митрополита, он познакомился с ним, и с тех пор стал его духовным чадом. И, конечно же, благодаря этой дружбе, в Переяславле-Залесском по милости Божией святитель Петр был оправдан, а епископ Андрей, который его клеветал, попал под суд за лжесвидетельство. Но святитель Пётр сказал: «Чем я лучше Ионы? Не будем судить Андрея, простим его. Ибо суды Божии превыше всего».

      Так он отпустил своего клеветника.

      Соперничество между Тверью и в то время южными районами России было очень сильное. Кроме того, что Орда была особая, еще и князья соперничали друг с другом.

      В этих тяжелых условиях на московский престол, который был тогда еще просто удельным, мелким княжеством, восходит Иоанн Калита, по наследству он становится князем Московским.

      Митрополит Пётр очень подолгу оставался у Иоанна Калиты в Москве, и однажды он ему сказал (в эти годы разрухи, тогда уже 70 лет не строили никаких каменных храмов): «Тебе надлежит построить каменный храм, храм Успения в Москве, в котором я лягу своими костями и буду охранять сей град».

       Иоанн Калита удивился, но последовал этим словам, и в тяжелое время построил храм – храм Успения. Он строился долго, и к 1327 году этот храм был построен.

      Митрополия всё еще находилась в этих тяжелых условиях, можно сказать, непонятно где – во Владимире, или в Галиции, или в Киеве, но заметьте – на следующий год свершилось то, что стало началом святого града Москва. Будучи в Москве, митрополит Пётр почил, и по заповеди его Иоанн Калита положил тело в храме Успения, и с тех пор Земля Русская начала подниматься духом. Исторически нам известно, что еще не было там митрополичьей кафедры, но тело митрополита уже было там, и с тех пор Москва стала подниматься. Иоанн Калита (Калита – это прозвище такое, которое значит «кошелек» – у него привычка была ходить с таким кошельком и благотворить бедным, поэтому и зовут Калита), кроме того, что он благочестивый, он еще и был разумный строитель. Он начал строить свое княжество. И из-за этой милости его и доброго отношения к людям, люди из других княжеств начали переселяться в княжество Московское, так оно прирастало… В том числе и молитвенным предстательством Петра, митрополита Московского, святителя.

      Я думаю, сейчас самое время помолиться нашему небесному предстателю о том, чтобы он молитвой своей утешил раздираемую врагами нашу землю, и пусть на небе он упросит Господа Бога быть к нам милостивым, пусть всегда молится за нас.

      Помоги нам Господи молитвами святаго Петра, митрополита Московского.

      Аминь.

 

      Слава Тебе, Боже.

      Слава Тебе, Боже.

      Слава Тебе, Боже.