Воскресная проповедь 27.09.2015 Печать

27 сентября 2015 года, в Неделю 17-ю по Пятидесятнице, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, настоятель нашего храма протоиерей Димитрий Осяк, обратившись к прихожанам со словом проповеди, напомнил о крестных страданиях Спасителя:

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Сегодняшнее Евангелие предлагает нам вспомнить о последних днях земной жизни Господа нашего Иисуса Христа, Который страданиями и смертью на кресте искупил первородный грех всего человечества – бывшего и будущего.

Первосвященники, вместе со служителями, а также книжники и фарисеи, привели Иисуса к Понтию Пилату, прокуратору Иудеи для того, чтобы он судил Его.

Не находя в Нем ничего достойного наказания, он сказал: «возьмите Его, и по закону вашему судите, потому что не обретаю в Нем никакой вины, достойной смерти».

Тогда первосвященники говорят: «мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим». Услышав слово Пилат, зашел в претор. Затем, подойдя к Пленнику, к Сыну Божиему, задал вопрос: «откуда еси Ты

Иисус взглянул на него и не сказал ни одного слова.

Тогда Понтий Пилат, хоть и не видел за Иисусом никакой вины, но говорит: «мне ли не отвечаешь? Разве не знаешь, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?»

И тогда Христос сказал ему: «Если бы тебе не дано было свыше, никакой власти ты не имел бы надо Мной; поэтому более греха на том, сказал Спаситель, кто предал Меня тебе». Явная невинность Божественного Страдальца долго удерживала Пилата, хотя и привычного к смертным приговорам, от осуждения Господа. Он старался уклониться от суда над Ним, несмотря на настойчивые требования о том первосвященников и народа. Иудеи кричали: «если отпустишь Его, ты не друг Кесарю Тиверию – римскому императору; всякий, делающий себя царем, противник кесарю». Угроза иудеев и опасения лишиться своей должности подействовала на Пилата, и он изменил свое намерение.

Понтий Пилат вывел Иисуса на судилище, на место, называемое Лифостротон, или Гаввафа – возвышенное место вроде помоста, судейской трибуны в общественных местах, и сказал: «се, Царь ваш!»  Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Тогда наконец он предал Сына Божия на распятие.

Когда же привели Его на Голгофу, там распяли Его и двух злодеев, одного по правую сторону, а другого по левую, а посреди Иисуса. По приказу Пилата была поставлена надпись на кресте, указывающая Его вину: «Иисус Назорей, Царь Иудейский». Многие стоящие читали титлы, ругались, говоря: «Зачем он написал Царь Иудейский?» Пилат отвечал: «Если написал, то написал».

Один из повешенных злодеев, который находился по левую сторону, злословил Его: «Ишуиа» – что в переводе с еврейского языка означает: «Иисус». Если Ты Сын Божий, говорит он, сойди с креста, спаси Себя и нас».

Но другой злодей, находящийся с правой стороны от Спасителя, унимал его: «И не боишься ты Бога? Мы с тобой достойны смерти, и по грехам нашим получаем справедливое наказание, Сей же Человек никакого зла не сотворил». Обращается к Спасителю со словами: «Вспомни обо мне, когда придешь в Царство Твое!» (см. Лк 23:39-43). И стоял народ и смотрел. Насмехаясь над Ним, говорили между собой: «других спасал, а Себя не может спасти; (Мф 27:42) Иисус, Царь Израилев!» Вокруг Иисуса раздавались голоса богохульства и злобы. Его ухо не слышало ни одного звука благодарности, сострадания и любви. Низость, лживость, зверство, исступление – вот с чем выступало человечество перед последним угасанием сознания своего Спасителя, и поток человеческого нечестия бушевал под крестом пред меркнувшим взором Христа.

При кресте Иисуса стояли Матерь Его и Мария, сестра Матери Его, и Мария Клеопова и Магдалина Мария, которые заливались слезами, не понимая, что происходит. Их вера была подвергнута самому тяжелому испытанию скорби.

Обращаясь с глубокой нежностью к Матери Своей, Иисус сказал: «Матерь Моя! это сын Твой» – затем, показывая глазами и наклонением Своей головы к Иоанну, любимому ученику, сказал: «се, Матерь твоя!» От этого времени ученик пошел во своя си. Один Христос видел, что всё свершилось, – об этом свидетельствует евангелист Иоанн, – Он издал последний вопль, последнее победное слово: «Совершилось!» (Ин 19:30) и Христос, преклонив главу, предал дух Свой Отцу Своему.

Так как была пятница и час уже шестой, а следующий день был день великой субботы, Иудеи не желали, чтобы тела трех казненных нависали над городом в праздник – иудейской Пасхи. Они просили Пилата, чтобы воины перебили им голени и сняли их тела. По приказу пришли воины, и перебили голени одному распятому, и другому с ним. Когда же подошли к Иисусу, то увидели, что Он уже умер. Поэтому они не перебили Ему голеней и таким образом непреднамеренно сохранили символ пасхального агнца и исполнение пророчества «кость не сокрушится от Него». Но чтобы доподлинно убедиться в Его смерти, что никакой жизненной силы не осталось в теле Иисуса, воин взял копье и пробил Ему бок, откуда на него же потекла и кровь и вода.

