Воскресная проповедь 29.11.2015 Печать

29 ноября 2015 года, в Неделю 26-ю по Пятидесятнице, совершение Божественной литургии в нашем храме возглавил настоятель храма протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к молящимся со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (притча о милосердном самарянине, Лк 10:25-37):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Множество народа всегда окружало Спасителя, которые жаждали услышать каждое слово, исходящее из уст Его. Глубокие ответы приводили в восхищение всех слышавших, даже надменных саддукеев. Среди прочих были и такие, которые в сказанных словах Спасителя пытались найти нечто, чтобы повернуть их против Иисуса. Иудеи важное значение придавали самому простому внешнему исполнению обрядовых предписаний. Но знать Священное Писание мало, ведь нужно не только приклоняться буквам закона, но надо закон Божий чтить всем своим сердцем, ведь на примере мы знаем, что если читать двадцать акафистов и ненавидеть ближнего, то горе такому человеку. О чем говорит апостол Павел? Он предупреждает нас, что «если ты принес жертву в дом Божий, а имеешь ненависть к брату своему, отложи в сторону жертву свою и иди и примирись с братом твоим, а когда примирившись с ним, тогда приноси Богу жертву, и она оправдает тебя и будет приятна Богу Всевышнему». И «аще раздам все имение свое нищим и предам тело свое на сожжение, а любви не имею к ближнему, никакой пользы нет от этого», говорит Первоверховный апостол.

И вот, имея некоторую ненависть к Учителю, некий законник, – прочитанное Евангелие, которое сегодня мы слышали, – говорит: «Учитель! А что сделать, чтобы иметь жизнь вечную?» Он обратился с вопросом, который тотчас же обнаруживал ложную и узкую точку зрения. Ненасытный дух казуистики и препирательства воспрянул в законнике, и теперь он решил с своей стороны испытать объем учености и глубину мудрости Христа.

И тогда Спаситель отвечает ему: «Ты знаешь закон и Священное Писание. И что  написано в законе? Как читаешь?»

Законник дал лучшее изложение, какое только было в то время в лучшем учении его народа. Он ответил Ему: «В законе сказано: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, всею душою твоею, и всем помышлением твоим, и возлюби ближнего твоего, как сам себя» (См. Лк 10:27).

Ну кто из нас не любит себя?.. Наверно, такого человека нет здесь, который бы не любил себя. Услышав такие слова от законника, Учитель сказал: «правильно ты сказал; так поступай, и жив будешь».

Но это не удовлетворило законника. Он знал учение законной правды и наставление книжное, снова пытается обличить Учителя. Добиваясь несколько больше этого и стараясь оправдать вопрос, заданный с неблагородным намерением, законник надумал прикрыть свое отступление новым вопросом, произнес: «а кто мой ближний?»

Хорошо любить ближнего!.. – но не всегда это получается… Хорошо, когда у нас с ближним есть взаимопонимание, обличаешь себя, и ближний понимает свою неправоту по отношению к тебе, и тогда в союзе любви становится мир. Но горе, когда ты понимаешь и протягиваешь руку мира ближнему своему, а он отвергает ее. Тогда к этому человеку применительно слово Священного Писания: «злые во зле погибнут», – вот что страшно.

«И кто мой ближний?» – говорит законник. Христос знал, что если спросить собственного мнения законника по этому вопросу, то оно было бы крайне узко и ложно. Поэтому Иисус говорит ему поразительную притчу.

Однажды человек имел путешествие из Иерусалима во Иерихон, и, идя по узкой дороге со скалистым ущельем, вдруг наткнулся на разбойников. Грабители-бедуины избили его, сняли с него одежду, забрали то, что он имел, и обокрав его таким образом, бросили обнаженным и истекавшим кровью едва живым на дороге. Тем временем, этой дорогой проходил священник. Увидел, и прошел мимо. Этим же путем, – видимо, в Иерусалим, – проходил левит. Он стал невольным свидетелем того, что произошло на пути, но еще с большим холодным равнодушием посмотрел и прошел мимо. Но вот тем же путем проезжал самарянин. Он подошёл к несчастному, сжалился над ним, перевязал ему раны, но перед этим обработал их вином и маслом (в то время медицина так использовала вино и масло – как лекарство для врачевания ран); взвалил на своего осла, и едва живого повез по раскаленной, пыльной и опасной дороге в город. Иудеи, как мы знаем, с самарянами не общались. Они считали их еретиками, или, хуже того, сектантами. Но милосердный и добрый самарянин увидел на дороге едва живого и несчастного иудея, и не возбудилась в нем ненависть и вражда к страдальцу, но он, как смог, проявил к нему сострадание и человеческое милосердие. Когда самарянин добрался до городских ворот (а на пути в город всегда стояли гостиницы, которые назывались «караван-сарай»), он несчастного передал хозяину гостиницы и сказал: «Возьми две серебряные монеты, и сделай всё, чтобы больной поправился». А на утро путник самарянин великодушно позаботился о его здоровье и сказал содержателю гостиницы: «Позаботься о нем; если денег не хватит на лечение, а издержишь что более, то через некоторое время я буду возвращаться, отдам тебе».

