ВОСТОЧНОЕ БЛАГОЧИНИЕ. Ростов-на-Дону.



Ансамбль духовно-хоровой музыки 'Умиление'


Отец Дмитрий

Настоятель о.Димитрий и духовенство храма будут рады ответить на Ваши вопросы о вере через раздел сайта "Вопросы священнику".
Электронный адрес для корреспонденции прихода: prihod_umilenie@mail.ru.
Храни Вас Господь!



baner 2
pomog
Ростовская-на-Дону епархия

Официальный сайт Русской Православной Церкви / Патриархия.ru

Православие.Ru  

Телеканал СПАС 



Воскресная проповедь 3.01.2016 Печать

3 января 2016 года, в Неделю 31-ю по Пятидесятнице, перед Рождеством Христовым, святых отец, благочинный Восточного округа города Ростова-на-Дону, настоятель храма в честь иконы Божией Матери «Умиление» протоиерей Димитрий Осяк обратился к молящимся со словом проповеди на Евангельский отрывок, полагавшийся к чтению в сегодняшний день (Мф 1:1-25):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Еще не осознал человек своей греховности, не успел еще до конца прочувствовать горечь греха и отпадения от Творца, как милость Божия и Его отеческая любовь проявилась и не оставила человека даже после грехопадения.

Выйдя из рая, Адам получил напутствие Божие, обещание о грядущем Спасителе. Лишившись общения с Творцом, он получил надежду на то, что Сын Божий сойдёт с неба, для того чтобы спасти человек от грех их (см. Мф 1:21). Человек изнемогал, заблуждался в своих жизненных путях, отступал от Бога, но Господь все равно любил его, повторяя человеку Свои обещания, свидетельствующие о Его бесконечной милости и любви. Мир ожидал Спасителя и, имея веру в ожидаемое, каждый день готовился к встречи со Христом Спасителем. Бог подкреплял через святых Своих избранников в каждом роде, через пророчества, чудеса и знамения слабеющую веру людей. Об этом свидетельствует и сегодняшнее прочитанное Евангелие, где евангелист Матфей перечисляет нам родословие праотцов. Перечисляет для того, чтобы мы веровали и знали, что вера в Грядущего Спасителя передавалась из уст в уста, из поколения в поколение, от родителей к детям. Адам, проживши 950 лет с верой в Грядущего, передал обещание Божие следующим поколениям. Ламех, отец Ноя, передал своему сыну слышанное от Адама. Достоверность устного предания подкрепляется библейскими свидетельствами о долголетии носителей устного предания патриархов допотопного и послепотопного человечества. Сын Ноя Сим в старости был современником Евера, Евер – Нахору, Нахор – Фариику, а Фариик был отцом Авраама. Авраам, Исаак, Иаков, которые до переселения в Египет, несомненно сохранили предание неповрежденным. В Египте устное предание хранили самым тщательным образом, и, благодаря долголетию патриархов, до пророка Моисея предание, переходившее неизменным из поколения в поколение, дошло в полной исторической достоверности. Таким образом, как сегодня слышали мы родословие, от Авраама – Моисея – Давида, и от семени Давида родился сын Иакова – Иосиф, муж Мариам, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

Всех же родов от Авраама до Давида четырнадцать; и от Давида до переселения Вавилонскаго четырнадцать родов; и от переселения Вавилонскаго до рождения Христа четырнадцать поколений. (см. Мф 1:17) Итого сорок два поколения, и этот период включает две тысячи лет.

Спасительная вера в Грядущего передавалась из уст в уста, и с этой верой жили наши прародители. Вера спасала и давала им надежду на будущее, чтобы войти в вечность, – потому что имели и хранили в сердцах и умах обещание от Господа, что «семя жены сотрет главу змия».

«Когда же настало время родиться Иисусу Христу, то случилось так, – говорит Матфей, – прежде даже когда они не сочетались (Иосифу было восемьдесят лет, а Мариам шестнадцать), то оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго». И, будучи праведным, Иосиф решил не обличать свою жену и не оглашать Ее, но тайно отпустить Ее. Увидев, что Мария беременна, он подумал, что Она сделала дурное, а закон наказывал за дурные дела, и по закону должен был огласить Ее – выставить на показ, пристыдить и подвергнуть наказанию. Иосиф, не прибегая к огласке случившегося, но решает просто и тихо развестись. Развод в то время мог быть тайным и явным. Тайный развод совершался в присутствии двух свидетелей и без объяснения причины.