Аминь.


Евангельское Чтение

Лит. - Ин., 60 зач., XIX, 6-11, 13-20, 25-28, 30-35.

6 Когда же увидели Его первосвященники и служители, то закричали: распни, распни Его! Пилат говорит им: возьмите Его вы, и распните; ибо я не нахожу в Нем вины.

7 Иудеи отвечали ему: мы имеем закон, и по закону нашему Он должен умереть, потому что сделал Себя Сыном Божиим.

8 Пилат, услышав это слово, больше убоялся.

9 И опять вошел в преторию и сказал Иисусу: откуда Ты? Но Иисус не дал ему ответа.

10 Пилат говорит Ему: мне ли не отвечаешь? Не знаешь ли, что я имею власть распять Тебя и власть имею отпустить Тебя?

11 Иисус отвечал: ты не имел бы надо Мною никакой власти, если бы не было дано тебе свыше; посему более греха на том, кто предал Меня тебе.

13 Пилат, услышав это слово, вывел вон Иисуса и сел на судилище, на месте, называемом Лифостротон, а по-еврейски Гаввафа.

14 Тогда была пятница перед Пасхою, и час шестый. И сказал Пилат Иудеям: се, Царь ваш!

15 Но они закричали: возьми, возьми, распни Его! Пилат говорит им: Царя ли вашего распну? Первосвященники отвечали: нет у нас царя, кроме кесаря.

16 Тогда наконец он предал Его им на распятие. И взяли Иисуса и повели.

17 И, неся крест Свой, Он вышел на место, называемое Лобное, по-еврейски Голгофа;

18 там распяли Его и с Ним двух других, по ту и по другую сторону, а посреди Иисуса.

19 Пилат же написал и надпись, и поставил на кресте. Написано было: Иисус Назорей, Царь Иудейский.

20 Эту надпись читали многие из Иудеев, потому что место, где был распят Иисус, было недалеко от города, и написано было по-еврейски, по-гречески, по-римски.

25 При кресте Иисуса стояли Матерь Его и сестра Матери Его, Мария Клеопова, и Мария Магдалина.

26 Иисус, увидев Матерь и ученика тут стоящего, которого любил, говорит Матери Своей: Жено! се, сын Твой.

27 Потом говорит ученику: се, Матерь твоя! И с этого времени ученик сей взял Ее к себе.

28 После того Иисус, зная, что уже все совершилось, да сбудется Писание, говорит: жажду.

30 Когда же Иисус вкусил уксуса, сказал: совершилось! И, преклонив главу, предал дух.

31 Но так как тогда была пятница, то Иудеи, дабы не оставить тел на кресте в субботу, - ибо та суббота была день великий, - просили Пилата, чтобы перебить у них голени и снять их.

32 Итак пришли воины, и у первого перебили голени, и у другого, распятого с Ним.

33 Но, придя к Иисусу, как увидели Его уже умершим, не перебили у Него голеней,

34 но один из воинов копьем пронзил Ему ребра, и тотчас истекла кровь и вода.

35 И видевший засвидетельствовал, и истинно свидетельство его; он знает, что говорит истину, дабы вы поверили.
















Проповедь по совершении Божественной литургии

Во имя Отца и Сына и Святого Духа.

Правитель Римской империи император Константин Великий был просвещен светом Божественной истины от своей матери, благочестивой императрицы Елены. Много говорила она ему и размышляла вместе с ним о Сыне Божием, о Христе распятом и Воскресшем. Много слышал он от нее слов Божественной истины и удивлялся, размышлял, как могло сие случиться? Как Сын Божий показал всем Свое смирение, ибо взошел добровольно на крестные страдания. Непостижимо было ему понять, что смерть на Кресте Богочеловека – спасает от смерти все человечество.

В полдень Святой Крест явился ему на небе в виде звезд. Он выстроился так, – показывая звездами символ креста, который сиял ярче солнца. Затем вместе с Крестом на небе была надпись: «Сим побеждай!» Удивительные слова, которые видели и воины его, означали: «Побеждай Крестом».

Император приказал мастерам золотых дел изготовить Крест таким, как он явился пред всеми на небе. Он был сделан из золота и украшен драгоценными камнями и жемчугом. По повелению правителя начертание Креста нанесли на оружие, шлемы и щиты воинов, которых было всего двадцать пять тысяч.

В 312 году двадцати пяти тысячной армией Константин Великий одержал победу против двухсот тысячной армии нечестивого и развратного и ненавистного всему народу Рима, Максентия. Соправитель Галерия и Констанция Хлора Максентий проливал много крови для совершения волхований, приносил в жертву бесам много детей, девушек и беременных женщин, для того чтобы угодить ложным богам.