Зная особую неприязнь между иудеями и самарянами, Спаситель не говорит законнику, кто есть ближний несчастному, но задает ему вопрос: «По твоему разумению, кто из этих троих едва живому человеку оказался ближним?»

Что тут думать?.. Законник употребил жалкий перефраз: «оказавший ему милость», – не называя этого человека или избегая прямо сказать «самарянин». Спаситель отпускает его, советуя поступать подобно самарянину, и таким образом сводит весь вопрос к тому, как естественное чувство человека решает вопрос, поставленный законником.

Заканчивая Свою притчу, Христос говорит законнику, а в его лице всем нам: «Иди, и ты поступай так же».

Аминь.


Евангельское Чтение

Лит. - Лк., 53 зач., X, 25-37.

25 И вот, один законник встал и, искушая Его, сказал: Учитель! что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?

26 Он же сказал ему: в законе что написано? как читаешь?

27 Он сказал в ответ: возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и всем разумением твоим, и ближнего твоего, как самого себя.

28 Иисус сказал ему: правильно ты отвечал; так поступай, и будешь жить.

29 Но он, желая оправдать себя, сказал Иисусу: а кто мой ближний?

30 На это сказал Иисус: некоторый человек шел из Иерусалима в Иерихон и попался разбойникам, которые сняли с него одежду, изранили его и ушли, оставив его едва живым.

31 По случаю один священник шел тою дорогою и, увидев его, прошел мимо.

32 Также и левит, быв на том месте, подошел, посмотрел и прошел мимо.

33 Самарянин же некто, проезжая, нашел на него и, увидев его, сжалился

34 и, подойдя, перевязал ему раны, возливая масло и вино; и, посадив его на своего осла, привез его в гостиницу и позаботился о нем;

35 а на другой день, отъезжая, вынул два динария, дал содержателю гостиницы и сказал ему: позаботься о нем; и если издержишь что более, я, когда возвращусь, отдам тебе.

36 Кто из этих троих, думаешь ты, был ближний попавшемуся разбойникам?

37 Он сказал: оказавший ему милость. Тогда Иисус сказал ему: иди, и ты поступай так же.









Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси Господи. Ангела Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таинств. Всех вас с воскресным днем и  началом Филиппова Рождественского поста.

Пост – не только воздержание, как мы считаем, ограничивать себя в пище, – пост это образ нашей любви к своему Творцу, пост это то, что служит нам для врачевания нашего тела и души. Не только Церковь, но и врачи говорят, как необходим для человека разгрузочный день. Милосердный Господь Своею любовью не лишает нас этой возможности, от чрезмерного употребления даже постных продуктов. Многие из нас должны понимать, пост заключается не только тогда, когда мы не вкушаем мясных продуктов, а постных продуктов вкушаем чрезмерно: к примеру сказать, полведра картошки и две булки хлеба, пять булочек за чаепитием. Ну какой же это пост?.. Архиепископ Иоасаф Овсянников, который умер в 1982 году, он при жизни управлял  нашей епархией, тогда мне было лет двенадцать. Слушая его проповеди, он говорил: «Вы должны поститься так: выходя из-за стола, иметь небольшое чувство голода – вот это и есть настоящий пост». Нужно помнить – никто не заставляет нас поститься, воздерживаться, или молиться… Церковь, а в лице Церкви священник, наставляет нас, наставляет на всякое дело благое и Богоугодное, для вашей же пользы. Поэтому, если мы отказались с вами от мясных и молочных продуктов, то мы должны и ограничиться и в постной пище, чтобы встать со стола с чувством небольшого голода, – это и будет истинный пост. Рождественский пост учрежден для того чтобы предварительным подвигом воздержания почтить праздник Рождества Христова.

Напоминаю, что сегодня вечерня в 16:00, и завтра – 8:00 – начало Божественной литургии. Память преподобного Никона Радонежского, ученика преподобного Сергия Радонежского и всея России чудотворца. А также на неделе у нас будет служба: в четверг вечерня, которая будет состоять из Всенощного бдения (Всенощное бдение – это освящение пяти хлебов, которые во время службы будут раздаваться православным для вкушения), вечерня в 16:00, в пятницу в 7:30 начало чтения Часов, 8:00 – начало Божественной литургии. В пятницу величайший двунадесятый праздник, именуется Церковью Введение во храм Пресвятой Богородицы. И, я думаю, не стоит просиживать дома или заниматься домашними делами, но нужно набраться сил и любви к Богородице, потому что Она послужила в деле спасения нас и всего человечества.

Исполнились слова, обещанные Иоакимом и Анной, которые по своему обещанию привели Пречистую Отроковицу в Иерусалимский храм Господень, а шли они с родственниками и знакомыми, – и вот представьте себе, по улицам Иерусалима идет шествие: впереди идет Отроковица со свечой, и множество знакомых и знаемых со свечами, и благодарным ходом ведут трехлетнюю Отроковицу в храм Господень.

Я думаю, мы не должны забывать этот случай, и нам следует прийти в храм Господь, дабы почтить памятный день: Ее Великое Вхождение в храм.

Также в пятницу вечерня 16:00, и субботу – 8:00 – начало Божественной литургии. В субботу вечерня 16:00, и воскресенье – 8:00 – начало Божественной литургии.

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.