Но когда он помыслил это, – Ангел Господень явился ему во сне и сказал: «Иосиф! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит Сына, и дайте имя Ему Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. Ибо сказано Господом через пророка: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, еже есть сказаемо: с нами Бог. (см. Мф 1:20-23)

Когда встал от сна Иосиф, то сделал так, как сказал ему Ангел, и хранил чистоту Ее девства. Когда пришло время родить, Она родила Сына Своего первенца, и он нарек имя Ему: Иисус.

Аминь.









Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи. Ангела вам Хранителя и Божие благословение. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин. Всех вас с воскресным днем, а также поздравляю с началом новолетия.

Как я уже говорил, мы живем в гражданском мире, а в реальном мире сегодня третье января 2016-го года. Как сказал в кафедральном соборном Храме Христа Спасителя в Москве Святейший патриарх Кирилл: «сама дата нового года, конечно, условная».

Для меня эти цифры (даты года) были всегда удивительны, потому что нам казалось, что время уже последнее и конец при дверях. Когда мы были детьми (а все мы духовно окормлялись в Кафедральном соборе Рождества Пресвятой Богородицы) и такими простыми ребятами шумно продвигались по храму, то церковные бабки всегда ворчали на нас и грозили пальцами. Бегали вокруг церковного двора, баловались, рассказывали какие-то рассказы, вели себя, как все дети, но нас учили, чтобы мы хранили веру в своих сердцах и были преданы Господу. Многие из нас, когда выросли, стали священнослужителями (более десяти человек). Четверо приняли монашеский постриг и несут послушания в разных монастырях в сане монахов и иеромонахов, а один из них епископ. Конечно, есть и такие, которые пошли по другой стезе и оказались в тюрьме.

Так вот, когда мы росли, то думали, что, наверное, не доживем до двухтысячного года, что к этому времени наступит конец света. Но видите как?.. Сегодня я обращаюсь к вам с церковного амвона и свидетельствую, что уже наступил гражданский 2016 год…

«Никто не знает, когда Сын Человеческий придет судить. Но когда Сын Человеческий придет судить, вряд ли обрящет веру на земли», – так сказано в Евангелии Самим Господом.

32 О дне же том, или часе, никто не знает, ни Ангелы небесные, ни Сын, но только Отец.

(Мк 13:32)

13 Итак, бодрствуйте, потому что не знаете ни дня, ни часа, в который приидет Сын Человеческий.

(Мф 25:13)

8 сказываю вам, что подаст им защиту вскоре. Но Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?

(Лк 18:8)

Но даже и сегодня мы видим, что вера теплится в сердцах многих людей, а раз вера теплится, то и жизнь на земле будет продолжаться. Она может окончиться только тогда, когда некому будет молиться в храмах и не для кого будет служить. Когда люди перестанут принимать Тело и Кровь Христа из-за своего неверия – вот это и будет конец света. Это и будет окончание всей земной цивилизации, потому что окажется, что незачем будет существовать миру. Люди, живущие на земле, будут думать только о земном, цивилизация постепенно превратится в цивилизацию языческую, из которой изгонится поклонение истинному Богу, а на место Бога возведётся культ человека, культ потребления. Мир существует только потому, что человек спасается, придя в дом Бога. Человек приобщается Тела и Крови Христа во оставление своих грехов, в изменение своей жизни, приготавливая себя в жизнь вечную. Поэтому всех вас поздравляю с началом новолетия, 2016-ым годом, и преддверием Рождества Христова и пожелаю всем вам помощи Господней и благоденствия.

Также сегодня Церковь прославляет святителя Петра, митрополита Московского. 1326 год время его кончины. Прошло, скажем, 700 лет. Ну что такое? – был митрополит Петр, как и многие были, был, и почил… Но нет, не так! Он в истории Церкви оставил огромный святительский след!

Митрополит Петр правил Русскою Церковью в период монгольского владычества и княжеских усобиц. Ему приходилось ездить в Орду, чтобы умилостивлять грозного хана, примирять враждующих князей и предотвращать братоубийственные распри.

Торжественное погребение митрополита Петра было ознаменовано чудесами. Впоследствии его святые мощи, почивающие в Успенском соборе, прославились многими исцелениями.

В 1357 году святитель московский митрополит Алексий отправлялся в Орду по требованию хана Джанибека, который, в свою очередь, сообщил великому князю Московскому Иоанну Иоанновичу, чтобы в Орду приехал живой Бог, – так он назвал митрополита Алексия. Каково состояние было управляющего Русской Церковью, чтобы ехать в Орду?.. А он должен был совершить чудо, ибо сказал Джанибек: «Приезжай и исцели ослепшую мою жену, ханшу Тайдулу».