В 313 году Константин Великий вместе с восточным императором Лицинием в городе Медиолануме (Милан) издают совместный манифест, «Миланский эдикт», в котором признавались равные права христиан со всеми другими религиями. Свобода вероисповедания, прославление и верование в Сына Божия являлись важным шагом на пути христианства. Предоставлялись права заботиться о Божественных предметах уму и воле каждого, по собственному его произволению, разрешали христианам соблюдать веру, согласно избранной ими религии. Получив юридические права и привилегированное положение для Церкви, открывается новая эпоха в истории христианства – в прошлое уходили века преследований и гонений. Однако Константин I Великий не спешит принимать крещение, и первое время старался придерживаться принципа равноправия религий.

Затем еще одна война подвигла Константина еще более уверовать в Крест и распятого на Кресте Сына Божия – в 326 году, разгромив армию и военный флот своего соправителя, Константин I становится единым правителем всей Римской империи.

Войдя в Рим, Константин возблагодарил Бога за данную ему победу. Второй раз Константин видел Крест на небе при осаде маленького городка Византии, будущего Константинополя, а третье явление Креста было Константину перед битвой со скифами, где снова он одержал победу. Все эти великие и победоносные явления Креста убедили Константина принять Таинство крещения. Он вместе с матерью императрицей Еленой крестился во имя Бога Отца Вседержителя и Распятого на Кресте Христа, истинного Сына Божия и в Духа Святого.

Император снабжает всем необходимым благочестивую матерь, царицу Елену, для путешествия в Иерусалим, дал ей большие полномочия и материальные средства для поиска места Голгофы, где распяли Христа, Сына Божия и самого Честного Креста.

Во время правления нечестивого императора Адриана, ненавидевшего христиан, приказавшего засыпать землей Голгофу, он поставил своей целью сделать место распятия неузнаваемым, выстроил идольское капище в честь богини Венеры и установил статую Юпитера, а также передал место язычникам, чтобы совершались всякие непотребства. Это было в 119 году по Рождестве Христовом. Прошло около 200 лет.

Было приложено много сил, но поиски были безрезультатны. На протяжении долгого времени равноапостольная Елена обошла многие святые места, очистила их от осквернения идолами, одаривая золотом и серебром жителей Иерусалима. Чтобы указать место Голгофы и где скрывается Крест Господень, жители Иерусалима показали ей старого человека с именем Иуда (сын уважаемого Иудейского священника).

Спросив его, он наконец решился показать место и привел всех к большому холму из земли и камней, на котором стоял идольский храм. Когда разорили идольское капище до основания, и земля была тщательно освобождена от всех его остатков, тогда патриарх Макарий совершил молитву и молебное пение и приступили к раскопкам. В воздухе разлилось благоухание и тут же, немного восточнее бывшего храма, были найдены гроб Христов и лобное место – Голгофа, возле которого обрели три креста и гвозди. Но как узнать, какой из них – крест Христов?..

Тем временем мимо Голгофы проходила процессия погребения умершего человека. Патриарх Макарий остановил процессию, и стали по очереди возлагать на покойного кресты. Когда же коснулись древом Креста Спасителя, то мертвец встал живым из гроба. Таким образом все убедились, что животворящий Крест найден.

Это было великое чудо! Народ ликовал! Народ торжествовал, прославлял Сына Божия и Его добровольное крестное страдание на кресте. С великой радостью поклонились святому Кресту царица Елена, патриарх Макарий, духовенство и стоящие вокруг христиане и с благоговением целовали великую святыню.

Многим желающим не было возможности подступиться и приложиться к древу Крестному из-за большого стечения народа. Христиане просили патриарха поднять (воздвигнуть) Крест над толпой. Крест стали поднимать – вот таким образом, чтобы все могли видеть и издали поклониться ему. Духовные лица вместе с патриархом Макарием неоднократно высоко поднимали святой Крест, а собравшийся народ при этом восклицал: «Господи, помилуй». Это и есть праздник Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня, событие которого датируется 326 годом.

В 335 году в Иерусалиме был воздвигнут величественный храм в честь Воскресения Христова и Креста Господня, включая в себя и Гроб Господень и Голгофу. Освящение храма было 13 сентября 335 года. И на следующий день, 14 сентября, была положена в храме Часть Древа Крестного, а также было установлено праздновать величайший праздник – Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

С этим великим праздником всех вас, православные, поздравляю.

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Всех вас с воскресным днем.

И напоминаю, что сегодня вечерня с Великим входом в 16:00.

На неделе служба: вторник вечерня 16:00,

В среду память Веры, Надежды, Любови и матери их Софии

08:00 начало Божественной литургии.

Затем в пятницу в 09:00 молебен водосвятный с чтением акафиста Божией Матери «Умиление», в пятницу вечерня в 16:00, в субботу в 08:00 начало Божественной литургии.

Вечерня в субботу в 16:00, и в воскресенье – 08:00 – начало Божественной литургии.

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.                

 

Руководитель социального отдела Восточного благочиния Владимир Саввич обратился к прихожанам:

Дорогие братья и сестры! В следующую субботу, 3 октября, на Соборной площади состоится добровольная сдача крови. В этой акции примет участие глава Донской митрополии Митрополит Меркурий, клир, а также администрация города, в том числе Сергей Горбань. Сдача крови осуществляется для онкологически больных детей, которые очень нуждаются в донорской крови. Приглашаем вас принять участие в этом деле. Спаси Господи!