Воскресная проповедь 10.01.2016 Печать

10 января 2016 года, в Неделю 32-ю по Пятидесятнице, по Рождестве Христовом, совершение Божественной литургии в нашем храме возглавил настоятель храма протоиерей Димитрий Осяк. Священник обратился к прихожанам со словом проповеди на прочитанное за богослужением Евангелие (Мф 2:13-23):

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа.

- Аминь.

«Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единородного, дабы всякий верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную». (Ин 3:16)

Своим пришествием Сын Божий, воспетый Ангелами, принес миру мир.

Казалось бы, человечество, почувствовав это, приняло спасение от Самого Господа, и так как Бог примирил небо с землей, а человека с Богом, то человечество должно принять этот мир в своё сердце и возлюбить Господа всем сердцем и друг друга. Но всё произошло наоборот...

Еще Богомладенец в яслях – а злоба человеческая уже окружает Его со всех сторон. Волхвы, поклонившись Младенцу Христу, как говорит сегодняшнее Евангелие, более не возвращаются к царю, но пошли «иным путем во страну свою» (Мф 2:12), так как во сне приняли весть от Ангела не возвращаться к Ироду.

Ирод же, не приняв этот мир, но усмотрел, что в Вифлееме родился князь земного мира, конкурент и соперник, Который заберет его земной престол.

Правитель забывает, что и над ним стоит смерть; привязанность к земным благам, слава, богатство, совершенно помрачает ему разум. Он доходит до того, что воздвигает против Богомладенца свои войска, в Вифлееме и во всех пределах избивает младенцев мужеского пола, двух лет и ниже. Однако независимо от того, как люди встретили Христа в то время и как встречают Его теперь, Он не перестаёт быть нам Господом и Спасителем и всегда царствует со Отцом с Святым Духом.

«Тогда, – говорит евангелист, – да сбудется Писание, реченное Господом через пророка Иеремию, который говорит: плач и рыдание в Раме слышан бысть; Рахиль плачет о своих чадах и не может утешиться, потому что их нет» (См. Мф 2:17-18).

Почему же говорит евангелист о Рахили? Потому что она жена патриарха Иакова, праотца нашего, и праматерь колен Вениамина и Иосифа, и была похоронена по дороге в Ефрафу – Вифлеем (Быт ХХХV, 19). Поэтому свидетельствует нам, что сбываются слова пророческие, – евангелист олицетворяет современные события, избиение Иродом великим младенцев и вопль матерей в настоящем случае выводятся к плачущей Рахили. Ведь какой ужас пережили матери, когда их детей вырывали из их рук и на их глазах, глазах потрясенных матерей, младенцев усекали мечами. Родителей, которые не отдавали своих детей на смерть, посекли вместе с детьми!

Вот что делает жестокость и кровожадность Ирода. Беззаконие помрачает человеку разум, он становится ненавистником по отношению к ближнему, он больше не питает к человеку любовь и уважение, но только ненависть и злодеяние сподвигает на следующие беззакония, худшие первых. Весь его жизненный путь залит кровью убийств. Он избивал священников и знать; массами казнил членов синедриона; в нарочно устроенном увеселении приказал утопить благородного Аристовула; задушить свою любимую жену, прекрасную асмонейскую княжну Мариамну. Но скоро, после избиения младенцев, последовала и смерть самого Ирода.

Прекрасные слова проповеди на вечернем Богослужении в Патриаршем Вознесенском войсковом всеказачьем соборном храме города Новочеркасска сказал владыка митрополит Меркурий, в частности: «Многократно приветствуя друг друга с праздником Рождества Христова, мы напоминаем себе и своим ближним о том, что Бог пришел в этот мир для того, чтобы его изменить. А что же изменилось с того мгновения, как две тысячи лет назад Вифлеемский вертеп огласил голос новорожденного Богомладенца? Многие скептики скажут, что не произошло ничего нового, кроме тех исторических событий, которые изложены в текстах Священного Писания. Люди по-прежнему злятся друг на друга, брат восстает на брата, войны, лукавство, неправда – все это остается присущим человеческой жизни.

Это было бы действительно так, если бы Христос не дал нам новое видение жизни. Бог открывает красоту мира всем нам, Своим рождением, Своей проповедью Он говорит: «Посмотрите на этот мир другими глазами, даже зло, которое находится рядом с вами, может быть спасительным». Зло не торжествует, оно обречено на поражение. Посмотрите на этот мир: все лукавое, лишенное нравственности, изобличается и отвергается как некротическая ткань от организма. Если мы научимся смотреть на мир глазами Бога, мы увидим этот мир совершенно другим, и тогда мы будем жить по-иному. Потому что, увидев всю красоту Божьего творения и величие Творца, не сможем уже жить так, как жили до этого».