Как можно исцелить язычницу?.. Каким образом испросить у Господа, чтобы Он совершенно чуждой христианской веры женщине ниспослал исцеление, думал митрополит. Хан Джанибек угрожал, в случае отказа, разорением всей Русской земли. «Если ханша получит исцеление по молитвам того человека, ты, князь московский, будешь иметь со мной мир», – говорил хан.

Митрополит Алексий, светильник веры православной, отслужил молебен в Успенском соборе, у раки святителя Петра. На подсвечнике во время молебного пения свеча вдруг зажглась сама собой. Это было великое чудо и знамение, укрепившее дух святителя Алексия. Митрополит понял, что Бог благословляет ему путешествие в Орду и совершить исцеление над Тайдулой, женой хана Джанибека.

Свечу, которая зажглась сама собой, он взял с собой. В Орде во время молебного служения он велел зажечь свечу. Когда же совершил освящение воды и, прочитав молитву, он окропил освященной водой Тайдулу, глаза ее открылись и она тотчас прозрела.

Хан Джанибек и все бывшие при славном исцелении изумились и восславили Бога. Хан сказал: «Велик Бог христианский!» и в благодарность одарил митрополита дарами, написал ярлык – почетный документ, который подтверждал неприкосновенность и позволял молиться и служить священникам во всех православных храмах.

Ханша Тайдула пожаловала святителю в Кремле участок земли, на котором митрополит Алексий воздвиг в 1365 году Чудов монастырь.

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.

Сегодня вечерня в 16:00 с чтением акафиста, и на неделе – 5-го числа у нас вечерня в 16:00, и 6-го в 7:30 начало Царских часов, а затем литургия Василия Великого.

6-ое января это навечерие Рождества Христова, день постный. Испокон веков на Руси наши предки этот день чтили особенным образом – до восхода звезды не вкушали ничего. И только когда на небе появлялась первая звезда, вкушали узвар. Узвар – это компот из сухих фруктов и вареная пшеница, которая в народе называется кутья. Вот эту кутью вкушали наши родители, наши предки, вкушали после того, как на небе появлялась первая звезда. А уже 7-го числа мы разговляемся. Так как 7-го числа… Точнее, 6-го в 22 часа начинается великое повечерие, утреня и Божественная литургия. После Божественной литургии мы можем разговляться, вкушать все продукты и выпиваем немного вина.

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.

 

Слава Тебе, Боже. 

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.


Евангельское Чтение

Лит. - Недели пред Рождеством Христовым: Мф., 1 зач., I, 1-25.

1 Родословие Иисуса Христа, Сына Давидова, Сына Авраамова.

2 Авраам родил Исаака; Исаак родил Иакова; Иаков родил Иуду и братьев его;

3 Иуда родил Фареса и Зару от Фамари; Фарес родил Есрома; Есром родил Арама;

4 Арам родил Аминадава; Аминадав родил Наассона; Наассон родил Салмона;

5 Салмон родил Вооза от Рахавы; Вооз родил Овида от Руфи; Овид родил Иессея;

6 Иессей родил Давида царя; Давид царь родил Соломона от бывшей за Уриею;

7 Соломон родил Ровоама; Ровоам родил Авию; Авия родил Асу;

8 Аса родил Иосафата; Иосафат родил Иорама; Иорам родил Озию;

9 Озия родил Иоафама; Иоафам родил Ахаза; Ахаз родил Езекию;

10 Езекия родил Манассию; Манассия родил Амона; Амон родил Иосию;

11 Иосия родил Иоакима; Иоаким родил Иехонию и братьев его, перед переселением в Вавилон.

12 По переселении же в Вавилон, Иехония родил Салафииля; Салафииль родил Зоровавеля;

13 Зоровавель родил Авиуда; Авиуд родил Елиакима; Елиаким родил Азора;

14 Азор родил Садока; Садок родил Ахима; Ахим родил Елиуда;

15 Елиуд родил Елеазара; Елеазар родил Матфана; Матфан родил Иакова;

16 Иаков родил Иосифа, мужа Марии, от Которой родился Иисус, называемый Христос.

17 Итак всех родов от Авраама до Давида четырнадцать родов; и от Давида до переселения в Вавилон четырнадцать родов; и от переселения в Вавилон до Христа четырнадцать родов.

18 Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

19 Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее.

20 Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго;

21 родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их.

22 А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит:

23 се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог.

24 Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою,

25 и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус.

 
2015 © Храм в честь иконы "Умиление Божией Матери"