Продолжая Евангельское повествование, говорим, что по отшествии волхвов Ангел Господень явился Иосифу во сне, так как Иосиф является хранителем Младенца и Его Матери и говорит: «возьми Отроча и Матерь Его и беги во Египет, и находись там до тех пор, пока не скажу тебе» (См. Мф 2:13). Какие трудности и неудобства перенесла Сама Богородица по рождении Богомладенца!.. Они отправляются в пустыню, в Египет, где сложно главу приклонить! Дикие звери, недостаток воды, неудобства жизненные и преследование! Пресвятая Дева переносит со смирением. Три дня пути от Иерусалима, и Святое Семейство ступает в Египет, где они уже были вне всякой власти Ирода.

И по прошествии некоторого времени, Ангел Господень явился во сне Иосифу в Египте и сказал: «возьми Отроча и Матерь Его и возвращайся в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца» (См. Мф. 2:19-20).

Иосиф взял Младенца и Матерь и пришли в землю Израилеву, но узнал, что вместо Ирода великого, согласно истории, правит его сын Архелай, но не долго правил этот правитель. Человек не менее жестокий, чем его отец, но и не имел такого ума. Тирания Архелая в короткое время сделалась столь нетерпимою, что он был низложен Августом и заточен в Галлию (Франция), где и умер.

И снова Ангел Господень во сне явился Иосифу и сообщил ему откровение, и таким образом Иосиф поселился в пределах Галилейских, в городе, называемом Назарет.

Евангелист говорит нам, что исполняются слова Господа, да сбудется реченное через пророков: «от Египта воззвах Сына Моего» (Мф 2:15) и «яко Назорей наречется» (См. Мф 2:23). И там, в отдалении и безвестности, в бедности, Святое Семейство под властью другого сына Ирода, равнодушного и беспечного Антипы, вынуждено поселиться на жительство. Этот городок Эн-Назира или Назарет послужит Сыну Божию, Спасителю мира, почти тридцать лет Своей земной жизни, в котором Он проведет Свое детство, юность и первые годы возмужалости. Родной город, бывший местом жительства для Него в течении всей жизни, кроме последних трех или четырех лет, – получит бесславное имя и будет занесен на позорную надпись, прибитую к Его кресту.

Аминь.


Евангельское Чтение

Лит. - Недели по Рождестве Христовом: Мф., 4 зач., II, 13-23.

13 Когда же они отошли, - се, Ангел Господень является во сне Иосифу и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и беги в Египет, и будь там, доколе не скажу тебе, ибо Ирод хочет искать Младенца, чтобы погубить Его.

14 Он встал, взял Младенца и Матерь Его ночью и пошел в Египет,

15 и там был до смерти Ирода, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: из Египта воззвал Я Сына Моего.

16 Тогда Ирод, увидев себя осмеянным волхвами, весьма разгневался, и послал избить всех младенцев в Вифлееме и во всех пределах его, от двух лет и ниже, по времени, которое выведал от волхвов.

17 Тогда сбылось реченное через пророка Иеремию, который говорит:

18 глас в Раме слышен, плач и рыдание и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет.

19 По смерти же Ирода, - се, Ангел Господень во сне является Иосифу в Египте

20 и говорит: встань, возьми Младенца и Матерь Его и иди в землю Израилеву, ибо умерли искавшие души Младенца.

21 Он встал, взял Младенца и Матерь Его и пришел в землю Израилеву.

22 Услышав же, что Архелай царствует в Иудее вместо Ирода, отца своего, убоялся туда идти; но, получив во сне откровение, пошел в пределы Галилейские

23 и, придя, поселился в городе, называемом Назарет, да сбудется реченное через пророков, что Он Назореем наречется.















Проповедь по совершении Божественной литургии

Спаси, Господи, и пошли Господи вам Ангела Хранителя и Божие благословение на предстоящей неделе. Причастников поздравляю с принятием Святых Христовых Таин.

Напоминаем, что сегодня служба вечерня в 16:00 с чтением акафиста Рождеству Христову, а на неделе служба будет: во вторник вечерня в 16:00 и в среду – 8:00 – начало Божественной литургии. В среду – Отдание праздника Рождества Христова. Затем в среду вечерня в 16:00, Всенощное бдение, и в четверг, 14-го числа, в 7:30 – начало чтения часов, 8:00 – начало Божественной литургии.

Четверг – праздник Обрезание Господа и Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. Также в четверг праздник Василия Великого, составителя Божественной литургии, а также праздник Нового года, или, как он в народе называется, Старо-новый год. Вот, три праздника соединены воедино.

Затем в четверг вечерня в16:00, и в пятницу – 8:00 – начало Божественной литургии.

В пятницу праздник преподобного и богоносного отца нашего Серафима Саровского и всея России чудотворца.

В пятницу вечерня в 16:00, в субботу – 8:00 – начало Божественной литургии.

Вечерня в субботу в 16:00 и в воскресение – 8:00 – начало Божественной литургии.

Я напоминаю, что сейчас Святки, а так как святые дни, то поста в среду и в пятницу нет. В среду и в пятницу до 18 января мы вкушаем скоромную пищу.

Вам же Ангела Хранителя и Божие благословение.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.

Слава Тебе, Боже.